Поученіе. Воспоминаніе знаменія креста Господня въ Іерусалимѣ при царѣ Константинѣ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Размышляя о крестцѣ Господнемъ, мы должны не только благодаришь Господа за содѣланное Имъ наше спасеніе, но и молить Его о прощеніи содѣлываемъіхъ нами грѣховъ.

  I. Нынѣ совершается воспоминаніе знаменія креста Господня въ Іерусалимѣ, бывшаго на небѣ въ 351 году. Было оно во дни св. Пятидесятницы, т. -е. между Пасхою и Пятидесятницею, 7-го мая, около 3-го часа дня. Крестъ былъ изъ свѣта и протяженъ надъ Голгоѳою, горою распятія Христова, до горы Елеонской, откуда вознесся Господь, — около двухъ Беретъ.

Крестъ былъ виденъ всѣмъ народонаселеніемъ города, и виденъ довольно продолжит е время дня, и свѣтъ его былъ сильнѣе свѣта солнечныхъ лучей. Народъ толпами спѣшилъ въ храмы, и всѣ трепетали и молились Господу. Это небесное явленіе обратило ко Христу многихъ изъ іудеевъ и язычниковъ. Оно предвозвѣщало тотъ великій крестъ, который предстоялъ на цѣлыя двадцать лѣтъ послѣ Константина Великаго церкви отъ императоровъ Констанція аріанина и Іуліана отступника.

II. При размышленіи о чудесномъ явленіи на небѣ креста Господня наджитъ намъ, братія, не только благодарить Господа за содѣланное Имъ спасеніе наше, но и молить Его о прощеніи содѣлываемыхъ нами грѣховъ.

а) Сынъ Божій, Владыка неба и земли, Творецъ вселенныя, Существо во всѣхъ отношеніяхъ безконечно великое и совершеннѣйшее, сошелъ съ небесъ на землю, принялъ на Себя бренную плоть человѣческую, подвергся въ ней разнымъ нуждамъ и огорченіямъ, а наконецъ умеръ за насъ поноснѣйшею смертію—распятъ на крестѣ, какъ беззаконникъ! И все это Онъ сдѣлалъ не потому, чтобы имѣлъ нужду въ насъ (какъ преблаженный, Онъ ни въ чемъ не нуждается), и не потому, чтобы мы—люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Онъ принесъ ради нашего спасенія;—но единственно по безпредѣльной Своей благости и неизреченной любви къ роду человѣческому. Такъ возлюбилъ Богъ міръ, говоритъ евангелистъ, что отдалъ на смерть Сына Своего Единороднаго, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную (Іоан. 3, 16).

А мы, любимъ ли Его, Бога и Спасителя нашего, какъ должно, всѣмъ сердцемъ и всею душею? Не можетъ ли и къ намъ относиться то, что Господь сказалъ нѣкогда объ іудеяхъ: приближаются ко мнѣ люди сіи устами своими, и чтутъ Меня языкомъ, сердце же ихъ далеко отстоитъ отъ Меня (Исаіи 29, 13)? Кто искренно любитъ кого-нибудь, тотъ старается исполнять желанія любимаго предмета, опасается оскорблять его и всегда помнитъ, или, по крайней мѣрѣ, часто воспоминаетъ о немъ; а мы исполняемъ ли заповѣди Божій? не прогнѣвляемъ ли Господа дѣлами? и помнимъ ли Его, по крайней мѣрѣ — часто ли воспоминаемъ о Немъ? За любовь Его къ намъ мы платимъ холодностію къ Нему; за величайшее благодѣяніе, оказанное намъ въ искупленіи отъ вѣчной смерти, воздаемъ Ему неблагодарностію и оскорбленіемъ Его святости своими грѣхами. Не долженъ ли Онъ за это гнѣваться на насъ? Не должны ли мы просить у Него прощенія? Пусть же каждый усердно взываетъ къ нему: Господи, помилуй!

б) Христосъ умеръ за грѣхи наши, пострадалъ для очищенія ихъ кровію Своею (1 Кор. 15, 3. Римл. 3, 25); а очищая ихъ, Онъ желалъ, чтобы мы болѣе не дѣлали ихъ. И подлинно, истинно вѣрующій въ Него не грѣшитъ произвольно; но хранитъ себя отъ грѣха (1 Іоан. 5, 18), ибо грѣшить—это значило бы вновь распинать Сына Божія и осуждать себя на вѣчное мученіе (Евр. 6. 4, 6, 8).

А мы, братія, хранимъ ли себя отъ грѣховъ, остерегаемся ли ихъ? Многіе изъ насъ, по выраженію пророка: пьютъ беззаконіе, яко воду, т. -е. предаются грѣху безъ страха и ненасытно, да и всѣ мы не боимся грѣховъ и не удаляемся ихъ такъ, какъ бы слѣдовало. Иные грѣхи мы даже не считаемъ грѣхами по ихъ маловажности, между тѣмъ какъ всякій грѣхъ весьма тяжекъ, потому что есть преступленіе закона Божія (1 Іоан. 3, 4); а другіе грѣхи извиняемъ слабостію природы нашей, тогда какъ мы созданы во Христѣ Іисусѣ на добрыя дѣла ф. 2, 10), а не на грѣхи, и при содѣйствіи благодати Божіей можемъ противиться всякому влеченію ко грѣху (2 Кор. 12, 7). Есть между нами и такіе, которые грѣшатъ не по слабости природы, а произвольно и съ намѣреніемъ, сами ищутъ случаевъ ко грѣху, и не только сами грѣшатъ, но еще соблазняютъ и развращаютъ другихъ. Скажите, не тяжко ли мы согрѣшаемъ всѣ предъ Богомъ? Не имѣемъ ли поэтому великой нужды въ Его милосердіи? Пусть же каждый взываетъ къ Нему изъ глубины души своей: Господи, помилуй!

в) Іисусъ Христосъ умеръ за грѣхи наши съ тою великою цѣлію, дабы мы, избавившись отъ грѣховъ, жили для правды и наслѣдовали вѣчную жизнь въ царствѣ небесномъ (1 Петр. 2, 24. Евр. 9, 15).

А мы? братія, печемся ли исполнить волю Его, ревнуемъ ли о добродѣтели, заботимся ли стяжать вѣчное блаженство? Прослѣдите свою жизнь отъ юности до настоящаго дня, разсмотрите хотя одинъ день ея и скажите: что вы сдѣлали для стяжанія блаженства во царствіи небесномъ? Какую порочную страсть въ себѣ истребили? Какую добродѣтель усилили? Сколько добра сдѣлали для ближнихъ? Чѣмъ пожертвовали Господу? Увы, едвали не всѣ мы только ѣли, пили и веселились; а если и трудились: то болѣе для чрева, нежели для Бога и спасенія души своей, болѣе для земли, нежели для неба и вѣчнаго въ немъ блаженства, о которомъ многіе, можетъ быть, и не думаютъ! Видите, какіе мы грѣшники и какъ нужно намъ молить Господа, да проститъ Онъ насъ за нерадѣніе наше о благоугожденіи Ему и вѣчномъ спасеніи нашемъ! Пусть же каждый съ искреннимъ покаяніемъ взываетъ къ Нему: Господи, помилуй!

III. А ты, преблагій Господи, вонми гласу моленія нашего и буди милостивъ къ намъ грѣшнымъ! Ты нѣкогда молилъ Отца небеснаго простить величайшихъ беззаконниковъ, Тебя распинавшихъ: прости же и насъ за великія наши прегрѣшенія! Помилуй насъ, Господа, помилуй насъ!.. Аминь. (Сост. по кн. «Избранн. слов. и б е сѣд»., Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий