Поученіе. Воздвиженіе креста Господня

 Прот. Григорій Дьяченко

Что значитъ взять крестъ свой?

I. Св. церковь торжественно вспоминаетъ нынѣ обрѣтеніе честнаго креста Господня. Это радостное событіе послѣдовало, какъ извѣстно, спустя три вѣка по воскресеніи Господа, и совершено св. Еленою, матерію равноапостольнаго царя Константина.

Когда эта благочестивая царица посѣщала мѣста, освященныя жизнію и страданіями Богочеловѣка, то Духъ Святый возбудилъ въ ея сердцѣ желаніе — обрѣсти крестъ Господень, который до того времени, по смутнымъ обстоятельствамъ церкви, удручаемой гоненіями, оставался въ неизвѣстности. Трудно было и для порфироносной искательницы совершить это обрѣтеніе; ибо іудеи и язычники, не терпя поклоненія Распятому, старались изглаждать всѣ слѣды Его жизни. Крестъ Господень, вмѣстѣ съ крестами распятыхъ съ Нимъ на Голгоѳѣ, зарытъ былъ въ землѣ, и на томъ самомъ мѣстѣ воздвигнутъ потомъ римлянами храмъ одному божеству языческому. Но усердіе равноапостольной царицы препобѣдило всѣ трудности. Мѣсто креста найдено, по указанію одного іудея, и капище, на немъ стоявшее, разрушено. Когда потомъ начали раскапывать землю, то сначала ощущено было неизреченное благоуханіе; потомъ открылись три креста, изъ коихъ на одномъ была надпись, та самая, которую Пилатъ положилъ на крестѣ Господа. Не смотря на это указаніе, просвѣщенное благочестіе царицы искало еще вѣрнѣйшаго признака. Святый Макарій, тогдашній патріархъ іерусалимскій, употребилъ для сего такое средство, какое могла внушить только самая живая вѣра въ Распятаго. По его повелѣнію принесенъ былъ одинъ больной, находившійся при смерти. Святитель прикоснулся къ нему сначала однимъ, потомъ другимъ крестомъ, но безъ всякаго дѣйствія; когда же прикоснулся третьимъ, на коемъ была надпись, то больной всталъ и сдѣлался совершенно здоровымъ. Это чудо вразумило всѣхъ, что это подлинный крестъ Того, Который есть воскресеніе и жизнь. Найденный такимъ образомъ крестъ перенесенъ былъ съ торжествомъ во храмъ Іерусалимскій, гдѣ святый патріархъ воздвигъ его передъ народомъ съ амвона, дабы всѣ, и великіе и малые, могли насладиться зрѣніемъ животворящаго древа. Церковь же св., обрадованная обрѣтеніемъ божественнаго сокровища, положила, чтобы память обрѣтенія креста Господня ежегодно была совершаема въ настоящій день. Таково происхожденіе нынѣшняго празднества (Руфин. церк. ист. кн. 1, гл. 7).

II. Празднуя нынѣ воздвиженіе креста Господня, вспомнимъ, возлюбленные о Христѣ братіи и сестры, и о другомъ крестѣ, на который указалъ Своимъ послѣдователямъ I. Христосъ: если кто хочетъ итти за Мной, сказалъ Онъ, тотъ отвергнись себя, и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мной (Мѳ. 16, 211).

а) Что это за крестъ, съ которымъ надобно итти во слѣдъ Господа, и изъ чего онъ составляется? Онъ слагается, братія мои, изъ тѣхъ печалей, скорбей и болѣзней, на которыя осудило падшаго человѣка правосудіе Божіе; изъ тѣхъ тягостей, трудовъ и заботъ, которые обязанъ нести каждый, какъ членъ общества человѣческаго; изъ тѣхъ огорченій, досадъ и неудачъ, которыя каждый изъ насъ встрѣчаетъ въ жизни почти на каждомъ шагу, изъ тѣхъ неудовольствій, оскорбленій, уничиженій, озлобленій, которыя такъ часто доводится намъ терпѣть въ кругу своихъ ближнихъ, въ дѣлахъ общественныхъ и частныхъ, внутри своего семейства и въ обществѣ, изъ тѣхъ потерь и лишеній, несчастій и бѣдствій — общественныхъ и частныхъ, которыя попускаются на насъ или испытующею премудростію, или наказующею правдою Отца небеснаго.

б) Почему необходимо нести этотъ крестъ? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болѣзни, на скорби и печали, на горести и бѣдствія во всю свою жизнь до смерти. Засѣявъ сами всю землю терніями, можемъ ли не уязвляться ими? Призывая сами грѣхами своими бѣдствія на міръ Божій, можемъ ли не подвергаться имъ? Привлекая сами беззаконіями и неправдами своими проклятіе правды Божіей, можемъ ли не чувствовать въ себѣ его тяжести? Сдѣлавъ сами себѣ крестъ изъ древа преслушанія и преступленія заповѣдей Божіихъ, можемъ ли не нести его? И дѣйствительно, каждый изъ насъ несетъ этотъ крестъ отъ рожденія до смерти.

в) Для чего же повелѣвается еще взять крестъ и нести, когда онъ есть уже на всѣхъ и всѣ несутъ его? Для того, что, когда несемъ его по необходимости, поневолѣ, онъ есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигаетъ преступника, не дѣлая его чрезъ то ничѣмъ болѣе, какъ достойно казнимымъ преступникомъ; а свободно принятый и съ вѣрою несомый во слѣдъ Господа I. Христа, онъ дѣлается очистительнымъ средствомъ и исцѣляющимъ врачевствомъ отъ грѣха. Оба, распятые со Христомъ, разбойника терпѣли одну и ту же казнь; но одинъ изъ нихъ погибъ въ своемъ невѣріи и ожесточеніи; другой же, съ искреннимъ раскаяніемъ во грѣхахъ своихъ исповѣдуя себя достойно страждущимъ за свои беззаконія, глаголаше Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, и за то услышалъ изъ устъ Самого Господа: днесъ со Мною будеши въ раи.

Такъ бываетъ и всегда. Съ однимъ и тѣмъ же крестомъ, по одному и тому же жизненному пути люди идутъ въ противоположныя стороны и приходятъ къ противоположнымъ концамъ. Одни, чрезъ крестъ земныхъ скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходятъ на небо и въ рай; другіе, подобно другому разбойнику, со креста временныхъ скорбей нисходятъ на крестъ вѣчныхъ мученій ада.

г) Когда же и какъ можемъ сдѣлать крестъ свой подобнымъ кресту Христову, спасающимъ? Когда пріемлемъ подаваемый намъ Богомъ крестъ съ живою вѣрою и искреннимъ раскаяніемъ, несемъ его съ полною покорностію и преданностію волѣ Божіей и съ упованіемъ жизни вѣчной, когда въ терпѣніи скорбей и напастей уподобляемся Самому Господу Іисусу Христу, послѣдуя стопамъ Его.

Истинно вѣрующій при всякой встрѣчающейся скорби говоритъ: аще благая пріяхомъ отъ руки Господни, злыхъ ли не стерпимъ? Крестъ, который подаетъ мнѣ премудрость и благость Отца небеснаго, не обязанъ ли я нести съ сыновнею покорностію? Егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ.

III. И чѣмъ больше какимъ-либо бѣдствіемъ сокрушается самолюбіе наше, чѣмъ дѣйствительнѣе какая-либо скорбь смиряетъ нашу плоть и обуздываетъ страсти, обращаетъ къ смиренію и покаянію, тѣмъ тверже можемъ быть увѣрены въ любви и милосердіи къ намъ Отца небеснаго, тѣмъ усерднѣе должны молиться, да поможетъ намъ Господь Своею благодатію донести возложенный Имъ на насъ крестъ до конца нашей жизни съ полною преданностію волѣ Отца небеснаго, съ твердымъ упованіемъ на Его благость и милосердіе, съ утѣшительною надеждою вѣчной жизни и блаженства въ царствѣ Божіемъ. (Сост. Г. Д. по пропов. Иннокентія, архіеп. херсон., т. I и проп. Дим. херсон. т. I).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий