Поученіе. Явленіе Казанской иконы Божіей Матери

 Прот. Григорій Дьяченко

 Божія Матерь есть охранительница и поборница истиннаго ученія православной церкви.

I. Когда и какъ явилась въ Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явленіе коей св. церковь нынѣ свѣтло празднуетъ?

Въ XVI столѣтіи, именно въ 1579 году, при царѣ Іоаннѣ Грозномъ Пресвятая Богородица три раза являлась въ сновидѣніи одной дѣвицѣ г. Казани и повелѣвала возвѣстить духовенству и свѣтскимъ начальникамъ того города, чтобы они взяли икону Ея изъ земли, и указывала самое мѣсто, гдѣ сокрыта была икона.

Сначала мать, потомъ начальники города не вѣрили видѣнію. Наконецъ, дѣвица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, какъ будто только что написанную, а не бывшую въ землѣ. Икона стала источать чудеса, при видѣ коихъ множество татаръ обращались къ православной вѣрѣ и утверждались въ вѣрѣ. Извѣщенные объ обрѣтеніи иконы архіепископъ, градоначальникъ и народъ, съ крестнымъ ходомъ, взяли и поставили икону въ ближайшемъ храмѣ. На мѣстѣ явленія иконы вскорѣ построенъ былъ монастырь Богородицей и 8 го іюля, въ день обрѣтенія иконы, установленъ праздникъ.

Явленіе чудотворной иконы Божіей Матери въ г. Казани было весьма благотворно и спасительно. Въ Казани, до завоеванія ея московскимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, всѣ жившіе тамъ татары блуждали во мракѣ ложной вѣры магометанской. Когда Казань была взята нашимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, жители ея мало-по-малу стали принимать христіанство. Но вновь крещеные татары были еще не тверды въ новой для нихъ вѣрѣ и могли легко отпасть отъ Христовой вѣры и возвратиться въ магометанство. Господь же нашъ I. Христосъ не хощетъ смерти грѣшника (Іезек. XXXIII, 2), но хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истинный пріити (1 Тим. II, 4). О томъ же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвѣщенныхъ св. крещеніемъ казанскихъ татаръ до совращенія въ прежнюю ихъ магометову вѣру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить въ сіе время въ Казани Свой образъ и на всѣхъ съ молитвою и вѣрою притекающихъ къ Ея иконѣ излить чудеса, черезъ которыя маловѣрные и новопросвѣщенные могли бы воочію убѣдиться въ правотѣ святыя православныя вѣры Христовой.

II. Исторія праздника Казанской иконы Божіей Матери напоминаетъ намъ, братія, о той важной и отрадной истинѣ, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истиннаго ученія православной церкви.

Исторія церкви представляетъ много случаевъ такого охраненія Богоматерью православной вѣры. Представимъ изъ нихъ два.

а) Въ 3-мъ вѣкѣ, когда христіанство, находясь въ борьбѣ съ язычествомъ, должно было бороться вмѣстѣ съ разными лжеученіями, св. Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій, желая точнѣе познать таинство вѣры, молилъ Бога объ откровеніи ему Божественной истины;—и въ одну ночь, когда онъ бодрствовалъ, размышляя о вѣрѣ, ему явился старецъ, въ величественномъ одѣяніи, обнаруживаешь въ себѣ великую- добродѣтель. Познавши въ немъ мужа Божественнаго, посланнаго къ нему отъ Бога для разрѣшенія его недоумѣній, св. Григорій съ восхищеніемъ и радостію смотрѣлъ на него; но старецъ, далъ ему знакъ обратить взоръ на другую сторону, и св. Григорій, по указанію его, увидѣлъ дивное явленіе въ образѣ благолѣпной Жены, превосходящей всякій человѣческій образъ, на которую, при разливающемся необыкновенномъ свѣтѣ, отъ изумленія и страха, онъ не могъ смотрѣть. Явившіеся были Матерь Божія и св. евангелистъ Іоаннъ. Матерь Божія просила Іоанна открыть св. Григорію тайну благочестія, и св. Іоаннъ, преподавъ ему въ краткихъ и опредѣленныхъ словахъ нужное наставленіе, скрылся отъ очей его. Святый же Григорій, немедленно записавъ слышанное, согласно съ нимъ стадъ проповѣдывать въ церкви, и Божественное наставленіе, какъ великое, нѣкое наслѣдіе, оставилъ своимъ преемникамъ въ рукописи.

Жизнеописатель сего св Григорія чудотворца, св. Григорій нисскій свидѣтельствуетъ, что живущій въ той странѣ народъ постоянно научался согласно съ симъ наставленіемъ, и не былъ зараженъ никакою ересью и заблужденіемъ. Наставленіе это есть то самое, которое постоянно исповѣдуетъ православная церковь, и которое лежитъ въ основаніи всего христіанскаго вѣроученія. Это ученіе о таинствѣ св. Троицы (См. повѣствованіе о семъ въ концѣ „Прав. испов. пер. съ греч. изд. 4, 1831 г.).

б) Съ прекращеніемъ жестокихъ гоненій язычниковъ на христіанъ, христіанству не меньшая предлежала опасность отъ богоотступника Юліана, мечтавшаго возстановить упадавшее язычество. Много вѣрующіе терпѣли отъ богоотступника, и наконецъ, предъ походомъ своимъ въ Персію, онъ грозилъ св. Василію Великому, епископу Кесаріи каппадокійской, разрушить Кесарію до основанія за ревность ея жителей къ истинной вѣрѣ, и въ самой Персіи, принося жертвы идоламъ, клялся всенародно, что истребитъ всѣхъ христіанъ, если счастливо кончитъ войну свою. Услышавъ объ этомъ, св. Василій Великій, оставшись однажды одинъ въ церкви, сталъ предъ иконою Божіей Матери, на которой начертанъ былъ и ликъ св. мученика Меркурія, и молился о низложеніи отступника и безбожнаго мучителя, — и здѣсь же отъ этой самой иконы получилъ откровеніе о погибели гонителя. Всѣмъ извѣстно, что богоотступникъ пораженъ былъ неизвѣстно кѣмъ пущенною стрѣлою и умеръ отъ истеченія крови (См. продолженіе 3-го слова Іоанна Дамаск. о икон. въ Хр. чт. 1828 г. ч. XXX. стр. 10; сн. Цер. ист. Сокр. к. 3, гл. 21 и Ѳеодорита к. 3 гл. 25; сн. Григ. Бог. слово 2 е на Юліана, т. 1, стр. 186., 214, 189—190. Созом. Церк. ист. к. 6., гл. 2).

III. Да утвердятъ же эти событія, записанныя въ достовѣрныхъ источникахъ церкви, колеблющихся въ православной вѣрѣ, и да побудятъ ихъ, молитвами усердной Заступницы рода человѣческаго, нелицемѣрно всею крѣпостью души искать своего спасенія въ оградѣ православной церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины и вѣрный корабль, приводящій христіанъ къ вѣчному спасенію. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий