Поученіе. Зачатіе св. славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Іоанна

 Прот. Григорій Дьяченко

О томъ, какъ подражать св. Іоанну Крестителю

I. Съ перваго раза кажется довольно странно, отъ чего Іоаннъ, который долженъ былъ предшествовать благодати, доступной всѣмъ человѣкамъ, воспитывается и проводитъ большую часть жизни въ пустыни. Уготовляющій путь Спасителю, который дѣлилъ трапезу съ мытарями, держитъ такой строгій постъ.

Но такъ нужно было Іоанну приготовиться къ его высокому служенію. Живя въ пустынѣ, онъ удобнѣе хранилъ общеніе съ Богомъ. Здѣсь онъ не видитъ развратныхъ обычаевъ міра; порочные примѣры не могли для него сдѣлаться обыкновеноыми, и онъ, какъ представитель закона, встрѣчая ихъ, обличаетъ ихъ со всею строгостію. Привыкши въ пустынѣ питаться акридами и дикимъ медомъ, онъ, и явившись среди народа, не имѣетъ нужды въ пособіи человѣческомъ, и какъ независимый, проповѣдуетъ открыто, и пріобрѣтаетъ своей проповѣди довѣренность. Наконецъ, когда этотъ пустынникъ, котораго никто не зналъ, ясно и открыто указываетъ на Христа Спасителя, то не даетъ ли онъ симъ разумѣть, что познаніе Христа онъ пріобрѣлъ не человѣческимъ наставленіемъ, но откровеніемъ Божіимъ? Съ другой стороны, эта самая необыкновенная жизнь Іоанна имѣетъ въ себѣ черты назидательныя и для людей, которые идутъ путемъ самымъ обыкновеннымъ.

II. Никто не долженъ отговариваться, что онъ не можетъ подражать Іоанну. Ежели Всесвятый Господь представляетъ Себя предметомъ подражанія для насъ грѣшныхъ, святи будите якоже Азъ святъ есмь, то почему же не подражать человѣку? Подвиги имѣютъ свою мѣру, добродѣтели свою степень. У кого нѣтъ силъ подвизаться полнымъ подвигомъ Іоанна, пусть подвизается по мѣрѣ силъ своихъ.

а) Іоаннъ удалился въ пустыню, разорвалъ узы съ обществоиъ, безпрестанно молился и бесѣдовалъ съ Богомъ; а для насъ довольно, ежели будемъ отдѣляться отъ общества людей развратныхъ; ежели утренній и вечерній часъ посвятимъ на молитву и богомысліе; ежели не будемъ за лѣностію и житейскими суетами уклоняться отъ богослуженія. Діаволъ обольщаетъ неопытныхъ, возбуждая въ нихъ не безопасное желаніе приниматься вдругъ за великіе подвиги и отвлекая отъ обязанностей обыкновенныхъ, но святыхъ и необходимыхъ.

б) Іоаннъ вкушалъ только акриды и медъ дикій, хранилъ самый строгій и самый продолжительный постъ; а мы, постыдившись его примѣра, будемъ хранить твердо хотя только тѣ посты, которые по временамъ церковь налагаетъ на насъ. Онъ странную употребляетъ пищу; а отъ насъ никто не требуетъ, чтобы питаться акридами; хорошо и то, если не будемъ упиваться, предаваться объяденію и невоздержанію, ежели будемъ ѣсть и пить не для удовлетворенія похоти, а для поддержанія жизни и укрѣпленія силъ къ перенесенію трудовъ житейскихъ.

в) Іоаннъ торжественно, безъ всякой боязни, не смотря на лица, обличалъ порокъ и заблужденіе; кто изъ насъ способенъ къ такому подвигу? И отъ кого требуется такое трудное для человѣка усиліе? Однакожъ, всѣмъ дана заповѣдъ обличать дѣла темныя: не прикасайтеся дѣломъ неплоднымъ, паче же обличайте (Ефес. V, II). Намъ оставлена другая степень исповѣданія правды: на отцѣ лежитъ обязанность строго обличать заблужденія дѣтей своихъ. На матери взыщется, ежели она, замѣтивъ худое поползновеніе сына или дочери, со всею силою материнской любви не остановитъ ихъ. А равно на каждомъ изъ насъ лежитъ обязанность открывать заблужденіе нашего ближняго. Потому, ежели увидишь, что родственникъ твой, товарищъ въ работѣ, или вообще ближній пересталъ ходить въ церковь, принимаетъ въ домъ тѣхъ лжеименитыхъ старцевъ, которые раззоряютъ православную вѣру, — не бойся и не стыдись сказать ему правду. Скажи откровенно, что онъ уклонился отъ истиннаго пути, попалъ на распутіе, которое приведетъ его къ погибели; старайся убѣдить, чтобы онъ оставилъ лживыхъ и, какъ говоритъ апостолъ, попирающихъ по домамъ учителей, обратился бы съ покаяніемъ къ духовному отцу, искренно навсегда покорился святой православной церкви. Аминь. (Сост. по Словамъ вознесенск. г. Москвы прот. С. Терновскаго. Москва 1860 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий