Поучениіе. Преподобный Ѳеодосій Великій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О благотворности памяти смертной.

 Преподобный Феодосий Великий

I. Преподобный Ѳеодосій, память коего празднуется въ нынѣшній день, родомъ изъ Каппадокіи, получивъ христіанское воспитаніе, съ дѣтства приверженъ былъ къ священному писанію, съ любовію изучалъ его и болѣе всего дорожилъ посѣщеніемъ храма Господня, при которомъ, имѣя хорошій голосъ, онъ былъ опредѣленъ чтецомъ.

Всею душею любилъ онъ это дѣло и со вниманіемъ читалъ и къ сердцу принималъ тѣ евангельскія слова, которыми заповѣдуется не привязываться къ земному муру, а помышлять главнымъ образомъ о вѣчной жизни и стремиться и ней. Усердно молилъ онъ Бога, чтобы Онъ открылъ ему истинный путь и Самъ руководилъ его.

Достигши высокой святости жизни, сдѣлался современемъ настоятелемъ имъ же основанной знаменитой лавры близъ Іерусалима съ шестью стами братіи (всѣхъ же учениковъ его насчитываютъ во время его продолжительной жизни до 16,000 человѣкъ). Преподобный Ѳеодосій Великій, оказывая всѣмъ милость тѣлесную, не забывалъ и духовныхъ дѣлъ милосердія, назидая всѣхъ душеспасительными наставленіями. «Братія,— часто увѣщевалъ онъ иноковъ,—ради любви Господа нашего I. Христа, позаботимся о душахъ нашихъ; вспомнимъ суету кратковременной земной жизни и помыслимъ о будущей, вѣчной жизни; не будемъ лѣниться п проводить въ праздности дни наши, отлагая до слѣдующаго дня доброе начинаніе: да не встрѣтитъ насъ смерть безъ добрыхъ дѣлъ и да не будемъ изгнаны изъ чертога радости и слиткомъ поздно восплачемъ о неправедной жизни. Тогда раскаяніе уже будетъ безполезно; теперь же время для него благопріятное: здѣсь — покаяніе, а тамъ—воздаяніе, здѣсь—дѣланіе и терпѣніе, а тамъ— утѣшеніе... Здѣсь долготерпѣніемъ Божіимъ наслаждаемся, а тогда правосудіе Его узнаемъ, когда воскреснемъ, одни — въ жизнь вѣчную, другіе — въ муку вѣчную».

Преподобный Ѳеодосій мирно скончался въ 529-мъ году, будучи 105-ти лѣтъ отъ роду, и погребенъ въ Виѳлеемской пустынѣ, гдѣ онъ первоначально иночествовалъ.

II. Преподобный Ѳеодосій Великій своею жизнію и своимъ ученіемъ даетъ намъ урокъ имѣть живую память о смерти, дабы не привязываться къ земному и не лишиться небеснаго царствія.

Св. Тихонъ задонскій такъ изображаетъ благотворность памяти смертной: «сіе не попуститъ насъ

а) хвалиться благородствомъ, и другихъ—братію свою— презирать. Понеже, памятуя смерть, будемъ помнить, что земля есмы, и въ землю пойдемъ».

б) «Памятуя смерть, отвратимъ руку отъ лихоимства, травленія, но еще и отъ своихъ имѣній руки требующихъ н а полнять будемъ, вѣдая, что все мірское міру останется, а мы какъ наги вошли въ міръ, такъ наги и отъидемъ» .

в) «Памятуя смерть, не будемъ объяденіемъ и піянствомъ мѣхъ сей тѣлесный обременять: но столько пищи и питія будемъ принимать, чтобы не ослабѣть, и трудиться можно было, надѣясь сами быти снѣдію червей».

г) «Памятуя смерть, не пожелаемъ различныхъ и богатыхъ одеждъ, вѣдая, что при погребеніи едина только срачица для прикрытія наготы нужна»

д) "Памятуя смерть, не будемъ доставать злоковарнымъ проискомъ многихъ селъ, деревенъ, земель, вѣдая, что по смерти не болѣе трехъ аршинъ надобно будетъ земли. И такъ, памятуя смерть, великое опасеніе будемъ имѣть къ избѣжанію козней непріязненныхъ ".

е) "А когда смерть будемъ помнить, то на умъ прійдетъ и судъ страшный, который по смерти слѣдуетъ, гдѣ за слово, дѣло и помышленіе худое истязаны будемъ. И такъ, памятуя смерть, будемъ и къ страшному суду приготовляться, и Судію праведнаго всякими мѣрами умилостивлять. Ибо, ежели къ человѣческому суду призываемы готовимся, какъ на немъ поступать, что сказать, чѣмъ оправдаться: кольми паче къ Божію суду, на которомъ вся явлена будутъ и помышленія наша.

Отъ страшнаго суда двѣ дороги лежащія во умъ представятся: по единой бѣдныя грѣшницы съ плачемъ, воплемъ и рыданіемъ неполезнымъ идутъ въ муку вѣчную; по другой блаженныя праведницы, съ радостію неизреченною, идутъ въ животъ вѣчный.

Сихъ четырехъ—смерть, судъ, адъ, царствіе небесное, всегдашняя память не попуститъ намъ прельщаться грѣховною сладостію, по писанію, въ осторожность намъ глаголющему: "помни послѣдняя твоя четыре, и во вѣки не согрѣшиши (Сирах. VII. 37). " (Изъ твор. св. Тихона задонскаго, изъ слова на текстъ: блюдите, како опасно ходите (ЕФес. V. 15).

ж) Многіе святые для живаго напоминанія себѣ смертнаго часа имѣли у себя въ келліи гробъ, а на столѣ черепъ мертваго человѣка, которые всегда напоминали о смерти, судѣ, адѣ и царствіи небесномъ и тѣмъ постоянно поддерживали св. подвижниковъ въ терпѣливомъ несеніи креста ихъ скорбной жизни на пути въ царствіе небесное.

III. Будемъ же помнить послѣдняя своя, дабы во вѣки не согрѣшить и не лишиться царствія Божія; пусть смерть близкихъ и родныхъ нашихъ напоминаетъ намъ о нашей смерти; пусть видъ кладбища побудитъ насъ къ размышленію о томъ, что будетъ нѣкогда время, когда и мы будемъ покоиться среда мертвыхъ; пусть болѣзни, постигающія насъ, будутъ для насъ вѣстниками, зовущими къ загробной жизни. Больше всего будемъ молить Господа, да избавитъ Онъ насъ отъ окаменѣнія сердца и да пробудитъ Онъ въ нашей душѣ живую память смертную, столь благотворную для насъ. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ:Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий