Поучения катехизические девятнадцатое

Протоиерей Родион Путятин

О Святой Троице

Родион Путятин, протоиерей В Боге есть такие свойства, которые могут быть нам известны и по разуму. «Прилежно рассматривая творение мира, – говорит свт. Василий Великий, – мы познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые свойства, ибо невидимое Его, по словам апостола Павла, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20)». Но есть в Боге и то, что известно нам только по одному Откровению Божию. Что же это такое? Бог един есть по существу, но и троичен в Лицах: Бог есть Троица.


Иисус Христос, посылая учеников на проповедь, повелел им учить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Апостолы, исполняя повеление своего Господа, и крестили и учили поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу. Пророки, хотя не так ясно, и в видениях созерцали, и в песнях воспевали Святую Троицу. Православная Церковь, утвержденная на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, и учит, и поклоняется Отцу и Сыну и Святому Духу.

Мы и на себе творим крестное знамение во имя Отца и Сына и Святого Духа. У нас и на святых иконах изображается Отец в виде старца ветхаго денми, Сын Божий в том виде, как Он жил на земле, Дух Святой в виде голубя, как Он явился на Иордане. Таким образом, все свидетельствует, что Бог есть Отец, Сын и Святой Дух. Но между тем все же свидетельствует: и Иисус Христос, и пророки, и апостолы, и Православная Церковь, все свидетельствует, что Бог един. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4), говорили пророки; Бог один (Гал. 3, 20), и никто же ин, токмо един, проповедовали апостолы. Верую во единаго Бога, повторяет из века в век Святая Православная Церковь.

Итак, что же? Не три ли у нас Бога? Нет, Бог един и у нас, и у всех, и над всеми. Кто же это – Отец, Сын и Святой Дух? Это Лица (ипостаси) Божества. Да, Бог по существу един, но по Лицам троичен. Три Лица имеет Бог, но сии три Лица составляют одно существо. Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7). Бог наш есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; но их не три Бога, а один Бог. Кто из них больше и выше? Никто. Они равны между Собой, имеют равное божеское достоинство, имеют одни и те же божеские совершенства, а потому как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, впрочем так, что в сих ипостасях есть один Триипостасный Бог. Каждое из трех Лиц Божества действует самостоятельно, как Лицо, отличное от других Лиц; но все Они существуют нераздельно, как Лица, составляющие одно Божество, и потому, действуя друг от друга отдельно, Они действуют совокупно; таким образом, по Лицам Они неслиянны, а по существу нераздельны. Какое же различие между Лицами Святой Троицы? Они различаются между Собой по одним личным Своим отношениям или свойствам: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Впрочем, слушатели благочестивые, не будем много углубляться в изъяснения Святой Троицы: это тайна, ничем не объяснимая и для нас непостижимая, Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). Мы должны веровать, что Бог по существу один, а по Лицам троичен, но как Он – один в трех Лицах, этого мы не должны исследовать. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто (Сир. 3, 21).

Послушайте, как излагает учение о Святой Троице святой Афанасий, епископ Александрийский: «Вера кафолическая сия есть, да единаго в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающи ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святого Духа; но Отчее, Сыновнее и Духа Святого едино есть Божество, равна сила, соприсносущно величество. Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый. Тако, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый: обаче не три бога, но един Бог. Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца Самого есть не сотворен, ни создан, но рожден. Дух Святый от Отца ни сотворен, ни создан, ниже рожден, но исходящ. И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть Себе и равны». Будем держаться этого изложения учения о Святой Троице, которое Святая Церковь всегда принимала и считала достойным и верным. Этим мы окончим учение о Боге вообще. После будем мы говорить о каждом Лице Святой Троицы в отдельности, о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.

Слушатели-христиане! Теперь мы имеем некоторое понятие о Боге, полного понятия о Нем нам иметь невозможно. Скажу еще более: не только мы, но и Ангелы не знают и знать не могут, что такое Бог в существе Своем. Но как бы ни было ограничено наше понятие о Боге, мы должны как можно чаще размышлять о Нем. Знание без размышления бесплодно. Напротив, и размышление о том, что мы вполне не знаем Бога, весьма спасительно для нас. Тот много, очень много знает Бога, кто чувствует, что он не знает Бога; святой Кирилл Иерусалимский говорит: «В вещах божественных великое есть знание – сознавать свое незнание».

Итак, будем размышлять о Боге, как знаем, будем размышлять, что Он есть Дух вечный, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, всесвятый, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Будем размышлять и о том, что мы не постигаем Его. «Не постигаю Тебя, Боже, и не смею постигать; Ты неизречен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый». Да, слушатели, еще повторю: мы не должны стараться постигнуть, что такое Бог в существе, но должны чаше размышлять о том, что дано нам знать о Нем. В Боге такое обилие всех совершенств, что и одна мысль о Нем может улучшить, усовершить нас. Когда мы явимся на тот свет, будем подобны Богу, потому что узрим Его, якоже есть. Будем пока теперь размышлять о Боге, и мы еще здесь несколько уподобимся Ему. Верьте и помните, что и минутное размышление о Боге приносит продолжительную пользу; мысль о Боге, в нашей душе появляющаяся, есть семя благодати Божией; мыслить о Боге – значит привлекать к себе благодать Его. Итак, когда Бог приходит тебе на мысль, радуйся: это благодать Его посещает тебя. Напротив, когда у тебя редко Бог на уме, взывай к Нему скорее: «Боже мой, Боже мой, вскую мя оставил еси?» И тогда благодать Его опять с тобою. Аминь.

Назад        Начало            Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий