Поучения катехизические шестнадцатое

Протоиерей Родион Путятин

О том, что Бог пресвят, неизменяем, вседоволен, всеблажен

Родион Путятин, протоиерей Побеседуем, слушатели, о том, что Бог пресвят, неизменяем, вседоволен, всеблажен. Бог свят, пресвят. Мы в церкви, славословя Бога, часто поем Ему: Свят, Свят, Свят Господь, а Ангелы на Небе непрестанно воспевают Ему: Святый Боже!

Слово Божие называет Бога святым, праведным, ненавидящим беззакония, и наш разум не иначе может представить себе Бога, как существом, не причастным никакому пороку. Что же значит это – Бог свят, пресвят? Бог всегда и во всем неизменно поступает по закону, по тому вечному закону, по которому Он и нам велит поступать, чтобы быть святыми; Его и мысли, и желания, и действия ни на одну йоту и ни на одну минуту не отступают от сего закона. От такого неизменного исполнения вечного закона происходит в Боге высочайшая святость.
Высочайшая святость Божия – это такая чистота в Боге, пред которой и чистейшие существа кажутся себе нечистыми; это – такой свет, пред которым и святые Ангелы стыдятся своего недостоинства. Люди делаются святыми, живя по закону, Бог свят по естеству Своему.

Люди заимствуют свою святость от Бога, Бог Сам Собою свят. Люди могут грешить, и самые святые были в таком состоянии, что могли грешить, Бог так свят, что в Нем и малейшей тени греховной нет, не было и не будет. Так неизменна святость в Боге. Так и все в Боге неизменно, потому что Он по существу Своему неизменяем. Каков Он теперь, таким и всегда был, таким и всегда будет; что Он теперь имеет, то и всегда имел и всегда иметь будет. У Бога, Отца светов, говорит апостол Иаков, нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17). И мысли Его никогда не изменяются, и намерения Его всегда одинаковы: совет Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род (Пс. 32, 11), воспевает Давид.

Бог весь и во всем неизменяем: Я – Господь, говорит Он чрез пророка Малахию, Я не изменяюсь (Малах. 3, 6). И невозможно в Боге быть какому-либо изменению: Ему приобретать нечего, потому что Он все имеет, что только можно и нужно иметь, Ему лишиться чего-либо нельзя, потому что все в Нем и все от Него. Так, Бог вседоволен: Он ни в чем не имеет недостатка и ни от кого не зависит. Он все имеет, и имеет все в Самом Себе, и потому-то апостол Павел говорит, что Он не требует служения рук человеческих... Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17, 25).

Будучи пресвят, неизменяем, вседоволен, Бог наслаждается чистым, неизменяемым, совершенным покоем, и потому апостол Павел называет его блаженным и единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих (1 Тим. 6, 15). А псалмопевец, благословляя Господа, говорит: исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец (Пс. 15, 11). Таким образом, Бог не только Сам блажен, но и есть единственный источник блаженства для всех тварей.

Слушатели-христиане! Живя на земле, мы грешим, и очень часто; трудно иногда не грешить – так трудно, что невольно даже грешим. Но Бог пресвят. Он грехов не любит. Что же делать нам, грешникам, чтобы не погибнуть от грехов? Взывать к Нему из глубины души: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас, просить Его чаще: имиже веси судьбами, спаси нас, Сыне Божий! Бог всегда готов нас миловать и прощать нам, если только мы просим у Него милости; грехи наши прощаются нам, когда мы пред Ним сознаем себя грешниками. Сознать себя виновным пред Богом, исповедать пред Ним свои грехи – значит как бы оправдать себя пред Ним.

Живя в мире, мы многое теряем, многого лишаемся; но несмотря на то, страсти все влекут нас к миру чувственному, мы все любим земное, мирское. Что же нам делать, чтобы не погибнуть с миром и от мира? Взывать к Богу от всего сердца: сердце мое к Тебе, Слове, да возвысится, и да ничтоже усладит мя от красот мирских и сладостей. Да, пока будем любить и привязываться к земному, мирскому, мы все будем терять и лишаться. Только тогда ничего не потеряем, когда всего будем искать в Боге и всего будем ждать от Него. Бог неизменяем и нам никогда не изменит; напротив, земное, мирское все изменчиво и всякую минуту изменить нам готово. Живя во времени, мы почти ничего не готовим, не приобретаем себе для вечности, мы все нищи и бедны добрыми делами.

С чем же мы явимся на тот свет к Богу? Будем признавать пред Богом нашу нищету и бедность, наши грехи и слабости, и Он не отринет нас от лица Своего, и нам будет с чем явиться на тот свет – с Его к нам милостью мы явимся туда. Бог наш вседоволен: Ему ничего от нас не нужно. Сознание нищеты и бедности, сознание своих грехов приятнее Ему наших даров и приношений. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Живя на земле, в сей юдоли плача, мы часто слезы льем, мы много горя терпим. Кто же в этом виноват? Почему не прибегаем к Богу? У Бога много радостей; десница Его полна всяких утешений. И потому будем чаще взывать к Нему: Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставь меня в моем горе! И Он не оставит, обрадует нас.

Так будем во всех случаях и всегда обращаться к Богу. Бог пресвят, Он соделает нас святыми. Бог неизменяем, Он нам не изменит. Бог вседоволен, Он ничего от нас не требует. Бог блажен, Он и нас соделает блаженными. Аминь.

Назад   Начало    Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий