Поучения катехизические восемнадцатое

Протоиерей Родион Путятин

О том, что Бог есть Троица

Родион Путятин, протоиерей    Почему мы, слушатели, взываем к Богу иногда как к единому, например, слава Тебе, Боже, или Господи, помилуй, а иногда как трем, например, слава Отцу и Сыну и Святому Духу; почему это? К Богу взываем как к единому, потому что Он действительно един, а как к трем взываем к Нему, потому что Он действительно в трех Лицах.


Да, Бог един по существу, и, кроме Его единого, нет другого; но единый по существу, Он троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая, то есть Бог есть существо единое, но имеет три Лица, и первое в Нем Лицо – Отец, второе – Сын, третье – Дух Святой.

Почему мы иногда к Отцу взываем как к Богу, например, Господи Боже, Отче, Вседержителю, и к Сыну иногда взываем как к Богу, например, Господи Иисусе, Сыне Божий, и к Духу Святому тоже как к Богу, например, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины! Итак, почему? К Отцу как к Богу мы взываем, потому что Он действительно есть истинный Бог, и к Сыну как к Богу взываем, потому что Он действительно есть истинный Бог, и к Духу Святому как к Богу взываем, потому что Он действительно есть истинный Бог. Да, и Отец есть Бог, и Сын Бог, и Святой Дух Бог, но Бог един, а не три.
Видите, что Отец действует отдельно как Бог, Сын действует отдельно как Бог, и Дух Святой действует отдельно как Бог. Потому-то мы и обращаемся отдельно к каждому Лицу как к истинному Богу, но не как к трем богам, а как к трем Лицам единого Божества, потому что Они как Лица, действуя и отдельно, существуют нераздельно, все Они три – одно существо. Они три – единое, Троица единосущная и нераздельная. Они же и все три совершенно равны между Собой, по всему равны, во всем равны, имеют равное божеское достоинство, имеют все одну и ту же силу и одни и те же совершенства, ни одно из Лиц Святой Троицы не имеет какого-нибудь преимущества пред другим; Они и различаются между Собой ничем более, как только тем одним, что Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Почему мы иногда взываем преимущественно к одному какому-нибудь из Лиц Святой Троицы? Это потому, что иное дело Божие есть дело преимущественно одного какого-нибудь Лица Божества, например, сотворение мира есть преимущественно дело Бога Отца, искупление – преимущественно дело Сына Божия, освящение – преимущественно дело Духа Святого; потому-то мы и славим все сотворившего – Отца, всех искупившего – Сына, всех освящающего – Духа Святого. Но, впрочем, обращаясь со славословием преимущественно к одному кому-нибудь из Них, мы в мыслях имеем и славим все три Лица Троицы, потому что, и действуя друг от друга отдельно, Они, как единое существо и единая сила, все действуют совокупно, нераздельно.

Так, Отец сотворил мир, но сотворил Словом – Сыном Своим и Духом Своим Святым; Сын Божий совершил искупление, но совершил благоволением Отца и содействием Духа Святого; Дух Святой всех нас освящает, но освящает по любви к нам Отца и ради заслуг за нас Сына. Да, и когда мы взываем к Богу Отцу, к Богу Сыну, к Богу Духу Святому, мы в мыслях имеем не трех богов, но Бога единого, потому что Бог по существу всегда един, вечно един; и когда к одному Лицу Святой Троицы как Богу взываем, мы в мыслях имеем единого Бога в трех Лицах, потому что Бог всегда в трех Лицах, вечно в трех Лицах.

Из трех Лиц Святой Троицы почему мы чаще взываем к Сыну Божию, Иисусу Христу? Это потому, что Иисус Христос, как Богочеловек, как бы ближе к нам, доступнее нам по Своему человечеству, да Он же и ходатай наш к Богу, Его именем мы и всего просим у Бога, чрез Него мы и все получаем от Бога, чрез Него мы и Отца узнали, чрез Него и Дух Святой сошел к нам, и потому к Нему чаще и обращаемся, чем к другим Лицам Святой Троицы. Но и тут, призывая Сына Божия, мы все равно в то же время призываем и Отца и Святого Духа, хотя и не называем Их по имени, потому что как никогда Они неслиянны по личным Своим свойствам, так никогда и нераздельны Они по Своему существу и вечно равны по Своему достоинству. И потому, призываешь ли Отца, призываешь ли Сына, призываешь ли Духа Святого, во всяком случае ты всегда призываешь всю Святую Троицу, хотя и одного кого-нибудь имя именуешь. Но довольно, в Боге все непостижимо, но всего непостижимее в Нем то, что Он един, но в трех Лицах.

Впрочем, еще предложим вопрос. Для чего Бог открыл и для чего нам знать такую непостижимую тайну, что Он есть Троица? Необходимо нам знать это, необходимо для нашего спасения. Без веры спастись невозможно, а без какой веры? Именно без этой, без веры в Святую Троицу, без веры в Бога единого в трех Лицах. Святая Троица проста для верующего просто. Она и открылась просто, открылась, так сказать, Сама Собой, при открытии и устроении нашего спасения. Она Сама видимо, гласно явилась. Например, при Крещении Спасителя Господа нашего Иисуса Христа был слышен голос Бога Отца, был виден в воду погруженный Сын Божий, виден был и Дух Святой, сходящий в виде голубя.

Да, вместе с открытием, с устроением нашего спасения открылась, для спасения нашего явилась тайна Святой Троицы. И потому-то в Ветхом Завете, когда спасение наше не вполне было совершено, о тайне сей очень немного говорится, притом не вполне и не так прямо, определенно же, прямо и вполне стали говорить о ней только в Новом Завете, и то только тогда, когда спасение наше вполне устроилось. Да, только возносясь от нас на Небо, Иисус Христос сказал Своим апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Итак, спасение наше устроилось с открытием тайны Святой Троицы. Как же мы могли бы спастись, если бы мы знали только, что Бог един, а не знали, что Он един, но в трех Лицах? Значит, мы не знали бы ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа, то есть не знали бы самого главного для своего спасения, не знали бы, как Отец нас любит и как спасения нашего нам желает, как Сын приобрел и чем заслужил нам спасение наше, как Дух Святой нас обновляет и освящает во спасение, и, следовательно, не могли бы и веровать, не могли бы во спасение себе воспользоваться любовью Отца, заслугами Сына, освящением Святого Духа. Да, только тогда мы спасаемся, когда веруем во единого Бога, но в трех Лицах, ибо только тогда Бог бывает к нам всею Своей любовью, Сын Божий ходатайствует за нас всеми Своими заслугами, Дух Святой действует в нас всею Своей силой животворящей.

Слышишь ли, христианин, слышишь ли, в чем вся сила твоего спасения, вся надежда тебе на твое спасение? О, слышишь ли? Когда ты взываешь, молишься Богу единому в трех Лицах, то Бог Отец обращается к тебе со всею Своей любовью, Сын Божий ходатайствует пред Отцом за тебя всеми Своими заслугами, Дух Святой действует в тебе всею Своей святой животворящей силой, чтобы твоя молитва благоприятна была Отцу и Сыну. Итак, слышишь; но веруешь ли?..

О, верую, Господи, верую, что Ты еси воистину Троица Святая, верую и во веки буду поклоняться Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Назад   Начало   Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий