Поучения на Ветхий и Новый Заветы

Родион Путятин, протоиерей

 

Протоиерей Родион Путятин

И будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22)

Иисус Христос, когда посылал учеников Своих на проповедь, говорил им, между прочим, что их будут все ненавидеть за имя Его. И будете ненавидимы всеми за имя Мое. Так действительно и было, всеми они были ненавидимы за имя Его. За имя Его... Как это за имя Его? За то, что они были Его ученики и апостолы, что Его именем назывались, что Его почитали, что Его учение проповедовали, о Нем говорили.

Всеми ненавидимы. Кем – всеми? Всеми, разумеется, теми, которые в Иисуса Христа не веровали, которым веровать в Него и жить по Его учению не хотелось, которым посему видеть и слышать учителей и почитателей Его было неприятно, тяжело, противно, нестерпимо.

Ужели же за то только одно всеми были ненавидимы ученики и апостолы Иисуса Христа, что они ученики и апостолы Его, что чтили Его, проповедовали о Нем? Да, так. Сами по себе ученики и апостолы Христовы были люди добродетельнейшие, честнейшие по жизни и чистейшие по душе. Ненавидимы были они именно за то только одно, что Иисуса Христа почитали, Иисуса Христа проповедовали. Странно – ненавидят лиц совершенно невинных за имя Иисуса Христа, имя единое благословенное вовеки! Однако же так было, так было с первыми учениками и апостолами Христовыми. Так было и после со всеми, кто почитал Иисуса Христа, кто проповедовал, учил о Нем; всегда и везде эти люди были ненавидимы, презираемы, гонимы – и именно за то единственно, что они почитали Иисуса Христа, учили, проповедовали о Нем.

Так было, а частью так есть и доселе. Да, и доселе есть у некоторых какая-то ненависть к почитателям Иисуса Христа, к учителям и проповедникам Его; может быть, даже есть она у некоторых и из нас, несмотря на то что мы все христиане.
Слушатель-христианин! Не бывает ли иногда и у тебя чего-нибудь похожего на эту ненависть к почитателям Иисуса Христа, особенно к учителям Его, к пастырям Его Церкви? Тебе неприятно, досадно иногда бывает видеть лиц духовных, встречаться с ними, быть вместе, говорить или сидеть с ними?.. Обрати внимание на это свое чувство, разбери его беспристрастно: отчего оно в тебе?

Смотри, не оттого ли, что они напоминают тебе об Иисусе Христе, что говорят о Нем, имя Его повторяют, крестом Его знаменуются, даже когда молчат, все как будто напоминают об Иисусе Христе своим видом, своим одеянием, напоминают, учат, чтобы ты жил по Его учению, честно и чисто, помня Бога и не забывая будущей жизни, а тебе жить так не хочется, напоминание об этом неприятно – словом, не за то ли ненавидишь ты их, за что ненавидимы были почитатели и ученики Христовы, то есть за имя Его?

Ты, без сомнения, с негодованием отвергнешь это. Ты говоришь: напротив, если я ненавижу кого из этих лиц, то скорее за то, что они злоупотребляют именем Иисуса Христа, что они лицемерно почитают Его и учат о Нем, что они себя только показывают истинными христианами, представляют только из себя святых, набожных и делают это больше из видов корыстных, чтобы их самих за это почитали, уважали...

Но почему все это ты знаешь? Впрочем, допустим, предположим, что действительно я таков, какими кажутся тебе эти лица, что я по виду только ученик Христов и почитатель, что я действительно показываю только себя христианином, только представляю из себя человека набожного, святого и делаю это, может быть, действительно из нечистых, корыстных видов, чтобы меня почитали, уважали. Но за что же, однако, поэтому ненавидеть меня? Почтения и уважения я не стою, по твоему внутреннему убеждению. Ты и не чти, не уважай меня, не делай против убеждения своего. Но зачем же ненавидеть, зачем презирать меня, гнушаться?.. Если я не истинный христианин, все же я человек. Ненависть ни к какому человеческому лицу непохвальна, неизвинительна. А как прискорбна и тяжела она для всякого, кому приводится часто быть предметом ее! Да, я, как человек, чувствую очень, как это тяжело.

Признаюсь, тяжело, больно, до глубины души больно – знать, слышать, даже видеть, что тебя видимо ненавидят, явно тобой гнушаются, очевидно тебя презирают; тяжело, больно мне это, потому что я человек. Ты действуешь по убеждению, но ведь и я убежден, по крайней мере, в том, что я человек. Докажи, что я не человек, а если я человек, за что же ты меня ненавидишь?..
Как человек, я нередко разбираю, за что, в самом деле, нас духовных ненавидят некоторые, и как ни разбираю, никакой не вижу причины, за что бы следовало нас ненавидеть. Никакой, кроме разве той, что мы почитаем Иисуса Христа, что мы пастыри и учители Церкви, что мы о Нем говорим, о Нем напоминаем, напоминаем собой, своим видом, своим одеянием.

Итак, ужели, в самом деле, нас ненавидят ныне именно за имя святое, за которое ненавидимы были почитатели Его всегда, начиная с первых учеников и апостолов Его?.. О, в таком случае я спокоен, и мне нимало не тяжело быть ненавидимым. Не смею я о том радоваться с апостолами, что меня ненавидят за имя Господа Иисуса, но все же я спокоен. Да, слушатель-христианин, рассуди, разбери, узнай хорошенько причину своей неприязни, ненависти к некоторым лицам; узнай, не за имя ли Иисуса Христа ты ненавидишь их. Ненависть ни к какому лицу не похвальна и ни по каким причинам не извинительна, а за имя Иисуса Христа – она страшна, ужасна, безбожна.

Да сохранит тебя от нее Господь Бог! Аминь.

Назад                         Начало                                                           Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий