Поучения на Ветхий и Новый Заветы

Родион Путятин, протоиерей

Протоиерей Родион Путятин

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29)

     Итак, ужели всякому из нас непременно надобно оставить дом, братьев, сестер, отца, матерь, жену, детей и все имение? Мало этого – оставить, надо, как говорит Спаситель, возненавидеть отца своего и матерь, и жену, и детей, и братьев, и сестер, если хотим спастись.


Есть в жизни случаи, при которых непременно должно оставить отца, матерь, жену, детей, братьев, сестер и все имение. Известно, что на пути ко спасению враги человеку домашние его. Вспомните притчу о званных на вечерю. Все эти званные отказывались от вечери, то есть от вечного спасения, именно по домашним обстоятельствам и семейным делам. Один говорил: я село купил и имею нужду видеть его, и потому мне некогда – некогда заняться спасением души. Другой говорил: я волов купил, надо их испытать, и потому некогда – некогда попещись о спасении. Третий говорит: я женился и не могу оставить жену.

Не то же ли бывает и ныне, когда требуется исполнять дела благочестия? Как часто люди принуждены бывают отлагать нужное для своего спасения, чтобы заняться тем, чего требуют хозяйственные заведения, дом, соседи, друзья, жена, дети и домашние? Да пусть бы все это затрудняло нас только на пути ко спасению. Нет, все это иногда ведет нас совсем на противный путь погибели. Хозяйство нередко у многих превращается в любостяжание, обидное для ближних, домоводство у иных соделывается удручением рабов и прислужников, хлебосольство становится роскошью и невоздержанием, слепая привязанность к жене и детям производит потачку их прихотям и разврат в их поведении.

Не говорю уже о том, что иногда, чтобы соблюсти правила светского приличия, надобно льстить, притворяться, обманывать и двоедушествовать, чтобы удовольствовать и насытить друзей, надобно иногда домашних лишить нужного, чтобы нарядить жену, надобно иногда входить в долги и разоряться, чтобы воспитать детей, надобно иногда праведными и неправедными средствами приобретать богатство. Но если бы какой хозяин, супруг или отец не захотел этого делать, то мир обругает его, сами домашние, жена и дети возненавидят его.

Итак, можно ли спастись тому, кто захочет угождать и им? Но ведь было же много святых, которые не оставляли родителей, имели жен и детей, занимались хозяйственными делами? Так, это правда. Но их родители не развращали, а наставляли в страхе Божием и добродетели. Их жены не отягощали своими прихотями, а разделяли с ними честные труды и попечения. Их дети не огорчали своим распутством, но веселили благонравием. Домашними делами они занимались так, что не забывали Бога и благочестия. И в этом случае они согрешили бы, если бы возненавидели, оставили их.

Итак, надобно любить отца и мать, жену и детей, заботиться о близких, заниматься домом, если все это не препятствует нам любить Бога, заботиться о своем спасении, заниматься благочестием. А если отец и мать, жена и дети, дом и близкие препятствуют нам любить Бога, отвлекают нас от спасения, требуют незаконного, в таком случае надобно их оставить, то есть не обращать на них внимания, возненавидеть их, как ненавидит отец любимого своего сына, когда тот требует чего-нибудь незаконного, вредного.

Еще прямее выразимся: если отец и мать, жена и дети, дом и близкие не дают нам заниматься спасением души, то мы должны их оставить. Если же они не препятствуют нам заниматься спасением души, то грешно и беззаконно оставлять их, хотя бы это было для спасения души. Аминь.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий