Православие и харизматизм

Генератор волн харизматизма. Англиканин Дж. Уэсли создал неопротестантскую общину методистов. Он искал методично организованной жизни на трех ступенях духовного роста: 1. Обращение. 2. В результате нравственной жизни — возрождение. 3. Освящение возводит человека по степеням совершенства.

Методистское учение о 3 ступенях и практика собраний вне церковных стен сыграли ключевую роль в популяризации харизматизма. XVIII в. открыл новую эру харизматизма, когда американцы организовались в движение за духовное возрождение — ревивализм. С этого харизматистского движения началась серия харизматистских волн. На смену ревивализму в середине XIX в. пришло движение святости. Следом за ним выросла волна пятидесятничества (начало XX в.). 1960 годом запущена волна неопятидесятничества. Двадцать лет спустя возникла волна пауэр-ивэнджелисма [Пауэр-ивэнджелисм — от англ. power ‘сила, мощь, ткж власть’ и evangelism ‘евангелизация, изложение Евангелия’. — Ред.]. Каждая последующая волна пыталась поднять уровень харизматизма, восстановить гаснущую энергию предыдущей, опиралась на нее и делила ее на два полюса: поспокойнее и повозбужденнее. Возбужденные вливались в новую волну, но и сравнительно спокойные не избегали ее влияния. Современное харизматистское движение образует силовое поле, многократно превышающее возможности самых крупных отдельных сект, оно оказывает большое влияние на общины, которые сектами не назовешь. Границы этого движения, подобно границам шторма, трудно установить. В нем участвуют по разным оценкам от 120 до 300 млн. исповедающих себя христианами. Число их растет.

Миссионерский успех ревивализм имел благодаря кэмп-митингам (собраниям на природе). Духовная атмосфера кэмп-митинга культивируется и в последующих четырех волнах. Опишем ее словами Феофана Затворника: народ «вздыхает или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т. п. Эти движения и в домашней молитве нехороши, а тем более <...> в церкви». Святитель предупреждает: конвульсии и падения не суть дары Божии, а неврологические феномены; бурное непроизвольное проявление чувств, входя в привычку, совершается для возобновления их или для показа чувств, которых нет. В итоге выходит фиглярство, а не духовное возрождение. Мистика ревивалистов, основанная на воображении духовных видений, слывет у исихастов кумиротворением.

На кэмп-митингах боролись с бесконечными случаями блуда. Опытный пастор-организатор митингов замечает тут сложность: «Религиозная страсть заключает в себе все другие страсти; вы не можете возбудить первую, не расшевелив вместе с тем и других». Связь с блудной страстью обнажает корни прелести у ревивалистов: один из двух видов прелести происходит от сладострастия, бес непотребства представлет прельщаемым лица и слова святых, внушает лжепророческое слово (преподобный Григорий Синаит).

Движение святости сделало важное открытие: оказывается «освящение» (высшая ступень, согласно Уэсли) мгновенно достижимо через переживание внутреннего кризиса. Это многим открыло доступ к высотам нездоровой мистики. Отдельные «святые» переживали освящение как «крещение Духом Святым» и говорили языками, именно этот опыт лег в основу следующей волны. Пятидесятники сделали общеобязательной традицией опыт «крещения Духом», непременно подтверждаемый знамением (чаще всего говорением на языках). Согласно святителю Игнатию Брянчанинову, желающие совершать знамения движимы страстями, хотя бы и считали, что руководятся ревностью к делу Божию, в таком же состоянии самообольщения находятся и те, которые хотят видеть знамения. Апостолы говорением на языках проповедовали Христа иностранцам, а пятидесятники миссионерствуют с помощью переводчиков. Говорение языками у них выливается в безумный экстаз, он достигается психотехниками, вроде тех, которые практикуются у спиритов.

Пятидесятническая волна создала традицию получения чуда, чем была запущена цепная реакция харизматизма. Неопятидесятники (они же «харизматы») поставили чудотворение на конвейер и завалили чудотворческой продукцией разные христианские исповедания: неопротестантов (баптистов и др.), протестантов («харизматы» духовно разрушили англиканство) и даже католиков. Уже через несколько лет после своего возникновения «харизматы» молились о православных, чтобы «Дух охватил эту Церковь так  же, как он охватил католическую». И не только молились. Архимандрит Евсевий (Стефану) 40 лет проповедует харизманию православным американцам. Отметим, что для неопятидесятников «обновить Духом» христианскую общину важнее, чем присоединить часть ее к своей секте. «К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества <...> в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви», — признает А.Дворкин. Судите сами: сейчас в России 300 тыс. пятидесятников и «харизматов». Большинство из них по своим корням — православные.

Ведущие «харизматы» берут на вооружение духовный опыт движения Нью эйдж (из псевдоиндуистских и псевдобуддийских источников), а нью­-эйджеры обращаются за энергетической подпиткой к «харизматам». «Харизматы», как и положено, гнушаются языческими религиями за их связь с демонами, но применяют их способы связаться с духовной реальностью — обращаясь не открыто к падшим духам, а к «Духу Святому». Среди действий «Духа» неопятидесятники, помимо говорения языками и исцеления, числят «святой смех» (тот самый смех на молитве, который отверг старец Силуан) и «слово знания» (ясновидение). На первый план выдвинулась теология процветания, согласно которой дары Божии гарантируют христианам преуспевание в земных делах. Радикальные теологи процветания доходят до самообожествления, издеваются над крестным обнищанием Господа, изгоняют «духа бедности» из банкротов, как будто финансовый неуспех — это признак действия бесов.

Пауэр-ивэнджелизм базируется на том, что все духовные дары принадлежат общине верующих и находятся в распоряжении каждого, а проповедь знамением действеннее, чем проповедь словом. Меж тем у Апостолов «знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель — слово <...>. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств» (святитель Игнатий). На чувства плотского человека и ориентирован харизматизм, у духовного человека знамение не стоит на первом плане.

 Далее

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий