Православная духовность. Глава 1-я. Определение понятия «православная духовность»

 

  1. Определение понятия «православная духовность»

Прежде чем говорить о православной духовно­сти, дадим точное определение каждому из двух слов, составляющих это понятие, — «православный» и «духовность». Так поступали и святые отцы Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин в своей замечатель­ной книге «Источник познания», а именно в разде­лах, названных «Философские главы», анализирует значения слов «сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «событие» и др. Поскольку термины могут определяться по-разному в зависимости от контекс­та, Дамаскин объясняет, почему они определены у него именно таким образом.

Прилагательное «православный» происходит от существительного «православие» и означает при­знак, отличающий Православную Церковь от других христианских вероисповеданий. Под словом «право­славие» понимается истинное знание о Боге и творе­нии. Такое определение дает святой Анастасий Си­наит.

 

 «Православие есть неложное мнение о Бо­ге и твари, или истинное понятие обо всем, или учение о сущем, как оно есть».

Святитель Анастасий Синаит

Термин «православие» (греч. ортодоксиа) состоит из двух слов: правый, истинный (ортос) и слава (докса).

Слово «докса» означает, с одной стороны, веро­вание, учение, веру, а с другой — славословие. Эти значения тесно связаны между собой. Правильное учение о Боге включает правильное славословие Бо­га, ибо если Бог абстрактный, то и молитва этому Богу также будет абстрактной. Если же Бог личный, то и молитва принимает личностный характер. Бог открыл истинную веру, истинное учение. И мы гово­рим, что учение о Боге и обо всем, что связано со спасением личности, есть Откровение Бога, а не от­крытие человека.

Бог открыл эту истину тем людям, которые были к тому подготовлены. Апостол Иуда, брат Госпо­день, призывает подвизаться за веру, однажды пре­данную святым (Иуд. 1, 3). Здесь, как и в других подобных местах Писания, ясно видно, что Бог от­крывает Себя, и открывает прежде всего святым, то есть тем, кто достиг такого состояния духовной жиз­ни, чтобы воспринять это Откровение. Святые Апостолы сначала освятились, а затем восприняли От­кровение. И это Откровение они передали своим духовным чадам не только через научение их, но, главным образом, через Таинства, через их духовное возрождение. Чтобы сохранить эту веру, Апостолы и святые отцы запечатлели ее в определениях и дог­матах. Мы принимаем догматы и определения — иначе говоря, принимаем эту откровенную истину и остаемся в лоне Церкви, чтобы исцелиться. Ибо вера — это, с одной стороны, Откровение для очи­щенных и исцеленных, а с другой — прямой путь, приводящий к обожению (теозис) тех, кто избрал этот путь.

Существительное «духовность» (пневматикотнс) происходит от прилагательного «духовный» (пневматикос). Следовательно, духовность — это состояние духовного человека. У духовного человека опреде­ленный тип поведения, определенный образ мыслей: он руководствуется иными мотивами, чем недухов­ные люди.

Однако духовность Православной Церкви не ведет к абстрактной религиозной жизни, она не есть плод внутреннего усилия человека. Духовность — не абстрактная религиозная жизнь, потому что Церковь — это Тело Христово, а не просто религия, которая теоретически верует в Единого Бога. Второе Лицо Святой Троицы, Слово Божие, приняло человеческую природу, соединило ее в Своей Ипо­стаси с Божественной природой и ради нас стало Гла­вой Церкви. Итак, Церковь есть Тело Богочеловека Христа. Духовность не есть также проявление ду­шевных энергий, таких как разум, чувства, гнев и т. д. Об этом важно сказать, ибо многие люди склонны называть духовным человека, который раз­вивает свои умственные способности: ученого, ху­дожника, поэта, актера. Такое толкование не прини­мается Православной Церковью. Разумеется, мы ничего не имеем против ученых или поэтов, но не мо­жем называть их духовными людьми в строго право­славном смысле слова.

По учению Апостола Павла, духовный человек четко отличается от человека душевного. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком явля­ется тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почи­тает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2, 14—15).

И в том же Послании к Коринфянам Апостол Павел проводит различие между духовным челове­ком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духо-телесные функции человеческого существа. Поэтому очевидно, что термин «плотской человек» относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотно­сится только со своим так называемым биологичес­ким «я».

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с мла­денцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в си­лах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами за­висть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю по­ступаете? (1 Кор. 3,1~~3).

Если мы соединим вышеприведенные отрывки со словами из Послания к Римлянам, где говорится об усыновлении христиан по благодати, то убедимся, что, согласно Апостолу Павлу, духовный человек — это тот, кто стал сыном Божиим по благодати.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляе­те дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельству­ет духу нашему, что мы — дети Божий (Рим. 8,12-16).

Духовным является тот человек, который свиде­тельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твердо знает, что он является жилищем Святого Три­единого Бога. Таким образом, он ясно понимает, что он — сын Божий по благодати, и в сердце своем он взывает: «Авва, Отче». По утверждению святых, этот душевный вопль и есть, по сути, умно-сердечная молитва.

Святитель Василий Великий, исследуя, что зна­чат слова: «человек становится храмом Всесвятого Духа», богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стре­мится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге.

Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным. Итак, духовным называется «новый человек», возрожденный благодатью Все-святого Духа.

Эту точку зрения разделяют все святые отцы. Преподобный Симеон Новый Богослов, например, говорит, что «в духе ходит» тот человек, кто благо­разумен, терпелив, кроток, кто молится и созерцает Бога.

«Непрерывно занятый внутренним дела­нием, он (человек) становится мудрым, вели­кодушным, щедрым, смиренномудрым. И бо­лее того, он созерцает, богословствует и молит­ся; это и значит, как говорит Апостол, то, что он в духе ходит...».

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

Следовательно, именно такого человека в первую очередь и можно назвать духовным.

По слову преподобного Симеона Нового Бого­слова, пока рассудок (логикон) и ум (нус) как части человеческой души в познании и чувствах не «облек­лись» в образ Христов, человек называется плот­ским, поскольку у него нет духовного разумения. Этот плотской человек похож на слепого, который не может видеть солнечного света. В самом деле, он и слеп, и мертв. Напротив, человек духовный, который приобщился энергиям Духа Святого, жив по Богу.

«Тот, кто не облек в познании и чувствах своего разумного и умного человека в образ Господа нашего Иисуса Христа, небесного Че­ловека и Бога, есть только кровь и плоть и не может воспринять чувство духовного разуме­ния со слов, подобно тому как и слепцы от рож­дения не могут познать солнечный свет только со слов».

Преподобный Симеон Новый Богослов

Как мы отметили ранее, приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовно­го, и потому, согласно православному учению, духов­ный человек есть по преимуществу святой. Конечно, это говорится с той точки зрения, что святой — это тот, кто в той или иной мере причастен нетварной благодати Божией, обоживающей энергии Бога.

Святые являются носителями и выразителями православной духовности. Они живут в Боге и посто­янно свидетельствуют о Нем. В этом смысле право­славная духовность не абстрактна, но воплощается в личностях святых. Следовательно, святые — это не просто хорошие, высоконравственные люди в стро­гом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух. У нас есть доказательства существования святых. Прежде всего, это их православное учение. Святые вос­приняли и воспринимают Откровение Божие, живут им и выражают его. Святые — это безошибочное ме­рило Вселенских Соборов. Еще одно подтверждение — их святые мощи. Существование святых мощей — свидетельство того, что через ум благодать Божия преобразила и тело; таким образом, тело приобщает­ся действиям Всесвятого Духа.

Главное дело Церкви — вести человека к обожению, к общению и единению с Богом. Церковь ведет к обожению всего человека, его души и тела, поэтому в известном смысле можно сказать, что дело Церкви — «производить святые мощи».

 

Таким образом, православная духовность — это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом со­стоянии, но о единении человека с Богом.

В этих рамках мы можем выявить некоторые ха­рактерные черты православной духовности. Прежде всего, она христоцентрична, поскольку Христос — единственное «средство исцеления» людей в силу ипостасного соединения Божественной и человечес­кой природы в Его Личности. Во-вторых, православ­ная духовность триадоцентрична, поскольку Христос всегда соединен с Отцом и Святым Духом. Все Та­инства совершаются во имя Триединого Бога. Хрис­тос есть Глава Церкви и не мыслится вне ее. Следо­вательно, православная духовность церковноцентрична, ибо только в Церкви мы можем прийти к общению со Христом. Наконец, как мы объясним да­лее, православная духовность невозможна без Та­инств и подвижнической жизни.

 

Примечания:

1. Еретическое учение (XIV в.). Его адепты — варлаамиты, последователи калабрийского монаха Варлаама, считали, что свет, озаривший Господа на Фаворе, был сотворенным; свт. Григорий Палама, опровергая варлаамитов, утверждал, что Фа­ворский свет — естественное свойство и энергия Божества. Варлаамиты подвергали насмешкам и нападкам подвижничес­кую жизнь афонских монахов.

 2. Нус — слово это в святоотеческих творениях упо­требляется в разных значениях. Оно может обозначать душу, сердце, определенную силу души. Кроме того, оно обозначает око души, чистейшую ее часть. Означало также энергию ума (в отличие от рассудка).

 

Продолжение следует...

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий