Православная духовность. Глава 6-я

Продолжение. Начало Здесь.

Архимандрит Иерофей (Влахос)

6. Таинства и подвижническая жизнь

Православная духовность имеет своим средото­чием Христа и Церковь. Это означает, что человек освящается и спасается через Богочеловека Христа, живя в лоне Церкви, которая есть благословенное Тело Христово. Христос не существует вне Святой Троицы и вне Церкви. Поэтому, пребывая в лоне Церкви, которая является врачебницей, мы можем получить исцеление.

Приобщение нетварной благодати Божией и церковной жизни совершается посредством Таинств и подвигов. Через Таинства в наше сердце приходит нетварная благодать и энергия Божия; через подвиж­ническую жизнь мы, с одной стороны, готовим почву для того, чтобы благодать Божия действовала в серд­це цельбоносно и спасительно, а с другой — сохра­няем Божественную благодать, которую получили в Таинствах.

Святитель Николай Кавасила в своей книге «О жизни во Христе» пространно говорит о том, что воз­рождение человека происходит через Таинства, но что при этом требуется и собственное наше содейст­вие. Он пишет: «Происходит сие, с одной стороны, от Бога, с другой — от нашего тщания, и это полно­стью Его дело, но от нас требуется ревность».

Энергия Божия подается через Таинства. Кре­щение дает человеку бытие и делает его личностью во Христе. Миропомазание содействует духовному рос­ту и развитию. Божественная Евхаристия соединяет нас в единое тело с воскресшим Христом.

«... Крещение дарует бытие и всецелое [лич­ностное] существование о Христе, ибо оно, при­няв мертвых и растленных, первое из всех Та­инств вводит их в жизнь. Помазание же миром совершает рожденного, влагая подобающее сей жизни действие. Божественная же Евхаристия сохраняет и поддерживает его жизнь и здравие, ибо чтобы сохранить уже приобретенное и под­крепить живущих, подает хлеб жизни». Святитель Николай Кавасила1

 Если энергия Божия подается через Таинства, то содействие, ответ на этот великий дар, есть дело на­шего усердия и ревности. Бог действует, а человек со­действует. Для того, чтобы сохранить Божественную благодать, от нас требуется наш собственный подвиг. Николай Кавасила говорит и об этом в вышеупомя­нутом труде, в специальной главе «Каким образом сохранить нам то, что получено через Таинства».

Значение Таинств, через которые мы получаем Божественную благодать, поистине велико. Николай Кавасила говорит:

«И через священные эти Таинства, как че­рез врата, в мрачный тот мир входит Солнце правды и умерщвляет жизнь, устрояемую по стихиям этого мира, воскрешает премирную, и свет мира побеждает мир, на что указывает Он Сам, говоря: Я победил мир (Ин. 16, 13), вво­дя в смертное и изменяющееся тело жизнь по­стоянную и бессмертную».

Все святые нашей Церкви говорят о соединен­ности Таинств с подвигом. Рассмотрим подробно, что говорил об этом святитель Григорий Палама. Прежде всего он подчеркивает, что Таинства назы­ваются так потому, что их нельзя просто увидеть, ибо они духовны и неизреченны. Поэтому когда человек приступает к Таинствам, он должен иметь в виду не только то, что видно телесными очами, но и то, что не зримо и является духовным.

«Таинства потому так и называются, что они — не видимое просто, но являются чем-то духовным и сокровенным; ибо об этом Господь сказал: «Дух животворит; плоть не пользу­ет нимало» (Ин. 6, 63); если будешь смот­реть только на видимое, не получишь никакой пользы; если же на духовное, то есть духовно воззришь на этот предложенный хлеб, то, при­общаясь, будешь оживотворен».Святитель Григорий Палама

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий