Православная духовность. Глава 8-я

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Задачей этой книги не является детальный анализ всех аспектов православной духовности. Это скорее введение в основы Православного Предания. Читатель может затем обратиться к другим трудам для дополнения своих знаний по данному предмету.

2. Мы показали, что духовным является тот, кто причастен энергиям Всесвятого Духа, кто становится жилищем Святого Духа. Речь идет не о какой-то отвлеченной, сентиментальной и рассудочной духовности. Носителем православной духовности является, прежде всего, подвижник, чья святость открывается через его учение и мощи. Человек недуховный, не стяжавший благодати Святого Духа, называется душевным и плотским.

3. Именно в этом и заключается различие между православной духовностью и другими «духовностями». Православная духовность совершенно определенно отличается от «духовностей» Востока и Запада. Различие в учении порождает различие в морали. Сущность православной духовности в том, что она целительна, она исцеляет немощи человека и создает из него личность.

4. Говоря об исцелении, мы в первую очередь имеем в виду врачевание сердца, которое является психофизическим центром человека. Речь идет не о лечении внешних признаков болезни, а о внутреннем совершенствовании, об исправлении сердечного устроения. Ум в состоянии немощи распыляется и расточается через чувства в мир. Он отождествляется с рассудком, и вот почему он должен быть снова возвращен внутрь сердца, что и является делом православной духовности. Именно по этой причине Православная Церковь называется врачебницей, лечебницей души.

5. Православная Церковь не только учит о необходимости исцеления, но указывает и способ его достижения. Поскольку обычный человек имеет нечистый ум и нечистое сердце, он должен пройти три этапа духовного становления — очищение сердца, просвещение ума и обожение. Православие имеет сходство не с философией, а с прикладными дисциплинами, главным образом с медициной. Дело в том, что действенность лечебной практики Православной Церкви может быть подтверждена ее результатами. Три этапа духовной жизни — это, по сути, приобщение очистительной, просвещающей и обоживающей энергии Святой Троицы, ибо эти этапы достигаются посредством благодати Божией.

6. Помимо этого разделения (очищение, просвещение и обожение), с духовной жизнью связано и другое: «делание» и «созерцание». Это отнюдь не какие-то другие состояния, но те же самые, поскольку делание означает очищение и покаяние, тогда как созерцание есть просвещение ума и обожение.

7. Исцеление всего человека — главная цель православной духовности — совершается через церковные Таинства и подвижническую жизнь. Во всем церковном предании видна связь Таинств и подвига. Несение подвига предваряет Таинства, а после них продолжается жизнь в подвиге. Разрыв связи между Таинствами и подвигом ведет либо к формальной и сухой морализации, либо к полному обмирщению.

8. В православной духовности не существует также разделения на богословие исихастов и богословие пастырей Церкви; святые отцы также не могут быть четко поделены на аскетов-пустынников и тех, кто подвизался в миру. «Здоровая» общительность и дружество являются следствием трезвения, и трезвение — это основа истинной общительности. Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному. Таким путем разрешаются все общественные, политические, экологические и семейные проблемы.

9. В православной традиции не существует разделения между монахами и мирянами — в том смысле, что все должны в жизни следовать заповедям Христовым. Различается просто место несения подвига и его мера, в то время как цель одна и та же. Мы все призваны возрасти от состояния «по образу Божию» к состоянию «по подобию».

10. Сердцевиной православной духовности является Христос, ибо во Христе произошло ипостасное соединение Божественного и человеческого естества нераздельно, неслиянно и неизменно. Вот почему Христос — это единственное лекарство для спасения и исцеления человека. Поскольку Христа нельзя рассматривать обособлено от других Лиц Святой Троицы и от Церкви, которая является Его Телом, то средоточие православной духовности — это в то же время Святая Троица и Церковь.

11. Православная Церковь, которая является духовной врачебницей, владеет методом исцеления человека. И сегодня в Православной Церкви есть христиане, которые проходят ступени очищения, просвещения и обожения. Именно в этом мы видим роль Православной Церкви и православной духовности. Исцеленный человек одновременно разрешает все свои житейские и социальные проблемы.

 

 Примечания:

 1.  В данном случае имеются в виду музыкальный инструмент псалтерион. — Ред.
2.  Молитва последования великого и ангельского образа // Требник [большой]. ТСЛ, 1992. Л.85. Репринт.

Дополнение

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий