Поученіе. Преп. Никита исповѣдникъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Объ утѣшеніяхъ среди гоненій за правду.

I. Преп. Никита, нынѣ прославляемый, происходилъ изъ Виѳинійскаго города Кесаріи. Послуживши немного при одной церкви въ должности церковнослужителя, онъ ушелъ въ Мидикійскій монастырь, гдѣ съ горячимъ усердіемъ сталъ подвизаться для Господа и для души своей въ постѣ и молитвѣ. Во всемъ монастырѣ не было ревностнѣе Никиты.

За высокую подвижническую жизнь онъ скоро былъ избранъ въ настоятели обители. Богъ наградилъ его даромъ чудесъ. Слухъ о немъ распространился далеко. Многіе стали приходить, чтобы спасаться подъ руководствомъ его. Собралось 100 иноковъ. Мирно, тихо шла жизнь преподобн. Никиты. Но въ его время распространилась ересь иконоборческая. Императоръ Левъ армянинъ (813-820 г.) воздвигъ жестокое гоненіе на всѣхъ почитателей св. иконъ. За почитаніе святыхъ иконъ лишали имущества, должностей, подвергали заключенію въ темницѣ, отправляли въ заточеніе и предавали всевозможнымъ мученіямъ. Дошла очередь и до св. Никиты. Такъ какъ отъ почитанія св. иконъ онъ не отказывался, то его заключили сначала въ темницу, а потомъ послали въ заточеніе на островъ св. муч. Гликеріи, гдѣ онъ томился цѣлыхъ шесть лѣтъ и много перенесъ обидъ и оскорбленій. Но здѣсь Господь его прославилъ и Никита силою Божіею совершилъ много чудесъ. — Со смертію императора Льва армянина кончились страданія препод. Никиты. Вступилъ новый царь — почитатель иконъ, и всѣ изгнанные за иконопочитаніе были возвращены на свои мѣста. Возвращенъ былъ изъ мѣста ссылки и Никита. Но въ свой монастырь онъ уже не пошелъ, а послѣдніе дни своей жизни провелъ въ безмолвіи въ одномъ уединенномъ мѣстѣ близъ Константинополя, гдѣ скоро и кончилъ свою жизнь въ 824 г. Тѣло его торжественно было перенесено въ Мидикійскую обитель. И по смерти Господь прославилъ его чудесами, которыхъ много совершилось и во время погребенія и послѣ его.

II. Мы видѣли, что въ жизни своей преп. Никита долго скорбѣлъ, много страдалъ, и страдалъ совершенно незаслуженно, единственно за любовь къ истинѣ, правдѣ. Голодъ, жажда, обиды, притѣсненія, темничное заключеніе, заточеніе, — вотъ что было удѣломъ его, и это нѣсколько лѣтъ, и это среди самаго горячаго служенія Господу. — Но нужно ли удивляться сему? Это удѣлъ всѣхъ хотящихъ благочестно жити о Христѣ. Это испытывали всѣ апостолы, Самъ Онъ, Спаситель, — Самъ испыталъ и другимъ Своимъ послѣдователямъ тоже предсказалъ. Аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ, говорилъ І. Христосъ. Но только, предсказывая Своимъ послѣдователямъ скорбную участь на землѣ, Спаситель не несчастными, не жалкими ихъ называлъ, а блаженными, счастливыми. Блажени изгнани правды ради. Блаженны они потому, что среди гоненій и преслѣдованій они имѣютъ такія утѣшенія, которыя и самую горькую чашу ихъ страданій дѣлаютъ для нихъ самою сладкою и пріятною.

а) Чтобы понять,откуда утѣшенія у страдальцевъ за правду, нужно знать, что гонимые за правду терпятъ бѣдствія совершенно незаслуженно, невинно. Вотъ это-то и есть первое утѣшеніе въ гоненіи за правду. Если гонятъ ихъ лжеучители, неправомыслящіе въ вѣрѣ, это значитъ, что гонимый есть самый преданный сынъ церкви. Преслѣдуютъ люди, живущіе свободно по движенію чувствъ, всякій грѣхъ считающіе ни во что, — это показываетъ только строгость его правилъ и чистоту всего его поведенія. Сознаніе невинности своей проявляется въ немъ такимъ образомъ во всей силѣ. А отъ этого у него свѣтло и отрадно дѣлается на душѣ. Онъ не себя считаетъ жалкимъ, а гонителей своихъ, не своихъ несчастій боится, а трепещетъ за участь, ожидающую въ будущемъ гонителей его. Отъ сознанія невинности христіанину дѣлаются свѣтлыми и мрачныя стѣны темницы и самыя двери гроба, потому что онъ знаетъ, что они поведутъ не на дно адово, а въ обители успокоенія. Страшно для несправедливо-гонимыхъ не въ темницѣ быть, не узами желѣзными скованными быть, а грѣхъ тотъ или другой сотворить, Бога чѣмъ-нибудь оскорбить, отъ вѣры отступить.

Но не одно сознаніе невинности своей даетъ утѣшеніе христіанину среди неправедныхъ гоненій со стороны злыхъ людей. Есть и другія причины.

б) За кого христіанинъ терпитъ гоненіе? За І. Христа — вотъ второе утѣшеніе въ гоненіи за правду! Кто имѣетъ сердце, способное любить, тотъ знаетъ, какъ пріятно страдать за человѣка, нами любимаго, — тотъ знаетъ, что съ любимымъ человѣкомъ гораздо пріятнѣе раздѣлять его горести, нежели его удовольствія. Опытъ всякаго можетъ увѣрить въ этомъ. Многочисленные примѣры въ исторіи жизни человѣческой ясно доказываютъ, какъ пріятно любящему страдать и даже умирать за своего друга и благодѣтеля. Но какая любовь можетъ сравниться съ любовію христіанина къ І. Христу? Его любовь къ Нему крѣпка, яко смерть. Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? — взываетъ апостолъ — Извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія (Рим. 8, 39). Такъ высока любовь христіанина къ І. Христу! Во Христѣ для него заключается все, — со Христомъ для него и на гноищѣ, и въ узахъ, и въ темницѣ, и самыхъ тяжкихъ работахъ бываетъ гораздо пріятнѣе, нежели счастливцамъ міра сего въ свѣтлыхъ и пышныхъ чертогахъ. И вотъ почему мы видимъ, что христіанинъ съ такою радостію всегда идетъ на всѣ страданія за І. Христа, съ какою женихъ не идетъ на бракъ свой. Вотъ почему въ первыя времена христіанства многіе изъ христіанъ не только не уклонялись гоненій, но даже сами искали ихъ, и спѣшили на смерть за имя Христово. Такъ подлинно великое утѣшеніе христіанинъ, гонимый за правду, имѣетъ въ мысли, что онъ страдаетъ за своего Христа, Который для него есть и жизнь, и радость, и надежда, и прибѣжище.

III. Итакъ, вотъ откуда христіанинъ почерпаетъ себѣ утѣшеніе среди гоненій за правду. Да не устрашитъ же никого изъ насъ ненависть и злоба людей, преслѣдующихъ за истину. Да не убоимся исповѣдать истину предъ всѣми, даже предъ сильными міра сего, если того будутъ требовать отъ насъ нашъ долгъ и совѣсть. Будемъ бояться одного, какъ учитъ апостолъ, чтобы не пострадалъ кто изъ насъ, яко убійца, или яко тать, или яко злодѣй, аще ли же яко христіанинъ, да не стыдится, но да прославляеть Бога въ части сей (I Петр. IV, 15). (Извлеч. въ сокр. изъ книги: «Уроки изъ жизни святыхъ», свящ. П. Шумова).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий