Препод. Онисифоръ печерскій

Грѣхъ лицемѣрія.

Прот. Григорій Дьяченко

I. Былъ въ печерскомъ монастырѣ мужъ, украшенный добродѣтелями, именемъ Онисифоръ, саномъ іерей, память коего совершается нынѣ. У блаженнаго Онисифора былъ духовный сынъ, чернецъ и другъ, который казался постникомъ, смиреннымъ, благочестивымъ, а тайно ѣлъ, пилъ и веселился.

Въ одинъ день онъ умеръ. И никто не могъ приблизиться къ тѣлу его, по причинѣ смрада. На всѣхъ напалъ ужасъ, никто не рѣшался совершить надъ нимъ погребенія. Наконецъ нѣкоторые рѣшились погребсти его въ пещерѣ. Тогда Онисифору явился пр. Антоній и сказалъ: «зачѣмъ ты положилъ здѣсь беззаконника? Такого еще не было здѣсь. Онъ осквернилъ святое мѣсто». Онисифоръ началъ плакать и говорилъ: «Господи, зачѣмъ Ты сокрылъ дѣла этого человѣка»? — «Затѣмъ, сказалъ ему ангелъ, чтобы показать его всѣмъ согрѣшающимъ и не кающимся».

На другую ночь повелѣно было выбросить тѣло инока вонъ. Но Онисифоръ началъ молиться Богу и тѣло инока перестало издавать смрадъ. Такъ обличенъ былъ грѣхъ лицемѣрія, т. е. наружнаго благочестія.

II. Бр. -христіане! великъ грѣхъ лицемѣрія, и истинный христіанинъ долженъ чуждаться его, какъ чуждается человѣкъ опасной болѣзни, могущей погубить его.

а) Лицемѣръ не способенъ къ вѣрѣ въ Бога. Како вы можете вѣровати, говорилъ Господь іудеямъ, которыхъ большая и главнѣйшая часть заражена была фарисействомъ, или лицемѣрнымъ, т. е. притворнымъ, благочестіемъ, благочестіемъ на-показъ, славу другъ оть друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога, не ищете (Іоан. 5, 44)?

Доказалъ опытомъ неспособность лицемѣра къ вѣрѣ во І. Христа, къ принятію Искупителя, старшина сонмища іудейскаго, упоминаемый во евангеліи. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвалъ и человѣческаго почитанія, сознававшая себя вполнѣ достойною ихъ, не могла стерпѣть, что невольныя похвалы и удивленія человѣковъ привлечены были совершившимся предъ всѣми чудомъ І. Христа. Эта душа воскипѣла завистью. Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничтожить его, возведя на Божіе чудо обвиненіе въ нарушеніи Божія закона; потому что исцѣленіе больного было совершено въ субботу. Лицемѣръ съ рѣшительностью вступаетъ въ богоборство, съ рѣшительностью приступаетъ къ хулѣ на Святаго Духа и произноситъ ее.

Лицемѣрство, далѣе, есть тотъ родъ грѣховности, который особенно противодѣйствуетъ познанію І. Христа и христіанства. Начало обращенія ко І. Христу заключается въ познаніи своей грѣховности, своего паденія: отъ такого взгляда на себя человѣкъ признаетъ нужду въ Искупителѣ и приступаетъ къ І. Христу посредствомъ смиренія, вѣры и покаянія. Но лицемѣръ, недугуя недовольно примѣтными для человѣковъ страстями: — тщеславіемъ, гордынею, сребролюбіемъ, завистью, лукавствомъ, злобою, прикрывая ихъ лицемѣрствомъ и притворствомъ, неспособенъ, какъ неспособенъ сатана, къ признанію себя грѣшникомъ. Душа лицемѣра поражена слѣпотою: почему и Господь назвалъ фарисеевъ безумными и слѣпыми (Матѳ. 23). Лицемѣръ есть тотъ злосчастный, по мнѣнію своему, праведникъ, который отвергнутъ Богомъ: не пріидохъ, сказалъ Спаситель, призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13). Здѣсь праведниками названы фарисеи не потому, чтобъ они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, съ мелочною точностью исполняя обрядовыя постановленія закона Божія относительно жертвы, омовенія и т. п., и попирая его сущность, которая заключается въ направленіи ума, сердца, — всего существа человѣческаго по волѣ Божіей, въ любви къ Богу и ближнимъ. Въ омраченіи и ожесточеніи своемъ фарисеи даже хвалились неспособностью къ познанію и принятію Искупителя: еда кто отъ князь вѣрова въ онь, или отъ фарисей, говорили они (Іоан. 7, 48)! На эту неспособность ихъ къ истинному Богопознанію указалъ и Господь: аминь глаголю вамъ, сказалъ онъ имъ, мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ царствіи Божіи (Матѳ. 21, 23), явный грѣшникъ, грѣшникъ, впавшій въ смертные грѣхи, грѣшникъ, привлекшій къ себѣ презрѣніе и омерзѣніе человѣковъ, способнѣе къ покаянію того мнимаго праведника, который по наружному поведенію неукоризненъ, но въ тайнѣ души своей удовлетворенъ собою. Фарисейство есть страшный недугъ духа человѣческаго, подобный тому недугу, которымъ недугуетъ падшій ангелъ. Внемлите себѣ, заповѣдалъ Господь ученикамъ Своимъ, отъ кваса фарисейска, еже есть лицемѣріе (Лук. 12, 1). Лицемѣріе названо закваскою, потому что оно, вкравшись въ душу, проникаетъ во всѣ мысли, во всѣ чувствованія, во всѣ дѣла человѣка, дѣлается его характеромъ, какъ бы душою его.

б) Желающій предохранить себя отъ лицемѣрія долженъ, во-первыхъ, по завѣщанію Господа, всѣ добрыя дѣла совершать втайнѣ (Матѳ. 6); потомъ долженъ отречься отъ осужденія ближняго.

Кто совершаетъ добрыя дѣла въ тайнѣ, предъ лицомъ всевѣдущаго Бога, а не предъ людьми, отъ которыхъ не ожидаетъ похвалъ, тотъ истинно служитъ Богу и отъ Бога, видящаго всѣ его дѣла, тотъ получитъ въ день суда великую награду предъ лицомъ всѣхъ ангеловъ и святыхъ; кто благочестивъ только по наружности, кто даже жертвуетъ большія суммы на построеніе храмовъ Божіихъ для пріобрѣтенія жалкихъ земныхъ наградъ: газетныхъ похвалъ, чиновъ и орденовъ — тотъ, какъ не имѣющій въ душѣ любви къ Богу, неизбѣжно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемѣріе и обманъ, будто все это онъ дѣлалъ изъ любви къ Богу.

Осужденіе ближняго, отъ чего нужно освободиться, если мы искренно объявляемъ войну наружному благочестію, есть признакъ лицемѣрства по всесвятому указанію евангелія (Матѳ. 7, 5)! Чтобъ не осуждать ближняго, должно отказаться отъ сужденія о ближнемъ; потому что въ евангельской заповѣди, воспрещающей осужденіе ближняго, предварительно воспрещено сужденіе о немъ. Не судите, и не судятъ вамъ: и не осуждайте, да не осуждени будете (Лук. 6, 37). Сперва человѣки позволяютъ себѣ сужденіе о дѣлахъ ближняго, а потомъ невольно впадаютъ въ осужденіе. Не посѣемъ сѣмени — и не возрастутъ плевелы: воспретимъ себѣ ненужное сужденіе о ближнихъ — и не будетъ осужденія. (См. Поученія Игнатія, еписк. кавказск. и черноморскаго).

Спросятъ здѣсь: какая связь между осужденіемъ ближняго и лицемѣрствомъ? Эта связь очевидна: осуждающій и уничижающій ближняго, невольно выставляетъ себя праведникомъ, можетъ быть, не произнося этого словомъ и даже не понимая этого. Мы всѣ грѣшники; всякое выставленіе себя праведникомъ, и прямое и косвенное, есть лицемѣрство.

Св. евангеліе преслѣдуетъ грѣхъ осужденія, ища нашего спасенія: всяко слово праздное, угрожаетъ оно намъ, еже аще рекутъ человѣцы, воздадятъ о немъ слово въ день судный: отъ словесъ бо твоихъ оправдишися, и отъ словесъ твоихъ осудишися (Матѳ. 12, 37). Будемъ, братія, вглядываться въ начала грѣховъ, будемъ охранять себя отъ началъ грѣховныхъ: и избѣгнемъ грѣховнаго развитія. Сѣмена грѣховныя, какъ напримѣръ, празднословіе, по-видимому, ничтожны; непримѣтно засѣвается ими нива душевная. Но когда эти сѣмена дадутъ ростки, въ особенности когда ростки усилятся и возмужаютъ: тогда грѣхъ охватываетъ всего человѣка, и уничтоженіе его дѣлается крайне затруднительнымъ.

«Кто возбраняетъ устамъ своимъ пересуды — сказалъ нѣкоторый великій святый отецъ — тотъ хранитъ сердце свое отъ страстей. Кто хранитъ сердце свое отъ страстей: тотъ ежечасно зритъ Господа. Кто зрѣніе ума своего сосредоточиваетъ внутри самого себя: тотъ зритъ въ себѣ духовную зарю» (Св. Исаакъ сирскій, слово 8).

Что же мы увидимъ, братія, въ нашей душевной клѣти, когда освѣтитъ ее божественный свѣтъ? Мы увидимъ безчисленное множество нашихъ согрѣшеній. То паденіе нашего родоначальника, о которомъ повѣдаетъ намъ священное писаніе, мы увидимъ и осяжемъ въ самихъ себѣ; мы увидимъ и осяжемъ въ себѣ необходимость Искупителя; познавъ Искупителя въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, мы исповѣдаемъ Его; познавъ и исповѣдавъ, мы узримъ Его и поклонимся Ему тѣмъ поклоненіемъ, которое приличествуетъ и подобаетъ Богу, Творцу и Спасителю нашему.

III. Молитвами препод. Онисифора печерскаго, которому свыше показано было, какъ мерзокъ въ очахъ Божіихъ грѣхъ лицемѣрія, да сохранитъ насъ Господь отъ этого грѣха. Будемъ стараться, чтобы всякое дѣло благочестія совершалось нами не на показъ, не для славы человѣческой, а изъ любви къ Богу и къ ближнему, и по возможности въ тайнѣ, дабы видѣлъ его одинъ только Богъ. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий