Происхожденіе антихриста

А. Д. Бѣляевъ

Прежде, чѣмъ говорить о царствованіи антихриста, нужно для ясности сказать о происхожденіи антихриста.

Когда идетъ рѣчь о происхожденіи такого лица, которое по могуществу власти и по силѣ зла далеко превзойдетъ самыхъ могущественныхъ тирановъ и самыхъ злыхъ людей, то прежде всего возникаетъ вопросъ объ условіяхъ, средѣ и почвѣ, которыя произведутъ это лице, объ источникѣ, изъ котораго послѣднее почерпнетъ способность ко всемірному господству и всеразрушающую силу. Въ антихристѣ совмѣстится столько зла, и онъ столь будетъ чуждъ добру, что невольно спрашиваешь себя: какъ можетъ родиться и жить на свѣтѣ такой человѣкъ? какимъ образомъ природа человѣка можетъ совершенно проникнуться зломъ, сдѣлаться воплощеніемъ зла?

Безъ сомнѣнія, главнымъ источникомъ зла и вмѣстѣ могущества антихриста будстъ полная зависимость его отъ сатаны, который вселится въ него, проникнетъ все его существо своею силою, сдѣлаетъ его своимъ рабомъ и послушнымъ орудіемъ. Но естественно возбуждается вопросъ, почему же именно этотъ, а не другой какой человѣкъ сдѣлается безусловно-покорнымъ орудіемъ діавола, и какимъ образомъ діаволъ можетъ овладѣть имъ въ такой степени. Вѣдь не дѣлаетъ же діаволъ даже и тѣхъ людей, въ которыхъ входитъ, какъ вошелъ въ Іуду-Предателя (Іоан. 13, 27), такими, каковъ антихристъ. Эти соображенія заставляютъ въ самой природѣ антихриста, независимо отъ проникновенія ея діаволомъ, предположить чрезвычайное скопленіе зла. Потому и вселится въ него и совершенно проникнетъ его существо діаволъ, что оно будетъ достойнымъ вмѣстилищемъ послѣдняго. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ объ антихристѣ: «Богъ, предвидя будущее развращеніе его воли, попуститъ діаволу поселиться въ немъ»1. Можно даже сказать сильнѣе: крайнее развращеніе воли, которое проявится въ зрѣломъ возрастѣ антихриста, будетъ въ его природѣ съ самаго рожденія, даже съ самаго зачатія, разумѣется — въ зародышѣ. Волевыя стремленія и сознательныя дѣйствія человѣка взрослаго выростаютъ изъ безсознательнаго настроенія младенчества; а это настроеніе въ свою очередь источникомъ своимъ имѣетъ врожденныя свойства души и тѣла человѣка. Хотя и говорятъ иногда, что человѣкъ не родится ни воромъ, ни убійцей, дѣлается злымъ, или добрымъ отъ воспитанія и вліянія среды; но это взглядъ односторонній. Не меньшее, а даже большее вліяніе, нежели воспитаніе и среда, оказываютъ на человѣка природные его задатки. Конечно, и левъ можетъ стать ручнымъ, однако прирученные львы — исключеніе; въ овцѣ не воспитаешь характера тигра. Одинъ человѣкъ предрасположенъ къ такимъ болѣзнямъ, другой къ другимъ, а иногда тѣло его съ самаго зачатія содержитъ сѣмя той или иной болѣзни. Въ случаѣ предрасположенія болѣзнь является только при благопріятныхъ для ея возникновенія условіяхъ; въ случаѣ положительнаго природнаго задатка для нея она развивается при всякихъ условіяхъ. А соворшенно здоровый зародышъ даетъ возможность человѣку не имѣть никакихъ болѣзней въ теченіи цѣлой жизни. Подобнымъ образомъ и духъ человѣка отъ природы имѣетъ задатки добра и зла, предрасположеніе къ тѣмъ или инымъ видамъ порока и добродѣтели, или даже сѣмя тѣхъ и другихъ. Слабо выраженное предрасположеніе къ извѣстному пороку можетъ развиться въ дѣйствительный порокъ при благопріятныхъ для развитія его воспитаніи, средѣ и обстоятельствахъ жизни; но можетъ остаться и въ видѣ только предрасположенія, если весь строй жизни и среды не будутъ ему благопріятны. Но рѣзко выраженное предрасположеніе къ извѣстному пороку, имѣющее силу положительнаго задатка или зародыша, непремѣнно разовьется, не смотря ни на какія препятствія и отсутствіе пособничества. Отъ природы злой не сдѣлается незлымъ и еще меньше можетъ стать положительно добрымъ. Воспитаніе, среда, обстоятельства, духъ времени и т. п. могутъ только ослаблять или усиливать врожденныя предрасположенія и задатки, но не могутъ уничтожать ихъ, или превращать въ ихъ противоположности; а если и бываютъ въ исключительныхъ натурахъ случаи превращенія одной противоположности въ другую, то таковое превращеніе или бываетъ скоропроходящимъ явленіемъ въ жизни, или есть результатъ дѣйствія другихъ природныхъ задатковъ человѣка. Бываютъ же натуры, составленныя изъ рѣзкихъ противоположностей. Такого рода люди то впадаютъ въ самые гнусные пороки, то совершаютъ величайшіе подвиги добра. Но чѣмъ рѣзче выражено природное предрасположеніе въ какую нибудь одну сторону, — въ сторону добра, или зла, — тѣмъ слабѣе оказывается дѣйствіе воспитанія, среды, духа времени и другихъ обстоятельствъ на отклоненіе человѣка отъ того пути, на который направляютъ его врожденные задатки, и тѣмъ могущественнѣе ихъ дѣйствіе на развитіе послѣднихъ въ томъ случаѣ, если они попадаютъ въ тонъ врожденнаго настроенія человѣка. Злаго отъ природы человѣка хорошая среда исправляетъ, но мало, дурная же среда легко и весьма, сильно развращаетъ; а если въ человѣкѣ природное расположеніе къ пороку выражено рѣзко, то въ такомъ человѣкѣ добрая среда иногда только раздражаетъ желаніе зла и вызываетъ ненависть къ добру. Въ антихристѣ именно и будетъ столько задатковъ зла, и они въ самой природѣ его будутъ столь рѣзко выражены, а предрасположеніе къ добру будетъ такъ слабо, что никакое воспитаніе, никакая среда, никакія событія не будутъ въ состояніи ослабить его злыя наклонности и задержать ихъ развитіе и подавляющее ихъ дѣйствіе на задатки добра. Раньше пробужденія сознанія и проявленія свободной воли существо антихриста будетъ исполнено зла, его природа съ самаго начала будетъ проникнута зломъ, это злая природа. По мѣрѣ роста природное зло будетъ въ немъ только развиваться и усиливаться, постепенно превращаясь изъ безвольнаго настроенія въ сильное волевое стремленіе и желаніе зла, изъ несознаваемаго задатка въ обдуманное дѣйствованіе, изъ общаго и неопредѣленнаго предрасположенія къ злу и сѣмени зла раскрываясь въ разнообразные пороки.

Но если главнѣйшимъ источникомъ зла въ антихристѣ должно признать его природу, а природу свою онъ получитъ, подобно всѣмъ людямъ, отъ родителей своихъ, то послѣднихъ и нужно признать причиной и источникомъ происхожденія столь злаго человѣка, каковъ антихристъ. Но родители антихриста сами получатъ свою природу, тоже злую, отъ своихъ родителей, общѣе — отъ своихъ предковъ. Можно допустить, что природное и пріобрѣтенное зло, накопляясь постепенно въ длинномъ рядѣ предковъ антихриста, приращаясь съ каждымъ новымъ поколѣніемъ, въ самомъ антихристѣ достигнуть такой степени силы, какую только можетъ вмѣстить, проявить и выдержать человѣческая природа. Въ немъ зло, живущее въ человѣческомъ родѣ, достигнетъ вершины своего развитія, подобно тому, какъ и въ человѣчествѣ его времени зло дойдетъ до такихъ предѣловъ силы и распространенія, до какихъ только оно можетъ достигнуть въ человѣческомъ родѣ. И потому-то въ антихристѣ и въ современномъ ему человѣчествѣ зло кончится. Всякая разрушительная сила, дошедши до крайнихъ предѣловъ своего развитія, уничтожаетъ самое себя. О такомъ наслѣдственномъ и достигающемъ крайнихъ предѣловъ скопленіи зла въ лицѣ антихриста хорошо говоритъ св. Ириней Ліонскій. «Въ грядущемъ звѣрѣ будетъ возстановленіе2 всего нечестія и всякаго коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись въ немъ, ввержена была въ печь огненную. Кстати и имя его будетъ имѣть число шестьсотъ шестьдесятъ шесть, потому что онъ сосредоточиваетъ въ себѣ самомъ все смѣшеніе зла, бывшее предъ потопомъ и происшедшее отъ ангельскаго отступничества. Ибо Ною было шестьсотъ лѣтъ, и потопъ нашелъ на землю, чтобы истребить превозношеніе земли, происшедшее чрезъ нечестивое поколѣніе, жившее во времена Ноя. Возстановитъ онъ (т. е., антихристъ) и все, бывшее послѣ потопа, заблужденіе измышленныхъ идоловъ, и убіеніе пророковъ, и сожженіе праведныхъ. Ибо воздвигнутое Навуходоносоромъ изображеніе имѣло въ вышину шестьдесятъ локтей, а въ ширину шесть локтей, и изъ за него Ананія, Азарія и Мисаилъ, не кланяясь ему, были брошены въ огненную печь, пророчески предвозвѣщая тѣмъ, что съ ними произошло имѣющее быть при концѣ сожженіе праведныхъ. Ибо все это изображеніе было предзнаменованіемъ пришествія его (антихриста), показывая, что ему одному поклонятся всѣ люди. Итакъ шестьсотъ лѣтъ Ноя, при которомъ былъ потопъ по причинѣ богоотступничества, и число локтей изображенія, изъ за котораго праведные были брошены въ огненную печь, означаютъ число имени того, въ комъ возстановляется все шести-тысячелѣтнее отступничество, неправда, нечестіе, лжепророчество и коварство, почему и наступитъ потопъ огненный»3. «Ибо одинаковое повтореніе числа шесть (шесть сотенъ, шесть десятковъ и шесть единицъ) указываетъ на возстановленіе всего богоотступничества, которое было въ началѣ, и въ срединѣ, и будетъ въ концѣ временъ»4.

Антихристъ будетъ плодомъ міра, понимаемаго какъ противоположность Богу, добру, истинѣ и христіанству, того міра, который весь лежитъ во злѣ (1 Іоан. 5, 19), который ненавидитъ Бога, Христа и Его послѣдователей (Іоан. 15, 18-25), князь котораго есть діаволъ (Іоан. 16, 11). Антихристъ будетъ результатомъ суммы зла, накопившагося въ мірѣ въ теченіи тысячелѣтій, и потому оно достигнетъ въ немъ наивысшей степени силы и напряженія, такъ что онъ сдѣлается какъ бы выразителемъ и представителемъ зла всего человѣческаго рода.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий