Рождение детей

  священник Павел Адельгейм

Vantus: Разве факт рождения детей свидетельствует о подвиге? В чём он? Не очень понимаю.

Священник Павел Адельгейм adelgeim:  О подвиге свидетельствует любовь, завершающая подвиги терпения, смирения, прощения и взаимного служения друг другу. Дети рождаются, как плод любви, и требуют от родителей подвига воспитания.


vantus: Простите, если такие слова в вашем журнале не уместны, тогда можете удалить мой коммент, но я всё-таки полагаю, что дети плод секса. Даже в идеальном случае, когда им занимаются Святые. Хотя мне и тяжело представить такой случай. Потому что как-то они тогда не очень, наверное, Святые. Просто причинно-следственная связь, между любовью и фактом рождения детей не прослеживается.

adelgeim: У нас с Вами разная лексика. Смысл, который мы вкладываем в слова, принципиально меняет содержание наших понятий. Поэтому понимать друг друга мы можем, веря в искренность другого. Секс не безусловно осуществляет причинно-следственную связь в рождении детей. Многие занимаются сексом, но уклоняются от рождения детей, предохраняясь, делая аборты. Если врачи ходят в белых халатах, нельзя сделать вывод, что все, кто ходит в белых халатах-врачи. Служение врача не сводится к белому халату, хотя без него не обойтись.

От платонической любви, конечно, дети не рождаются. Но, в отличие от животных, в человеке не всё определяют физиология и животный инстинкт. Есть ещё духовные ценности. Среди христиан любовь признаётся одной из высших ценностей. Любовь у греков описывается четырьмя разными словами, а в русском языке называется одним словом. Поэтому приходится из контекста различать любовь к матери, к жене, к собаке, к конфетам и т.д.

В отношении к женщине тоже есть различие. Похоть, как стремление обладать другим (хочу удовлетворить своё по-хотение, использовать по своему хотению) отличается от любви, как дарения себя другому, чьё достоинство я уважаю больше собственной жизни и приношу себя в дар и жертву ей. Когда мы приносим себя в дар друг другу, взаимность не сводится к физиологическому акту, он становится одним из следствий. Есть ещё потребность в заботе, нежности, понимании, опоре- что мы называем «служением» супругов друг другу.

vantus: «Секс не безусловно осуществляет причинно-следственную связь в рождении детей». Я удивлён. У меня двое. Поверьте, без него — их не было бы. Мне известно только одно исключение из этого правила. И в прошлый раз, когда оно произошло, то взошла звезда, и ангелы радовались на небесах. Вам известно повторение этой истории?

Я абсолютно согласен с тем, что, безусловно, секс не всегда приводит к появлению детей, но я не очень понимаю, как без него они могут появится? И что тогда называть «безусловно прямой причинно-следственной» связью с рождением детей. Насколько мне известно, даже у Святых «от любви, как дарения себя другому, чьё достоинство я уважаю больше собственной жизни и приношу себя в дар и жертву ей» дети не появляются. Если сам физиологический акт называть исключительно так, то вы, конечно, окажетесь правы. Тогда можно сказать, что от любви появляются дети. И даже являются прямым следствием этой любви. Ну и мне конечно придут на ум слова Павла. «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (Крф 1 7:26). И там же «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения. 36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж. 37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. 39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия».

Т.е. я понимаю, что это совет. И точно не могу похвастаться хорошим пониманием писания, поэтому может вы поясните, разве ПОДВИГ девства и отсутствия телесной близости с женой не является более приближенным к Господу, чем брак и рождение детей? Может, я что-то не понимаю, но я вижу попущение и духовный максимум к КОТОРОМУ И СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ, а не провозглашать достоинством факт телесной близости и его следствия. Мне это как-то кажется...Ну... По протестанстски. Оправдание собственной слабости. И даже более того — в гордыне возведения слабости в достоинство.
Вы простите смиренно, что спорю. Может просто характер профессии, но в этом случае я искренне не понимаю. Рад буду, если вы мне объясните, где я не прав.

adelgeim: У меня трое детей, и я понимаю, что дети рождаются в результате физической близости, которая завершает ухаживание, созерцательную любовь и заботу. Интимные отношения потому так и называются, что предполагают отношения, сокровенные от посторонних глаз. В церкви родовые отношения тоже называются «Таинства». Не понимаю, почему Вы так категорично разделяете духовную и физическую стороны брака, словно дух в браке не живёт.

Платоническая любовь вне физической близости остаётся поэтической мечтой, музыкальной композицией, неожившей Галатеей. Физическая близость вне духовного единения, вне встречи двух личностей, не прочитавших своё сокровенное имя в глазах другого, становится исполнением физиологической потребности животного организма.

Брак являет единство двух, духовное и телесное, отражая двусоставность человеческой природы. Эта двусоставность принадлежит единой личности. В браке происходит соединение воедино телесной природы двух. Это неслитное соединение, в котором двое становятся одно, не превращаясь в монолит. Единая природа мужа и жены не лишает каждую личность её уникальности, но делает причастницей единства, порождая общность мысли, потом чувств; а когда долго живут во внутреннем единении, начинают и хотеть одинаково. Брак можно описать одним словом «единство». Не случайно жениху и невесте желают «будьте счастливы!». Это значит, станьте частью друг друга, частью вашего общего единства и никогда не разлучайтесь друг от друга. Брак, по словам апостола Павла, советы которого Вы цитируете, являет мистическое единство Христа и Церкви, о которой Христос говорит: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея». Екклезиология как образ брака, с поэтическим изяществом раскрывается в стихах Вяч.Иванова:

«Совершается Церковь, когда
В глаза мы друг другу глядим
И светится внутренний день
Из наших немеющих глаз.
Семью ли лучами звезда,
Очами ль сверкнул Серафим,
Но тает срединная тень
и в сердце сверкает алмаз.
Начертано имя на нем.
Друг в друге читаем сей знак,
Взаимное шепчем «Аминь»
И третий объемлет двоих…
Смутясь отступаем во мрак.
Как дух многозвёзден и синь,
Как мир полнозвучен и тих.

Думаю, что обе стороны брака- духовная и телесная-должны находиться в равновесии, без которого нельзя представить себе природу человека, осуществлённую по замыслу Божию.

Вторая часть Вашего коммента говорит о превосходстве монашества над браком в церковном вероучении. Вы, наверное, обратили внимание на мой диалог с balytnikov. Он возражает против принижения брака по отношению к монашеству. Мои возражения подчёркивают, что в церковном вероучении брак возвышен, но в практике понимания вероучения сознанием православного народа принижение достоинства брака совершенно очевидно. Цитаты из апостола Павла не уничижают брак. Их следует понимать в духе эсхатологического настроения первых христиан и свободы абсолютного предания себя служению Богу. Это совет, не претендующий на универсальность, как Вы сами заметили.

Эту тему мы можем продолжить.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий