«Сердце и душа верующего англичанина не исчерпываются утилитарными целями и планами»: отношения Митрополита Антония (Храповицкого) с англиканами

Кентерберийский собор

А.В. Псарев

Митрополит Антоний первый предстоятель Русской Зарубежной Церкви – известной своим непримиримым отношением к экуменическому движению – поддерживал тесные контакты с англиканами. 1 На основании многочисленных документов в статье анализируется как личное отношение митрополита Антония к англиканам, так и в целом его богословские воззрения на неправославных. Исследование показывает, что личная духовная широта митрополита Антония не совпадала с его узко очерченной экклезиологией.

Митрополит Антоний — один из самых выдающихся иерархов Русской Церкви. Его деятельность в России, на Украине и в эмиграции представляет острый интерес, как для историка, так и для любого церковного человека, ищущего ответы на животрепещущие вопросы современности. В этой связи большой интерес вызывают отношения митрополита Антония с неправославными христианами, в частности представителями Англиканской Церкви.

К началу ХХ столетия Русская Православная и Англиканская Церкви не имели за собой истории взаимной вражды, отношения были самые добрые. Император Петр I являлся активным посредником в диалоге между восточными патриархами и англиканскими епископами нонджурерами 2. Первая половина ХIX в. дала обильную переписку между оксфордским профессором Вильямом Пальмером и русским православным мыслителем А. С. Хомяковым. Согласно последнему, западное христианство «перестало быть Христианством, с тех пор как перестало быть Церковью» 3. А.С. Хомяков писал В. Пальмеру: «Все таинства получают завершение только в лоне истинной Церкви, и не имеет значения в какой форме. Примирение [c Церковью] обновляет таинства или завершает их, придавая полное и православное значение чину, который ранее был или недостаточным или неправославным. Повторение совершенных ранее таинств содержится в самом чине приема [в Церковь]. Следовательно видимое повторение крещения или миропомазания, хотя и не являющееся необходимым, не может считаться ошибочным и представляет собой только различие в литургическом подходе без различия во мнении. Вы поймете, что имею в виду, яснее по аналогии со следующим фактом церковной истории. Церковь почитает брак таинством и тем не менее принимает [в свою ограду] женатых язычников без повторения бракосочетания. Обращение само по себе наделяет благодатью предшествующий союз без повторения церемонии. Вы должны признать это, если Вы не считаете, что таинство брака могло бы быть само по себе завершенным в законном союзе языческой четы» 4.

На этот отрывок необходимо обратить внимание, так как он представляет собой яркое выражение учения о «сакраментальной икономии» 5 в том виде, в каком понимал ее митрополит Антоний.

В 1865 г., почти 20 лет спустя после переписки А.С. Хомякова и Пальмера состялась встреча между митрополитом Филаретом Московским и пастором Янгом – представителем Американской Епископальной Церкви. В беседе с пастором Янгом святитель Филарет изложил экклезилогические взгляды, отличные от понимания А.С. Хомякова. Пастор Янг считал, что евхаристическое общение между Англиканской и Православной Церквами может быть установлено на основе общности веры 6. Митрополит Филарет полагал, что, поскольку члены Англиканской Церкви были крещены во имя Пресвятой Троицы, пусть даже обливательно, они могут быть приняты в Православную Церковь без крещения. Однако, так как Англиканская Церковь не считает миропомазание таинством, эти лица должны быть миропомазаны 7.

Несмотря на обострение отношений с Англией во время Крымской войны, контакты между англиканами и русскими православными христианами успешно развивались всю вторую половину ХIX в. В 1888 г. митрополит Киевский Платон (Городецкий) в ответ на поздравление архиепископа Кентерберийского Бенсона по случаю празднования 900-летия крещения Руси, писал: «Если Вы так же, как это следует из Вашего письма, желаете, чтобы мы могли быть едины в союзе Евангельского Благовестия, я прошу Вас сообщить мне ясно и определенно, на каких основаниях Вы полагаете единение наших Церквей возможным» 8.

Англикане нуждались во внимании со стороны Православной Церкви в силу многовекового конфликта с Римом 9. Такие дипломатические жесты со стороны Русской Православной Церкви, как пение «Ис полла эти деспота» епископу Йоркскому Маклагану во время его посещения России в 1897 г. воспринимались англиканами как многообещающие 10.

Таков в общих чертах исторический контекст, сложившийся ко времени переписки архиепископа Харьковского Антония с Робертом Гардинером, ставшей последним предреволюционным выражением отечественной экклезиологии в отношении неправославных христиан 11. Митрополит Антоний являлся строгим последователем учения священномученика Киприана Карфагенского о том, что крещение совершенное за канонической оградой Православной Церкви не действительно 12. В ответе Р. Гардинеру, секретарю организуемой епископальной Церковью конференции «Вера и устройство», приглашавшего архиепископа Антония принять в ней участие, ярко представлена позиция митрополита в отношении неправославных христиан. Он писал: «Церковная анафема выбрасывает ослушников из спасительного стада Христова, которое остается при прежней полноте благодатных даров независимо от числа верных отпадших в раскол или ересь [...] Церковь Православная всегда учила так устами св. отец и канонов Вселенских Соборов или канонов утвержденных на Вселенских Соборах, что вне ее нет общения с благодатной жизнью во Христе и что дары Его получаются единственно в ее недрах, а вне ее нет ни епископов, ни священников, ни таинств (выделено мною — А.П.) » 13.

В период с 1915 по 1916 г. архиепископ Антоний отправил Р. Гардинеру три письма. Во втором, основываясь на 95-м правиле Трулльского Собора, указавшем, как надлежит принимать ариан и монофизитов, архиепископ Антоний утверждал, что Православная Церковь не повторяет таинство крещения при переходе в Православие римо-католиков, протестантов и англикан 14. Вместе с тем архиепископ Антоний обращается к этому же правилу, а также к 31-му правилу Лаодикийского собора, чтобы показать, что христианские сообщества не состоящие в общении с Православной Церковью, не могут называться христианами. Архиепископ Антоний считал, что все почтительные формы обращения, употребляемые в общении с инославными епископами, являлись лишь знаками вежливости и не могли расцениваться как признание действительности апостольского преемства у неправославных. Для него не стоял вопрос о механическом соединении всех церквей в одну сверх-Церковь. Взгляд на инославные сообщества как на лишенные благодати архиепископ Антоний считал возвращением к нормам древней Церкви 15.

При этом, рассматривая всех неправославных христиан как еретиков, архиепископ Антоний обладал широким пастырским подходом. В ответе на вышеупомянутое приглашение на экуменическую конференцию, он утверждал, что дружественные отношения с англиканами и представителями неправославных исповеданий угодны Богу. В третьем письме Гардинеру 16 архиепископ Антоний замечает, что переписка была плодотворной. На замечание Гардинера, что нет смысла устраивать конференцию, если вся Православная Церковь разделяет взгляды архиепископа Антония, последний отвечал: «[…] ведь мы не будем там совершать таинств, а будем общими силами доискиваться правильного учения о спорных предметах веры» 17. Третье и последнее письмо Антония заканчивается словами: «Убежденность в правоте собственной церкви и в безблагодатном состоянии всех еретиков и раскольников нисколько не препятствуют объективному и терпеливому ведению прений о вере и совершенно не может внушить своим последователям горделивой и презрительной настроенности» 18 .

Каждое таинство, по мнению митрополита Антония, имеет две стороны: видимую и невидимую. Последняя может иметь место только в истинной Церкви. Поэтому споры о том сохранилась ли у англикан преемство рукоположения от апостолов, не имеет значения. «Ради пользы многих» 19 позволительно принимать в Церковь без повторения крещения тех, кто были крещены в сообществах, сохранивших внешнюю форму православного крещения. В этом случае – согласно разделяемому митрополитом Антонием учению о сакраментальной икономии – принимаемое лицо получает благодать крещения в том чине, которым он принимается (например в миропомазании). Только епископ может совершить прием клирика 20. Митрополит Антоний считал, что, что еретики и схизматики принимаются в зависимости от степени их удаления от Православной Церкви. Учение о том, что они обладают некоей благодатью, митрополит Антоний полагал унаследованным от латинян 21.

В этой переписке Антоний рассматривал возможность принятия англиканских иерархов в Православную Церковь в сущем сане. По его убеждению, англиканский епископ мог оставаться в архиерейском достоинстве, только если он присоединился к Православной Церкви вместе со своей паствой. Лейтмотив писем архиепископа Антония: только одна Церковь истинна 22.

Отношения с англиканами имели особое значение для русских церковных беженцев. Англиканская Церковь являлась господствующим вероисповеданием Великобритании, поддерживавшей Россию в Первой мировой войне и затем Белое движение. Неудивительно, что российские иерархи в различных обстоятельствах прибегали к помощи влиятельных англикан обладавших, как материальной базой, так и политическими инструментами, которые они готовы были использовать для помощи бедствующей Русской Православной Церкви. Так естественным образом ко времени Второй мировой войны получилась, что Англиканская Церковь стала главным инославным благотворителем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Уже в России будущие беженцы-епископы начали обращаться к Англиканской Церкви. 30 декабря 1918 г. митрополит Херсонский Платон (Рождественский) обратился с письмом к архиепископу Кентерберийскому Рэндэллу Дэвидсону. В дополнение к описанию гонений Платон сообщает об аресте митрополита Антония по указанию Директории Петлюры. В заключении письма митрополит Платон пишет: «Все мои попытки освободить этого безвинного мученика ни к чему не привели. Я умоляю Ваше Высокопреосвященство и собор архиереев помочь освободить митрополита от рук гонителей и Церковь от ужасных, переживаемых ей мук» 23.

В своем ответе архиепископ заверил митрополита Платона что он постарался сделать все, что в его силах, и сообщил, что по всем епархиям Англиканской Церкви была разослана особая молитва о гонимой Церкви Российской 24.

 

Ссылки:

  1. Настоящая работа была прочитана в сокращенном виде на Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 23 января 2008 г.
  2. См.: Soloviova, T. Sketch of Anglican-Orthodox Dialogue in the Nineteenth Century // Orthodox Christianity and Contemporary Europe-Eastern Christian Studies. Leuven-Paris-Dudley, MA, 2003. Vol.3. P. 518. № 5. Нонджурерами именовалась часть англиканского епископата и духовенства отказавшимися в 1689 году присягать главе англиканского исповедания королю Вильяму Оранжу. В вероучительном и богослужебном отношении н. были ближе к Римо-Католической Церкви.
  3. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях: по поводу одного окружного послания парижского архиепископа, [перевод с фр. 1855] // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М, 1907. Т. 2. С. 142.
  4. Письмо Хомякова было написано на английском языке, отрывок приводится по изданию: W. J. Birkbeck, ed. Mr. Khomiakoff’s Third Letter to Mr. Palmer [1846] // Russia and the English Church: Containing a Correspondence between Mr. William Palmer, Fellow of Magdalen College, Oxford, and M. Khomiakoff in the years 1844—1854. London, 1917. P. 62−63. Хомяков не принимал во внимание, что древняя Церковь приняла в отношение брака понимание римского права, когда брачный контракт являлся основанием брака двух лиц свободного состояния, чье совместное участие в Евхаристии являлось как бы печатью брака. См.: Fr. John Meyendorff. Marriage: An Orthodox Perspective. Crestwood, NY, 1984. P. 17, 21.
  5. О проблемах связанных с таким подходом см. мою статью The 19th Canonical Answer of Timothy of Alexandria: On the History of Sacramental Oiknomia // St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol.51:2-3. 2007. P297-320.
  6. См.: Смолич И.К.. История Русской Церкви: 1700−1917. М.: Издательство Валаамского Спасо-Преображенского Монастыря. Т. 8. Ч. 2. М., 1997. С. 371.
  7. См.: Бродский Л. Вопросы члена Англиканской Церкви, по собственному его выражению мирянина, и ответы на них Московского митрополита Филарета // Мнения, отзывы и письма Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821−1867 гг. М., 1905. С. 312.
  8. Приводится по изданию: Ruth Rouse & Stephen Neill eds. A History of the Ecumenical Movement 1517—1948. London, 1954. P. 210.
  9. После отвержения наличия апостольского преемства у англикан папой Львом XIII в 1896 г. в энциклике «Apostolicae Curae» многие англикане надеялись получить от Православной Церкви признание наличия у них апостольского преемства (Ware Timothy. The Orthodox Church: New edition. London. Penguin Books, 1997. P. 319) .
  10. См.: Riley, Athelstan. Birkbeck and the Russian Church. London-New York, 1917.P. 123, 140, 147. ↩
  11. Строго говоря, последним дореволюционным документом такого рода является послание епископа Илариона (Троицкого) «Единство Церкви и всемирная конференция» (Богословский Вестник. 1917. № 1. С. 3-60). Однако оно было написано Гардинеру в продолжение переписки архиепископа Антония.
  12. Walter J. Burghard, ed., G.W. Clarke, tr. Ancient Christian Writers //Epp. 69.3.1; 70.3.1-3.3; 73.2.2, 47.4. New York. Newman Press, 1989. P. 4, 34, 47-48, 55, 58.
  13. Ответ Высокопреосвященного Архиепископа Антония представителям епископальной церкви в Америке касательно соединения церквей // Вера и разум. 1915. № 4. С. 456−457.
  14. См.: Братский ответ на вторичное письмо секретаря Северо-Американской конференции о соединении церквей // Вера и разум. 1915. № 17. С. 678−689.
  15. См.: Ответ Высокопреосвященного Архиепископа Антония. С. 458.
  16. См.: Ответ на третье письмо секретаря Всемирной Конференции Епископальной Церкви в Америке // Вера и разум. 1916. №8-9. С. 877-897.
  17. Там же. С. 883.
  18. Там же. С. 894.
  19. Эти слова соответствуют oikonomia seneka tov pollon в греческом тексте первого правила свят. Василия (Roy J. Deferrari, tr. The Letters//Letter CLXXXVIII.Vol.3 Loeb Classical Library 243, Harvard U. Press, 1930. 1962. P. 16).
  20. Cм.: The Metropolitan and Anglican Ordinations// Christian East. Vol. 5:2. 1924. P. 55. Очевидно, что в случае когда бывший римо-католический священник не отвечает требованиям предъявляемым ставленнику во священство в Православной Церкви, он принимается в качестве мирянина и тогда прием осуществлятеся через православного пресвитера так как нет необходимости в осуществлении чиноприема епископом .
  21. См.: The Basis on which Economy may be used in the Reception of Converts // Orthodox Life. 9. 1980. P. 31.
  22. Ср. со мнением свят. Филарета Московского, «Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною» (Разговор между испытующим и уверенным о Православной Восточной Кафолической Церкви // Цыпин В. свящ. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный выпуск Московской духовной академии. М., 1986. C. 209.

См.: Rev. G.K.A. Bell. War-Time Correspondence between the Archbishop of Canterbury and the Church of Russia // The Christ

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий