Слово о Христе и антихристе

Св. Ипполит Римский

1. Так как ты усердно желал знать (ниже) предложенные тебе от меня главы, возлюбленный мой брат Феофил, то я счел благопотребным, обильно почерпая, как от священного источника, от самого священного писания, представить очам твоим то, о чем вопрошаешь, дабы ты, не только слухом уха прияв сие, возрадовался, но по сим, исследовав самые вещи, за все мог прославить Бога.

 

Да будет тебе сие от нас безбедным напутствием в настоящей жизни, дабы ты для многих неудобопознаваемое и неудобопринимаемое, взяв из готового слова, посеял на пространство твоего сердца как бы на тучной и чистой земле. Сим ты посрамишь и противящихся и противоглаголющих спасительному слову. Но смотри, не передавай сих слов неверным и хульникам (не малая будет опасность), но сообщай их благочестивым и верным человекам, хотящим жить свято и праведно, со страхом. Не напрасно блаженный апостол, поучая Тимофея, говорит: о Тимофее, предание сохрани, уклонялся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума, о нем же нецыи хвалящиеся о вере погрешиша (1 Тим. 6, 20, 21). И еще: ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе, и яже слышал ecu от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут иных научити (2 Тим. 2, 1, 2). Итак, если блаженный апостол с осторожностью передавал то, что не всем можно было знать, провидя духом, что не всех есть вера (2 Сол. 3,2), сколь большей опасности подвергаемся мы, если нерассудительно и как случится будем передавать словеса Божий нечестивым и недостойным людям.

2. Блаженные пророки были для нас очами, поколику презирали верою тайны Слова, которые послужили и после бывшим родам, говорили не только о прошедшем, но и о настоящем, и возвещали будущее, чтобы пророк не являлся только пророком для своего времени, но, предрекая будущее для всех родов, был признаваем действительно за пророка. Ибо сии отцы, уготованные духом пророческим и достойно почитаемые от Самого Слова, наподобие музыкальных органов в себе заключенные, имели в себе всегда Слово, как ударяющее орудие, – и движимые им пророки возвещали то, что было угодно Богу. Не своею силою они говорили (не обманывайся), и не то, что сами хотели, возвещали другим (2 Петр. 1, 21), но во-первых, прямо были умудряемы Словом, потом в видениях хорошо преднаучаемы о будущем, и таким образом с твердою уверенностью говорили то, что им одним открыто было от Бога. Иначе как бы пророк мог именоваться пророком, если бы духом не провидел будущего? Если бы о чем прошедшем говорил пророк, то не был бы пророком, говоря о том, что у всех находится пред глазами; но возвещающий будущее по справедливости нарицается пророком, посему благоразумно пророки издревле называются видящими (1 Цар. 9, 9 и 1 Цар. 29, 29). Потому и мы, хорошо изучивши их предсказания, говорим не от своего собственно измышления и не позволяем себе другими новыми словами заменять древле сказанное пророками, коих писания, предлагая (в церкви), читаем могущим право веровать: поелику отсюда бывает общая для тех и других польза: для говорящего та, что он, удерживая в памяти предлагаемое, правильно изъясняет оное, а для слушающего та, что он прилагает ум свой к тому, что говорится. Итак когда и теперь предлежит общий нам обоим труд, – говорящему безошибочно передать, а слушающему, верно услышав, принять предлагаемое, то прошу тебя вместе со мною вознести о сем молитву Богу.

3. Ты желаешь знать: как же древле блаженным пророкам открывало Себя Слово Божие, которое есть Сын Божий, древле именуемый Словом? Именно так, что Слово чрез всех святых показывает свое милосердие и нелицеприятие, просвещая их и направляя, как опытный врач, к тому, что для нас спасительно, потому что Оно знает человеческую немощь. Неверующих Оно старается научить, заблуждающихся обращает на истинный путь Свой, теми, кои с верою ищут Его, легко обретается, а коли с светлым взором и чистым сердцем усильно желают стучать в дверь, тотчас отверзает ее (Мф. 7, 7, 8). Никого из Своих рабов не отверзает Оно, как недостойного божественных тайн, не предпочитает богатого бедному, ни уничижая бедного за его скудость, ни порицая варвара, ни отлучая скопца, как не человека, ни ненавидя жены, за ее вначале бывшее преслушание, но всех приемлет и всех желает спасти, всех хочет сделать сынами Божиими и всех святых призывает в единого совершенного человека. Ибо едино есть Слово и Сын Божий, чрез которое и мы, получив возрождение Духом Святым, все желаем прийти в единого совершенного и небесного человека (Ефес. 4, 13).

4. Поелику Слово Божие было бесплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, как жених, искав Себе одежду в крестном страдании, дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека.

Таким образом крест, на котором совершалось страдание Господа, есть ткацкий стан, основа на нем – сила Духа Святаго, уток – святая плоть, сотканная Духом, ниченки – благодать, любовию Христовою скрепляющая и соединяющая то и другое воедино, челноки – Слово, а трудящиеся ткачи – патриархи и пророки, исткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон: проходя чрез (ряд) их, Слово, как челнок, ткет то, что хочет Отец.

5. Но как время уже нам приступить к самому предмету нашему, так довольно того, что доселе в предисловии сказано во славу Божию, то прилично нам теперь, взявши священное писание, показать из него: что такое и каково будет пришествие антихриста? в какое время и в каких годах явится сей беззаконник? откуда он будет и из какого племени и какое его имя, числом (букв) указываемое в писании? каким образом произведет он в людях обольщение, собрав их от конец земли? как воздвигнет скорбь и гонение на святых и будет величать себя, как Бога? каков будет конец его? каким образом следует с небес явление Господа, и как сгорит весь мир? каково будет славное и небесное царство святых, царствующих со Христом, и каково будет мучение в огне нечистых?

6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Апок. 5, 5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист; царь Христос (Иоан. 18, 37), царь и антихрист; Спаситель показал Себя агнцем (Иоан. 1, 29), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком (Мф. 7, 15). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он придет; Господь послал апостолов во все языки, подобным образом пошлет и он лжеапостолов. Спаситель собрал расточенные овцы (Иоан. 11, 52), и он также соберет расточенный народ. Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм (Иоан. 2, 19), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм. Обольстительные хитрости его мы покажем далее, а теперь обратимся к рассмотрению того, что следует.

7. Блаженный Иаков, в благословениях своих предвозвещая о Господе и Спасителе нашем, говорит так: Иудо, тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел ecu: возлег, уснул ecu яко лев, и яко скимен: кто возбудет его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего: исперет вином одежду свою, и кровию гроздие одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека (Быт. 49,8-12).

8. Я мог передать тебе это другими словами, однако рассудил предложить самый текст; но как слова его требуют объяснения, то я не оставлю и этого. Подлинно это слова божественные и славные, могущие принести пользу душе. Скимном Львовым назвал пророк Христа, происшедшего по плоти от Иуды и Давида, не от семени, однако, Давидова родившегося, но зачатого от Святаго Духа, тогда как происходил от святой отрасли – от земли. Ибо Исаия говорит: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11,1). Этот, названный Исаиею цвет, Иаков назвал отраслью. Ибо сперва Он как отрасль возник, потом процвел в мире. А когда говорится: возлег, уснул ecu яко лев и яко скимен, то сим показывается тридневное успение Христа, как и Исаия говорит: како бысть блудница град верный, Сион полн суда? в нем же правда почиваше, ныне же в нем убийцы (Ис. 1,21). Подобно и Давид: аз уснух и спах; возстах, яко Господь заступит мя (Пс. 3, 6), показуя в этом изречении и успение Его и последовавшее восстание. А Иаков говорит: кто возбудит его? То-есть говорит то же самое, что и Давид, как и Павел: и Богом Отцем воскресившим Его из мертвых (Гал. 1, 1).

9. Когда говорит: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков, то показывает пророчество, исполнившееся на Христе. Ибо Он есть наше чаяние: мы чаем Его и верою нашею видим грядущего с небеси в силе.

10. Привязуяй к лозе жребя свое, то-есть людей сущих от обрезания к званию своему, ибо Сам был лоза (Иоан. 15, 1). И к винничию жребца осляте своего, – людей из язычников, призывая обрезание в одну веру.

11. Исперет вином одежду свою – разумеет благодать Святаго Духа, от Отца нисшедшую на Иордани. И кровию гроздия одеяние свое, – кровию какого гроздия, как не своей плоти, подобно виноградной кисти, выжатой на древе? Из ребра ее исторглись два источника – воды и крови: ими омываясь, очищаются народы, которые Он считает Своею одеждою.

12. Радостотворны очи его паче вина. Какие у Христа очи, как не блаженные пророки? Они, провидя Духом и провозвещая имеющие быть Ему страдания, видя Его при этой силе духовными очами, радовались (Иоан. 8, 56), будучи совершаемы самим Словом и Его благодатию.

13. Словами: и былы зубы его паче млека означает исходящие из святых уст Христовых заповеди, чистые как млеко.

14. Итак, когда Христа провозгласило писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана (Втор. 33, 22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так – Иаков говорит: да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску (Быт. 49, 17). Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3, 1), обольстивший Еву и запнувший Адама? Но как это надобно доказать еще многими свидетельствами, то мы от сего и не отказываемся.

15. Что действительно от Данова колена имеет родиться и восстать тиран и царь, судия ужасный, сын дьявола, об этом говорит пророк: Дан судиши имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт. 49, 16). Но возразит кто-нибудь, что это сказано о Сампсоне, который, родившись от колена Данова, судит народ двадцать лет. Это сбылось на Сампсоне только отчасти, и вполне сбудется на антихристе. Ибо Иеремия говорит: от Дана услышим глас ржания коней его: от гласа ржания яждения коней потрясеся вся земля (Иер. 8, 16). Говорит и другой пророк: соберет всю силу свою от востока солнца до запада, те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. Море он сделает белым от множества парусов на кораблях, и поле сделает черным от больших щитов тяжело вооруженной пехоты, и всякий, кто встретится с ним на брани, падет мечом. Что это сказано не о ком-либо другом, а об оном тиране бесстыдном и богопротивном, покажем ниже.

16. И Исаия говорит так: и будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сионе и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска, и на высоту славы очию его. Рече бо: крепостию сотворю и премудростию разума отъиму, пределы языков и силу их пленю. И сотрясу грады населенныя, и вселенную всю обьиму рукою моею, яко гнездо и яко оставленная яйца возьму; и несть, иже убежит мене или противу мнеречет: и не тако. Но послет Господь Бог Саваоф на твою честь безчестие и на твою славу огнь горя возгордится. И будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и поястяко сено вещество (Ис. 10, 12-14, 16, 17).

17. Также и в другом месте: како проста истязуяй, и како преста понуждаяй? Сокруши Бог ярем князей грешников, поразив язык яростию и язвою неисцельною, поражая язвою неисцельною, чюже не пощади, почи уповающи. Вся земля вопиет с веселием, и древа Ливанова возвеселишася о тебе и кедр Ливанский: отнеле же ты уснул ecu, не взыде посекаяй нас. Ад доле огорчися, срет тя, возсташа с тобою ecu исполина, обладавшие землею властители от престолов своих, все цари язычески, ecu вкупе отвещают и рекут: и ты пленен ecu, якоже и мы, и в нас вменен ecu. Сниде в землю слава твоя, многое веселие твое: под тобою поселют гнилость, и покров твой червь. Как спаде с небесе денница, восходящая заутра? сокрушися на земли посылаяй ко всем языком. Ты же рекл ecu во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горах высоких яже к северу, взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидите, и во основания земли. Видевший тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады разсыпа, пленых не разреши. Вси цари языков успоша в чести кийждо в дому своем. Ты же повержен будеши в горах, яко мертвец мерзкие со многими мертвецы, изсеченными мечем, исходящими во ад. Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю мою погубил ecu и люди моя избил ecu. Не пребудеши в вечное время, семя злое: уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего, да не возстанут и не наследят землю мою (Ис. 14, 4-22).

18. Подобным образом и Иезекииль говорит о нем так: сия глаголет Господь Бог; понеже вознесеся сердце твое, и рекл ecu: аз семь Бог, в селение Божие вселихся в сердце мерстем: ты же человек ecu, а не Бог и положил ecu сердце твое, яко сердце Божие. Еда премудрее ты ecu Даниила? премудрии не наказаша тебя хитростию своею. Еда хитростию твоею или смыслом твоим сотворил ecu себе силу, и сребро и злато в сокровищах твоих? Или во мнозей хитрости твоей и в купле твоей умножил ecu силу твою? вознесеся сердце твое в силе твоей. Того ради сия глаголет Господь Бог: понеже дал ecu сердце свое, яко сердце Божие, вместо сего се Аз наведу на тя чуждыя губители от языка, и извлекут мечи своя на тя и на доброту хитрости твоя, и постелют доброту твою в погубление, и сведут тя, и умреми смертию язвенных в сердце мерстем. Егда речеши глаголя пред убивающим тя: Бог семь аз? ты же человек ecu, а не Бог в руце убивающих тя. Смертми необрезанных умреши в руках чуждых: яко Аз реках, глаголет Господь (Иезек. 28,2-10).

19. По изложений сих слов, посмотрим частнее, что говорит Даниил в видениях. Он, говоря раздельно о имеющих быть затем царствах, показал в последних временах и пришествие антихриста и кончину сего мира. Он говорит, объясняя видение Навуходоносорово: ты, царю, видел ecu: и се тело велико, стоящее пред лицем твоим, егоже глава от злата чиста, мышцы его и раме серебрены, чрево и стегна медяны, голени железны, ног часть убо некая железна и часть некая скудельна. Видел ecu, дондеже отторжеся камень без рук, и удара тело в нози железна и скудельны, и истни их до конца. Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летня: и взят я премногий ветер, и место не обретеся им, камень же, поразивый тело, бысть гора велика и наполни всю землю (Дан. 2, 31-35).

20. Присовокупляя к сему и собственные видения Данииловы, тому и другому сделаем одно объяснение, показывая, как они между собою согласны и истинны. Он говорит так: аз Даниил видех, и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое, и четыре звери велицыи исхождаху из моря, различны между собою. Первый аки львица, и криле его аки орли: зрях, дондеже исторжена была крыла его, и воздвижеся от земли и на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему. И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его. Видех, и се зверь, аки рысь, тому же крила четыре птичия над ним, и четыре главы зверю. Созади сего видех, и се зверь четвертый страшен и ужасен и крепок излиха; зубы же его железни и ногти его медяны, ядый и истончевая, останки же ногами своими попираше, той же различаяся излиха паче всех зверей прежних: и рогов десять ему. Разсмотрех в розех его, и се рог другий мал взыде среде их, и трие розе преднии его исторгнушася от лица его: и се очи аки человечи в розе том и уста глаголюща великая (Дан. 7, 2-8).

21. Зрях дондеже престолы поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда его бела аки снег, и власы главы его аки волны чиста, престол его пламень огненный, колеса его огнь палящ. Река огненная течаше пред ним: тысяча тысящ служаху ему, и тмы тем предстояху ему: судити седе, и книги отверзошася. Видех тогда от гласа словес великих, яже рог оный глаголаше, дондеже убися зверь и погибе, и тело его дадеся в сожжение огненное, и прочих зверей преставися власть (Дан. 7, 9-12).

Видех во сне нощию, и ев на облацех небесных, яко Сын чеповечь идый бяше и даже во Ветхого денми дойде, и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы тому поработают: власть его власть вечная, яже не прейдет, и царство его не рассыплется (Дан. 7, 13-14).

22. Поелику же некоторым это таинство сказанное кажется неудобопонятным, то ничего мы не скроем нужного к уразумению для имеющих здравый ум. Сказавши о львице, выходящей из моря, пророк означил вавилонское царство в мире, равно как и тем, что у онаго тела глава была златая. Тем что криле у львицы аки орли, означается, что возвысился царь вавилонский и вознесся против Бога. А что криле ея были исторжены, значит, что слава у него была отнята: ибо он был изгнан из царства своего. А словами: и сердце человека дадеся ему и на ногу человечу ста, показывается, что он раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу.

23. После львицы видел второго зверя, подобного медведице: это были персы, ибо после вавилонян владычествовали персы. Словами: три ребра во устех его – показывает трех народов: персов, мидян и вавилонян; то же показывает в (виденном) теле после золота упоминаемое серебро. Потом третий зверь – рысь: это были эллины. Ибо после персов принял власть Александр Македонский, победивший Дария: он в теле означается медью. Замечая, что у него четыре крила птичия (и четыре главы), очевидно указывает, как разделится царство Александрове: ибо в четырех главах разумеет четырех царей, восставших из него, так как Александр, умирая, разделил свое царство на четыре части.

25. Потом говорит: зверь четвертый страшен и ужасен: зубы его железны и ногти его медяны.

Кто это как не римляне? Это есть железо – стоящее ныне царство (Римское): ибо голени его железны. После сего остается (объяснить) нам ступни ног в теле, в коих часть некая железна и часть глиняна, смешанные между собою. Чрез пальцы ног его пророк таинственно показал царей, имеющих возстать из него, о чем говорит Даниил: разсмотрех зверь того, и се десять рогов позади его, в них же взыде другий малый рог, как отрасль, и три рози преднии его исторгнет. Сим показывается не кто другой, как антихрист, который также восстановит царство Иудейское. Три рога, говорит, будут исторгнуты им: это три царя: египетский, ливийский и эфиопский, которых он убьет на войне в сражении (слич. Дан 11,43). И сильно завладев всем, он, будучи жестокий тиран, воздвигнет скорбь и гонение на людей, над коими вознесется. Ибо Даниил говорит: зрях в розе том, и се рог твой творяше брань со святыми, и укрепися на них дондеже убися зверь и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное (Дан. 7,21, 11).

26. Спустя немного, придет с небес Камень, поразивший тело и сокрушивший оное, представивший все царства и давший царство святым Вышняго. Он сделался в гору великую, и наполнил всю землю, о нем говорит Даниил: видех во сне нощию, и на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство и ecu людие, племена и языцы тому поработают: власть его власть вечная, яже не прейдет, и царство его не рассыплется (Дан. 7, 13, 14). Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф. 28, 18), который поставлен царем небесных, земных и преисподних (Филип. 2, 10) и судиею всех. Небесных потому, что Слово Отца существовало прежде всех, земных – потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, преисподних – потому, что Оно в мертвых вменилось, благовествуя душам святых (1 Петр. 3, 19) и смертию Своею побеждая смерть.

27. Когда же сбудется то, что и десять пальцев (у ног) истукана образуются в народные державы, и десять рогов четвертого зверя разделятся на десять царств: тогда яснее увидели бы мы все вышеуказанное и усмотрели бы это наглядно.

28. Глава тела златая и (по другому видению) львица были вавилоняне; плеча и мышцы сребряные и медведица – персы и мидяне; чрево и стегна медные и рысь – эллины, приявшие власть со времен Александра; голени железные и зверь страшный и ужасный – римляне, ныне обладающие; ступни ног из глины и железа и десять рогов означали имеющие быть (царства); рог один малый, возникающий в них – антихрист; камень, поражающий (тело и наполняющий) землю и несущий суд миру – Христос.

29. Сие тебе, возлюбленный, предаем со страхом, но благосклонно, по избыточествующей любви Христовой. Ибо если бывшие прежде нас блаженные пророки, видя это, не хотели проповедывать открыто, дабы не возмутить душ человеческих, но излагали таинственно в притчах и гаданиях, говоря: зде ум, иже имать мудрость (Апок. 17, 9): то сколько более подвергаемся опасности мы, дерзая говорить явно, сказанное ими втайне? Посмотрим теперь, что, наконец, имеет случиться над сею нечистою (римскою) блудницею, какое и коликою по гневу Божию будет ей прежде (всеобщего) суда частное мучение?

30. Прииди, блаженный Исаия, возстани, скажи ясно то, что ты пророчествовал о великом Вавилоне. Ибо ты сказал и о Иерусалиме, и это сбылось. Ты сказал о нем ясно: земля ваша пуста, града ваши огнем пожжена, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людей чуждих. Оставится дщерь Сиона, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый (Ис. 1, 7, 8). Что же? не сбылось ли уже это? не исполнилось ли сказанное тобою? не опустошена ли их Иудейская земля? не сожжено ли святилище? не ниспровергнуты ли их стены? не разорены ли города? не чуждые ли поядают страну? не римляне ли обладают землею? И вот нечестивые, возненавидев тебя, распилили, равно и Христа распяли. Умер ты в мире, но теперь живешь во Христе.

31. Кого же из вас более возлюблю, тебя ли? но и Иеремия камением побивается. Если более Иеремию, то и Даниил свидетельствует мученически. Даниил, – больше всех похвалю тебя; но и Иоанн не лжет. Какими устами и языком прославляю вас, паче же говорившее в вас Слово? Умерли вы со Христом, но и оживете со Христом. Послушайте и возрадуйтесь: вот сказанное вами по времени сбылось. Вы видели это сперва и возвестили потом всем родам, словесами Божиими послужили всем родам. Вы наречены пророками, дабы могли спасти всех. Ибо тогда подлинно пророк (является пророком), когда, предвозвестивши будущее, наконец покажет это исполнившимся. Вы были ученики доброго Учителя. Сие по достоинству возглашаю вам, как живым: ибо вы уже имеете соблюдаемый вам на небесах венец жизни нетления (2 Тим. 4,8).

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий