Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Проповеди Иоанна (Крестьянкина)

 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет по сути о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры, который мы исповедуем и по сей день.

Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов.

Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые

И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную.

Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви.

Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

После гонений и мученичества первых веков христианства, когда враг всякой правды диавол, всегда восстающий на истину, покушался уничтожить Церковь страхованиями смерти и мучений, Церковь не только не погибла, но, окрепнув в страданиях, породила целый сонм святых мучеников и исповедников веры Христовой, ставших семенем новых христиан.

Начиная с IV века, враг изобретает новый, более страшный способ ниспровергнуть веру и Церковь, извращая истину и расторгая единство веры во Христе,– явились ереси и расколы. Служители тьмы начали возвещать вероломство под видом веры, антихриста под именем Христа, прикрывая ложь правдоподобием, стремились уничтожить

Одной из первых ересей, потрясших Церковь и надолго ее поразивших, была ересь Ария, пресвитера церковного. Гордый человеческий ум предпринял первый раз попытку сделать ужасную подделку: объявить Богочеловека Христа – Человеком Иисусом из Назарета. А признание Божества Христа Спасителя неразрывно связано с верой в Церковь. И Церковь с особенным напряжением всех своих сил отстаивала эту истину единосущия воплотившегося Сына Божия с Богом Отцом. Ведь разум Церкви Духом Святым всегда утверждал, что Христос не есть только Великий Учитель; Он – Спаситель мира, давший человечеству новые силы, обновивший человечество.

Мы получили от Христа Спасителя нашего не учение только, но саму жизнь – жизнь не по стихиям мира сего, где господствуют гордость и себялюбие, но жизнь по Христу с образцом Его самоотречения и любви.

Вера в Спасителя Бога неразрывно связана с верой в спасительность Церкви, и дана эта вера Самим Христом, «...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16,18).

Из слов Самого Иисуса Христа видна нерасторжимая связь между истиной Церкви и истиной Его Богосыновства. «...Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин.4,9). Христос, воплотившийся Сын Божий, обновил человеческое естество, создал Церковь, ниспослал Духа Святого и тем положил начало новой жизни.

Святители Божии едиными устами, единым сердцем возвестили попираемую безумцами истину и возвели ее в догмат Церкви на все времена.

Расскажу несколько живых примеров из деяний великого Первого Вселенского Собора. Триста восемнадцать духоносных отцов присутствовали на нем. Были на этом Соборе мудрецы-богословы, были и духоносные простецы, но явили они всем нам идеал единого церковного общества – Церковь Христову, где един дух, едина вера, един ум Христов, «...да будут едино, якоже Мы едино есмы»,– предвещал Христос о Церкви (Ин.17,22).

Святитель Афанасий Александрийский защищал истину богословскими трактатами. Силою своей живой веры защищал истину святитель Спиридон Тримифунтский. Доказывая единство трех ипостасей Божества, он взял в руки кирпич и сдавил его так, что вниз потекла вода, вверх метнулся огонь, а в руке его остался прах земной.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,– сказал тогда святитель Божий. – Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество Едино». Просто и убедительно посрамила премудрость Божия человеческие заблуждения.

Но и дальше продолжил свою речь святитель, обращаясь к противнику. Слушайте, дорогие мои, и вы, слушайте и внимайте, к нам с вами, убогим верой, ныне обращена речь святого Божия человека из IV века. «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех и совоскресил Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

И услышал философ-арианин, да скорее не услышал, а почувствовал, прозрел величественную истину, заключенную в простоте безыскусного слова, и воскликнул пораженный: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

Деятельным ревнителем о правде Божией был на этом Вселенском Соборе всеми нами особо любимый и чтимый святитель Николай Мирликийский. Его святая рука поднялась для заушения богохульника-еретика Ария.

Отцы Собора наказали было святителя Николая за избыток ревности, лишив его преимуществ святительского сана и заключив в темницу. Но Господь, Духом Святым присутствующий в деяниях этого Собора, тут же восстановил заключенного в его первой славе. Многие участники Собора увидели одновременно одно видение, как Сам Господь вручает святителю Николаю Святое Евангелие, а Матерь Божия возлагает на него святительский омофор.

Какова же дальнейшая судьба ересиарха и ереси его?

Долго еще болела Церковь этой болезнью. Арий, хоть и был низложен на Соборе, долготерпением и милостью Божией был еще оставлен Господом на покаяние на десять лет жизни.

Но он не изменил своего зверонравия, продолжая упорствовать в ереси. Он увлек своих единомышленников

Это была предсмертная агония; Церковь на Соборе отсекла неисцельно больную ветвь. Отторгнутая от Церкви, не питаясь живыми соками Божественной истины, она умирала. Умер нечестивой смертью и ее основатель Арий в 336 году, и современники, пораженные явным Божиим наказанием, явленным в его кончине, сравнивали его смерть со смертью Иуды. Видно, таков удел всех изменников истины, иуд всех времен, включая и наше.

«Смерть грешников люта...» (Пс.33,22). «...Бог поругаем не бывает» (Гал.6,7).

Арий умер. Но не умер тот, кто вложил в ум, и сердце, и уста несчастного отступника зло. Не умер диавол – неутомимый отец лжи и всякой неправды. И по сей день он делает свое дело. Недоступное его влиянию небо с Небесной Церковью он силится уязвить на земле, преследуя Церковь земную.

Нелегко склонить людей на полное безбожие и богохульство, собственный демонский вид его отвратителен для человека. Но и этот путь опробован врагом рода человеческого не без успеха. Семьдесят лет безбожия в России,– и плоды его мы пожинаем сейчас. О них много говорить не надо. Мы их видим своими глазами и чувствуем на себе.

Враг идет окольными путями, все свои силы направляя именно на разрушение истинной Церкви Божией путем отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия, потеряют спасение, и смерть земная родит вечные муки.

Посмотрим с вами, дорогие мои, на нынешнее состояние Церкви и на духовное состояние людей нашего времени. Оценим нынешний день и скажем себе, спасается ли мир, или погибель готова ему? В Церкви ли мы Божией истинной, или дух лестчий [8] и в нас имеет свою часть? Ведь смотрите, какое половодье настигло мир ныне. Церковь одна, другая, третья, и со счета можно сбиться. И все истинные, и каждая – самая правая.

Но как же? Ведь двух истин не бывает. И Христос свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин.14,6).

Но в какой же Церкви Христос? Или разделился Он? Какую Церковь предпочел Он теперь? Да никакую! Он создал ее однажды единую и нераздельную во дни Своего земного странствия, создал на все времена до скончания века (мира). И в ней одной Он пребывает, живый и действуяй. И другой Церкви не быть.

Так которая же она?

Други наши, эта единственная Церковь та, что чисто неповрежденным хранит христианское учение. Человек – плохой хранитель. Верен и неизменен только Бог, и только Он в бурном житейском море веками может хранить истину неизменной. И только наша Церковь, право славящая Правду и Истину, всеми в мире – и христианскими, и иными исповеданиями – все же называется Православной. Сами враги Церкви, скрежещущие на нее зубами и тщащиеся ее уничтожить, тоже свидетельствуют о ней, именуя ее Церковью Православной.

Вспомните, как Пилат, осудивший Христа, свидетельствует о Нем истину, что Он есть Царь Иудейский; и первосвященник, возглавляющий преступный синедрион,

И так всегда и во всем. Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противников истины.

Апостольское преемство, хранящееся Святым Духом в Церкви, являющее преемственную благодать и силу Божию в Таинствах Церкви,– еще один вернейший признак истинности нашей Церкви.

Все это апостолы получили от Христа и возложением своих рук передали ученикам. И все до сих дней едины. В Православной Церкви видим мы ныне исполнение слов первосященнической молитвы Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин.17,21).

И последним, самым понятным для нас признаком истинности нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви являются ее страдания. Они дарованы Церкви Христом, они заповеданы Им ей: «Последующий Мне да отвергается себя, да возьмет крест свой и по Мне грядет» (ср.:Мф.16,24).

Отвергается человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет гонения не на один только день, но сколько даст Господь – и он Божий.

Отвергается недолговечного человеческого мудрования, примет соборный разум Церкви и станет он ум Бога зряй – тогда сами собой отвергнутся, не смогут даже и подступить к нему ереси. И Божественная любовь сохранит от раскола – и он – Божий несомненно.

И еще один очень важный вопрос, дорогие мои, чадца Божии. Может быть, затруднительно разобраться человеку – какая же Церковь истинная? Не хватает ни знаний, ни смысла, ни веры подчас.

Что есть истина, где она, в чем? Как узреть ее, если теперь в мире, как на птичьем базаре, все кричат свое,– кто громче, кто заманчивей? Трудно человеку, но не диаволу. Он враг истины, он безошибочно знает ее всегда, находит и неотступно преследует. Посмотрите, какая Церковь может сравниться в этом с Церковью Православной?!

Гонения сменялись нападками ересей, ереси производили расколы, расколы вскармливали полное неверие, безбожие. А Святая Православная Церковь все жива, иногда временами совсем обессиленная и замученная, гонимая врагом, но не оставляемая Богом, Им она и жива. Им и будет жить до конца дней мира.

Не будем заглядывать далеко в прошлое, возьмем день сегодняшний и недавний вчерашний день Церкви нашей.

«Когда же насмеялись над Ним [над Христом], сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его» (Мк.15,20).

Не увидим ли мы в этих словах, как верно идет за своим Христом Спасителем наша Церковь?

Гонения XX века от богоборцев превзошли все прежние гонения по своей жестокости. Они истребили христиан больше, чем все предыдущие гонители, вместе взятые. Они бесчестили Церковь, как бесчестили в свое время Христа, совершая насилие над совестью ее иерархов, над совестью народа Божия.

А теперь, когда и без того «малое стадо» умалилось еще, а народ наш уже и не Божий, дойдя в атеизме и отрицании всякой духовности до предела, устрашился смрада тления и смерти, пахнувшего на него из будущего, и ринулся было назад к вере, к Богу, все тот же человекоубийца-диавол стоит на страже. Его велением целый букет всяких вер и разнообразие всяких церквей и сект готовы принять возжаждавших спасения.

Здесь и римо-католики, богатые деньгами и корыстью. Утрудят ли себя пришедшие к ним, чтобы узнать, кто они? Насторожит ли тот факт, что они до XI века были наши, но вышли от нас, и потому все узнали, что они не наши, «...ибо если бы они были наши, то остались бы с нами...» (1Ин.2,19). Да, они называются христианами, но не сохранили верности, нарушили догматы. И отсекла их Церковь, и оставил их Бог. Отпав от Церкви, латинство отпало от любви Божией.

Здесь и церковь протестантская, родившаяся в XVI веке от раскола с Римом. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину.

Здесь и униаты, подкрашивающиеся под Православие.

И секты христианские: баптисты, пятидесятники и другие, мудрствующие о Христе, но отошедшие от Его Церкви.

А отвыкшие в течение долгих лет мыслить по-церковному русские люди теперь потеряли мысль о Церкви как о новой жизни. Их взгляд на веру только как на учение, которое принимается умом, противопоставляет Евангелие и Христа – Церкви и делает веру безжизненной.

Есть Евангелие, есть Христос, но нет Церкви – это значит, что нет и спасения.

Снова смеется враг Церкви, как смеялся над поруганным Христом, и путь Церкви на свою Голгофу продолжается. Обессиленной, обескровленной, обезлюдевшей Российской Православной Церкви взваливают на плечи еще и тот крест, на котором будут распинать ее дальше. Ей отдают, да еще так, что и отказаться нельзя, разрушенные до основания здания храмов, забытые монастыри, к которым дороги заросли бурьяном. А враг тем временем и в единстве православных христиан сеет свои плевелы – разномыслие и раздор. И на пагубный всем пример, брат, пьющий

Плачем мы пред Господом об ожесточении наших братьев за рубежом, плачем о помрачении нашей старшей и родной, всегда особо любимой Церкви Православной на Украине. Ведь там, на Днепре, возжигалась первая свеча Православия. Воды Днепра стали для нас водами Иорданскими. И труды, и молитвы Киево-Печерских подвижников просветили Православием всю тогда языческую Русь.

А ныне «...брат с братом судится, и притом перед неверными»,– звучит укоризной нам Святое Евангелие (1Кор.6,6).

Но кто услышит?

Диавол бесчинствует уже руками верующих, руками православных.

А как же не воспринять и еще более соблазнительные учения духовно одичавшему человеку: «Бог един, прииди к Нему и завтра сам ты станешь Богом».

А молодежь хочет быть Богом, молодежь хочет властвовать и владеть. И вот она уже у индуистов, у буддистов, у кришнаитов учится духовности, и восточные культы идут на завоевание Православной России. Бездумное увлечение оккультизмом, это добровольное любопытное обращение к бесам, сначала становится трагедией, а потом и гибелью оканчивается для соблазнившихся.

Сколько таких живых телом, но мертвых душой, искалеченных жизней вошло сейчас в ограду Церкви; сколько людей лежит на пороге Церкви – не в силах войти в нее пониманием, ибо для многих уже наступила духовная смерть. И бесы, принимающие вид Ангелов света, шепчут помыслами, говорят с трибун, кричат всеми средствами информации: «Человек – вот наш бог», "Будете,

Туне теперь звучит предостережение: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу...» (Кол.2,8).

«Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3,8).

Но кто разрушит их теперь, эти страшные дела, если Сын Божий изгоняется, забывается людьми? Вместо поклонения и благодарности за Его великую жертву снова приходит идолопоклонство, служащее плоти и бесам.

Дорогие мои, нельзя в наше время жить бездумно.

Мы все, даже и те, кто уже давно в ограде Церкви, испытываемся сейчас силой всяких соблазнов, и в том числе силой нового религиозного сознания ложной христианской духовности. И во всем этом является апокалиптический образ «великого отступления», которое охватит весь род человеческий перед концом света, о котором ныне напоминает нам Господь ежедневно.

Думаете, случайно попустил Господь оскверниться великим святыням на Голгофе в храме Гроба Господня? Не предвещает ли это, что решительный последний период борьбы диавола с Богом и со Христом Его близок?

Берегитесь же, дорогие, чтобы кто-нибудь не прельстил вас! Крепко держитесь за Православие. Бережно храните благодать, дарованную нам Богом! Бодрствуйте и молитесь. В тихости совершайте труд во спасение свое по заветам Господа, руководством и наукой святых отцов. Не забывайте, но осмысливайте слова Господни: «...если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8,36).

Вот где свобода! Вот где спасение!

Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений. Он бьется, но вырваться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.

Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и ногам, а вырваться не может. Но прилепись ко Господу, и Он даст тебе самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды.

Сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают. Но прилепись ко Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно шествовать с Господом сквозь мрак и темноты жизни этой к блаженной, полной отрады и простора вечности.

Слава Безсмертному Богу Отцу Невидимому!

Слава Безсмертному Богу Сыну, явившему Себя во плоти!

Слава Безсмертному Богу Духу, глаголавшему через пророков, апостолов и святых отцов!

Пресвятая Троица, слава Тебе! Аминь.

25 мая (7 июня) 1992 года

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий