Слово второе (II)

Продолжение. Начало читать Здесь

Равноапостольный Косма Этолийски

Пророк Моисей, просвещённый Святым Духом, в Священном Писании говорит: «В начале сотвори Бог небо и землю, и вся, яже в них».

В древние времена, христиане, люди были хорошими. Был среди них и человек по имени Моисей. С раннего детства он воспринял сердцем любовь к Богу и любовь к своим братьям. Пусть эти две любви будут и у вас. Тогда радость, слава, ликование, богатство и достаток будут с вами всегда.

Сорок лет учился пророк Моисей, изучая грамоту, чтобы понять, как следует ходить по жизненным стезям1. Учитесь и вы, братья мои, по мере возможности изучайте науки. Родители, если вы сами не сможете выучиться, научите греческому ваших детей, ибо это язык нашей Церкви. Если не научишься греческому, брат мой, не сможешь вникнуть в то, что исповедует Церковь наша. Лучше, брат мой, иметь греческую школу, чем источники и реки. Если, брат, научишь своего сына грамоте, только тогда он станет человеком, если же не научишь, то он будет как животное. Школа открывает церкви, школа открывает монастыри.

Сорок лет Моисей молился, чтобы освободить из египетского плена своих братьев евреев. Так и ты, брат мой, должен молить Бога по мере своих сил за твоего брата. А не убивать его, обкрадывать, воровать его скот и радоваться его горю.

Сорок дней и ночей постился Моисей, до тех пор пока не очистился от всякого телесного и душевного греха. Слышите, братья мои, как хорошо поступил Моисей? Теперь смотрите, как вознаградил пророка за это Всеблагой Бог. Он сделал его царём, и Моисей правил сорок лет, сделал его и пророком, и Моисею было открыто всё, что произошло и произойдёт в этом мире. Пророк Моисей прожил сто двадцать восемь лет, а после попал в Рай, где вечно теперь радуется. Так и мы, братья мои, должны учиться, верить, очищаться от всякого телесного и душевного греха, чтобы уподобиться ангелам. Братья, а если не будем учиться, а только есть, пить и танцевать, нас стоит называть не людьми, а животными бессловесными.

Всеблагой Бог, братья мои, просветил пророка Моисея, и он оставил для нас много разных писаний. И то, о чём мы говорили с вами вчера, дошло к нам от пророка Моисея. Мы вчера уже говорили, братья мои, что Всеблагой Бог непостижим, необъясним и всесилен, Он – Отец, Сын и Святой Дух, Он сотворил десять чинов ангельских. Сказано, что первый из них стал демоническим из-за своей гордыни, и тогда Бог сотворил этот мир и нас, людей, чтобы поместить нас на место ангельское. Сотворил одного мужчину и одну женщину. Как мы, смешивая муку и воду, получаем хлеб, так и Бог взял землю, глину и создал человека, вдохнул в него жизнь и даровал ему бессмертную ангельскую душу. Женщины на земле ещё не было. Бог сотворил её из ребра мужчины, поэтому она его должница.

В мире стало много тысяч женщин, но не нашлось ни одной, достойной того, чтобы восполнить ребро, которое она была должна Адаму, кроме Владычицы нашей Богородицы. Она за свою чистоту удостоилась того, что родила Господа нашего Иисуса Христа. Была Она Девой до Рождества, осталась Девой и после него и стала Царицей Неба, Ангелов, всей умной и чувственной твари.

Бог создал на востоке Рай – место, наполненное радостью и весельем. Бог поселил там Адама и Еву наслаждаться всеми райскими благами. Но дал им одну заповедь: «Чтобы вы помнили, что у вас есть владыка и Бог, заповедую вам только не вкушать от плодов одной смоковницы. А если не сохраните моей заповеди и вкусите этих смокв, то умрёте». Но женщина и мужчина нарушили заповедь своего Творца. Итак, братья мои, не поступайте как Адам и Ева, не пренебрегайте Словом Божиим, потому что Всеблагой Бог, конечно, милосерд и справедлив, но и наказать Он тоже может2. В особенности ты, женщина, будь осторожна, чтобы не случилось с тобой того же, что и с Евой, исполнившей волю диавола и пренебрёгшей повелением Бога. Также остерегайся, чтобы и мужа своего не подвигнуть ко злу, как это сделала Ева.

Адам и Ева нарушили заповедь Бога и вкусили от запретного плода. Бог изгнал их из Рая, и они попали в этот проклятый мир. Говорят, что они родили тридцать три сына и двадцать семь дочерей. Прожив девятьсот тридцать лет, они умерли и попали в ад, где мучились пять с половиной тысяч лет.

Вчера мы с вами остановились на этом моменте. Все мы, люди, происходим от одного отца и матери, все, братья мои, и те, кто живёт сегодня.

Братья, враг наш, ненавистник добра – диавол, видя, что мир увеличивается, позавидовал и задался целью погубить человечество. Для этого он поселил в сердцах мужчин ненависть к женщинам, а в сердцах женщин – к мужчинам, чтобы они не женились и не рожали детей, а мир не возрастал. Диавол вверг людей в мужеложство, скотоложство и другие позорные пороки, которые не совершают ни собаки, ни свиньи. Тогда Бог, видя, что диавол задумал искоренить мир, установил, что тот, кто не рожает детей, будет проклят. Услышав это предостережение, люди с тех пор стали жениться: мужчина избирает себе одну жену, а женщина – одного мужа.

Слышишь, брат мой? Ты не можешь родить детей? Не огорчайся – нет над тобой проклятия. Напрасно ты печалишься. Тысячи тысяч мужчин и женщин сохранили в этом мире девство и не родили детей, и если над тобой есть проклятие, оно есть и над ними, оно есть и надо мной, монахом. И что тебе мешает сделать всех этих детей своими духовными чадами? Возьми, брат мой, двух бедных детишек и усынови их, будет тебе награда от Бога и почёт среди людей. Тогда ты породишь смирение, пост, любовь к Богу и своим братьям. Тогда и спасёшься.

А ты, брат мой, имеющий детей, плачь и скорби: если твои чада совершают грехи, все они ложатся на твою душу. Остался холостым? Ты ответственен только за себя. Женился? У тебя долг спасти и свою жену, и двух, трёх, пять, десять твоих детей. Сколько детей родил – столько долгов и должен отдать. Не слышишь, как говорят твои дети: «Да будет проклят отец, родивший меня?» Я слышал, как многие так говорят. Поэтому дай им образование, научи наукам, в особенности греческому языку, ведь греческий – это язык нашей Церкви. Больше вам ничего не буду говорить, вы, прилежные и любознательные, сами всё понимаете.

Во время оно жил один человек по имени Иоаким. У него была жена Анна. Они оба происходили из царского рода, и оба были людьми благочестивыми, но жена была ещё лучше мужа. Много есть добродетельных женщин, бывают и такие, которые лучше мужчин. Какой тебе будет прок, если ты будешь кичиться тем, что ты мужчина, а сам будешь хуже своей жены, попадёшь в геенну огненную, а твоя жена унаследует вечную радость Рая? Братья мои, Иоаким и Анна были людьми благочестивыми, благоразумными, добродетельными, смиренными, двери их дома были открыты для всех, но детей у них не было. Зная, что только Бог дарует всякое благо, они попросили Его даровать им чадо, мальчика или девочку, чтобы посвятить его Богу. Видя их доброе произволение, Всеблагой Господь благословил их, и Анна родила Богородицу, Владычицу неба и земли. Ей дали имя Мария, что значит госпожа, царица. Слышите, братья, Иоаким возложил всю надежду на Бога, и Тот сотворил ему по его желанию.

Мученики заслужили Рай своею кровью, аскеты – своими подвижническими трудами, а мы, братья мои, рожая детей, чем приобретём себе Рай? Своим гостеприимством. Будем радушными к бедным, хромым и слепым, а не к нашим дружкам – богатым, которые имеют средства на этой земле, чтобы отблагодарить нас; беднякам же нечем нам воздать – и Всеблагой Бог воздаст нам за них во сто крат в Раю.

Братья мои, не имеющие детей, возлагайте свою надежду на Бога, как это делал Иоаким, а не на ворожбу, магию, гадания, предсказания судьбы и другие диавольские вещи. Я знаю, что есть исчадия диавола, ходящие по миру и говорящие: «Дай мне одну монету, и я сделаю так, что ты родишь ребёнка, или дам тебе талисман, с которым ты будешь рожать только мальчиков». Итак, братья мои, избегайте и не слушайте тех,  кто ходит по миру и вводит мир в заблуждение, это все диавольские хитрости.

Когда Владычице Богородице исполнилось три года, Иоаким и Анна вспомнили о своём обещании

Богу, и во его исполнение отвели Госпожу Богородицу в Церковь. Тогда первосвященником в храме был пророк Захария – отец Честного Предтечи. Увидев Её, он тотчас по Благодати Божией понял, что именно Ей предстоит родить Сына и Слово Божие Иисуса Христа от Духа Святого без мужа, девственно, Девой родить его и всё равно остаться Девой после Рождества. Он поцеловал Её, взял с собой в алтарь, потому что знал, что Ей предстоит стать Престолом Господа нашего. В алтаре Владычица наша Богородица провела двенадцать лет. И никто не заходил туда, кроме  первосвященника, да и то лишь раз в году. Она питалась небесной пищей, и стала превыше самих Ангелов.

Итак, братья мои, святой алтарь – это  Престол Божий, главная часть храма – Рай, а притвор – врата райские. Радуйтесь, честные иереи: Бог дал вам возможность служить в алтаре, который является Божественным Престолом. Остерегайтесь, братья миряне, войти в святой алтарь – огонь опалит вас. В Святая Святых могут входить только священник и диакон, которые служат в этот день. Радуйтесь и вы, братья мои миряне: Бог дал вам возможность находиться в храме, который символизирует Рай. Также и вы, женщины, сёстры мои, радуйтесь тому, что Бог дозволяет вам находиться в притворе – вратах райских. Братья и сёстры, в церковь входите со страхом и трепетом, не разговаривайте.

Мужчины, приходите в храм не для того, чтобы смотреть на женщин, а вы, женщины, – на мужчин, а чтобы с трепетом и благоговением совершать крестное знамение, внимая молитвам Божественной Литургии, просвещаясь и очищаясь от своих грехов.

Братья миряне, не осуждайте ваших священников, не ругайте их и не пренебрегайте ими, ибо огонь опалит вас – священники выше царей, превыше самих Ангелов.

Братья мои, вот вам моё мнение, как следует поступать: если вдруг мне придётся встретить священника и царя, посажу священника выше царя. А если священника и Ангела, – поприветствую сначала батюшку, ибо священник выше, чем Святой Престол, выше, чем Святая Чаша, ибо Чаша – вещь неодушевлённая, а священник каждый день причащается Святых Тайн, Честных Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Я, братья, не сужу священников ни за какие проступки – судить их будет только Христос. А вот для тех, кто только собирается стать священником, я скажу несколько слов.

Ты, брат мой, готовящийся к священству, в восемнадцать лет стань чтецом, в двадцать – иподиаконом, в двадцать пять – диаконом, а в тридцать – священником. Выучись греческой грамоте3, умей объяснять Святое Евангелие. И становись священником ради спасения своего прихода. Если же станешь им ради того, чтобы предаться праздности, ради славы или незаконно, Бог преждевременно пресечёт твою жизнь, а душа твоя отправится в вечный адов огонь. Брат мой, стань священником не ради денег мирян. Тогда будешь триблаженным, счастливой будет твоя судьба, ты станешь выше самих Ангелов.

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий