Слово Второе

Достаточно и того, что я вам уже сказал, христиа­не. Как и накануне, у меня сейчас два помысла. Пер­вый говорит мне: «Помолись вместе с христианами и иди в другое место, чтобы послушали и другие право­славные, никогда не слышавшие Слова Божия». Дру­гой помысел мне говорит: «Раз уж ты пришёл сюда, не спеши уходить. Останься на вечер, чтобы расска­зать им и остальное. Помолишься за христиан, а они помолятся за тебя, и тогда отправишься в путь». Как вы думаете, как лучше поступить: уйти или остаться?

— Останься, учитель святой.

Хорошо, дети мои, ради любви ко Христу и к вам я останусь. Только соберитесь все вместе сегодня в во­семь часов вечера, послужим вечерню, молебен, по­молимся Владычице нашей Богородице, чтобы стала нашей Ходатайницей перед Христом. Её сын прогне­вался на нас за множество наших прегрешений. Чего ещё мы ждём, братья мои? Сегодня ли, завтра ли бу­дет конец света? Поспешим же исправиться.

Вот что скажу я вам напоследок: «Радуйтесь и ве­селитесь, что удостоились чести быть православными христианами, плачьте и рыдайте о нечестивых, без­божниках и еретиках, пребывающих во тьме, в руках диавола».

Будьте осторожны, братья мои: не гордитесь, не убивайте, не блудите, не прелюбодействуйте, не кра­дите, не произносите клятв, не лгите, не клевещите, не обижайте друг друга, не предавайте, не украшай­те это бренное тело, которое завтра съедят черви, но украшайте свою душу, которая честнее и дороже все­го мира. В меру ваших сил молитесь, поститесь, тво­рите милостыню, всегда помните о смерти, нет друго­го такого учителя, как она.
Хотя, братья мои, я недостоин вас учить и настав­лять, я всё же дерзаю вновь молить Сладчайше­го Господа нашего Иисуса Христа сниспослать с не­бес свою Благодать и благословение на ваше селе­ние и повсюду, где живут христиане. Да благословит он ваши дома, мужчин и женщин, ваших детей, скот и творения рук ваших. Но в первую очередь, братья, я молюсь о том, чтобы Господь помиловал вас, про­стил ваши грехи, удостоил вас и эту жизнь прожить хорошо, в мире и любви, а после неё вы попали в Рай, истинную нашу родину, где радовались бы и весели­лись, славя и поклоняясь Отцу, Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной во веки веков. Аминь.


Если среди вас есть тот, кто хочет отпустить боро­ду, пусть встанет и скажет мне, — я подарю ему гре­бень и попрошу всех христиан простить его, да ста­нем братьями друг другу. Та женщина, которая возь­мёт себе платок и будет накрывать голову, когда бу­дет ходить в храм, пусть скажет мне, и я попрошу всех христиан простить её и буду молиться за неё и её детей всю свою оставшуюся жизнь. Любого христиа­нина, будь то мужчина или женщина, который пообе­щает мне дома не разговаривать на албанском, пусть встанет и скажет мне об этом, — я возьму на себя все его грехи с его рождения и до сего дня и попрошу всех христиан простить его, и он обретёт прощение, кото­рое не сможет найти даже за тысячу монет.


Прошу вас, братья мои, трижды помолиться обо мне, грешном: «Бог да простит и помилует его». Простите и вы меня грешного, а вас Бог простит, Бог простит.

И когда пройдёт три дня, тогда лишь паре следует соединяться. Также следует воздерживаться от бли­зости в воскресные дни и праздники. Бог дал тебе жену не для похоти, а для чадородия. И не спите в одной по­стели в воскресенье, а особенно в праздники, — сатана искусит вас. А ты, мужчина, постарайся избегать чу­жих жён, как избегаешь змей. Есть дни, когда следует избегать и собственную жену. И если случилось так, что у жены твоей период или же она зачала, или уже родила, но сорок дней ещё не прошло, — избегай близо­сти с ней, она ещё не очистилась. Если же всё равно за­хочешь близости в это время — поразмышляй над при­мером: «Спроси у земледельца, сколько раз он засе­вает поле — один раз в год, а потом ждёт, пока пшени­ца созреет, собирает урожай и потом, если хочет, сно­ва его засеивает. Так и ты, брат мой, сблизился с же­ной своей, и она зачала? Подожди, пока она родит, по прошествии сорока дней очистится, и тогда засеивай ещё раз. И пусть у тебя будет хоть сорок, хоть пять­десят детей».

То, что я вам хочу сказать, является отчасти не­приличным, и вы можете меня в этом обвинить. Не ви­дите, как звери соединяются до тех пор, пока самка не забеременеет, и, когда она родит, вновь сближаются? А нам, людям, не стыдно быть хуже животных? И ты этого не можешь соблюдать, оно кажется тебе непо­сильным? Сделай по-другому — смирись, скажи, что ты раб недостойный, худший, чем животные, осуди себя, и тогда, быть может, Бог умилостивится и спа­сёт тебя. Если же грешишь, да ещё и гордишься этим, говоря, что ты свят, — ну куда это годится?

Как своим духовным чадам дам вам совет. Мне, мо­наху, не подобает говорить о таких вещах. Но что же мне делать? Видя, в каком состоянии пребывает народ наш, я в ущерб своему благу рассказал вам всё это для вашей пользы.

Мужчину можно уподобить царю, а женщину — ви­зирю. Мужчина — это глава, а женщина — тело. Если будете так думать, то Бог благословит и мужчину, и женщину, и ваших детей, и перед вами не будет ни­каких преград; порча и беды никогда не коснутся вас; вы и здесь хорошо проживёте, и попадёте в Рай, что­бы вечно радоваться. Знайте, что вы не можете раз­вестись, только смерть и измена могут разлучить вас. Если женщина падёт с другим мужчиной или мужчи­на с другой женщиной, их долг пойти к архиерею и попросить развести их. Но если тот, кого обманула жена, не разведётся с ней, то будет иметь награду для своей души. Как же можно простить неверную жену, спро­сите вы? А вот как. Жена, которая согрешила с дру­гим человеком, должна взять топор и колоду, пасть на колени и поцеловать руку своего мужа, говоря: «Гос­подине, прошу тебя сделать мне одолжение: разруби меня на мелкие кусочки и брось на съедение собакам, ибо я недостойна видеть твоего лица, потому что рас­топтала твою честь. Я была дочерью Христа, а стала дочерью диавола». Что тебе подскажет твоё сердце, когда ты услышишь такие слова: убить или простить её? Мне кажется, что ты скажешь так: «Прощаю тебя, но больше так не делай».

А разводиться надо, когда ты возвратишься с чуж­бины или с полей и узнаешь об измене от твоего сосе­да. Тогда вынужден будешь развестись. Так и Господь в Своё Второе Пришествие всех неисповеданных, не- раскаявшихся и неисправившихся отправит в ад, а тех, кого найдёт раскаявшимися, простит и возьмёт в Рай вечно радоваться.

Также брак будет проклят, если женишься на своей родственнице (Закон это запрещает) или отпразд­нуешь свадьбу с барабанами, скрипками, плясками, песнями, пальбой из ружей, украшениями и други­ми угодными диаволу вещами. Тогда брак становит­ся проклятым, а дети рождаются слепыми, немыми, глухими, хромыми, убогими, страдают лунатизмом — вы смотрите на них, и ваше сердце разрывается, Бог умерщвляет вас преждевременно, и вы отправляетесь в ад. Не назначайте свадьбу на воскресный день, а на любой другой день недели не потому, что это запре­щает Закон, а из-за тех беспорядков, которые обычно бывают на свадьбах, а также из-за того, что вы не по­падёте на литургию.

Братья мои, Господь родился от Девы, чтобы пока­зать Своё предпочтение девству. И как люди предпо­читают золото серебру, так и Бог брак любит, но ещё больше любит девство. Если хочешь сохранить цело­мудрие и стать монахом и монахиней, будешь счаст­ливым и триблаженным, свободным от этого мира, по­добным Ангелу.

Если хочешь соблюсти целомудрие, перво-наперво будь нестяжательным — не имей сундука и кошель­ка, смиряй своё тело так же, как ты жаришь рыбу на сковороде, постами, молитвами, бдениями, злострада- нием, чтобы умертвить и смирить плоть, которая по­добна волку, свинье, чудовищу, льву. Избегай мирско­го и особенно женщин. Не испытывай к женщине не­нависти, потому что она суть творение Божие; но не­навидь те страсти, которые женщины вызывают в лю­дях. И если случится тебе встретить на узкой дороге с одной стороны женщину, а с другой диавола, прой­ди с той стороны, где диавол, а не женщина. Ведь лишь только сотворишь крестное знамение, так диавол убе­жит, а женщина не убежит от этого. И как трудно овце пастись с волками и не пострадать от них, или хворосту лежать с углями и не сгореть, так и монаху оказаться с женщинами, а монахине — с мужчинами без вреда не­возможно. Монах не может спастись иначе, как толь­ко удаляясь от мира. Есть ли среди вас монахи? Уходи, брат мой, беги в пустыню, если хочешь спастись.

Вы можете сказать: «А ты ведь монах, что ты тог­да делаешь в миру?» И я, братья, неправильно посту­паю. Но так как народ наш стал безграмотным, я ска­зал: «Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и ва­шим молитвам и я спасусь».
Господь, желая показать, как нам избежать того проклятия, которое навлекли на себя в Раю наши прародители Адам и Ева, принял Крещение в Иорда­не от Честного Предтечи. Поэтому, братья мои, и мы, благочестивые христиане, должны радоваться даро­ванным нам от Господа милостям, особенно Святому Крещению. И должны сохранить его неосквернённым по мере возможности. Если же нам, людям, случит­ся ошибиться, то прославим Бога, Который даровал нам второе Крещение — покаяние: ведь некрещёно­му и непокаявшемуся человеку невозможно спастись. Лучше, братья мои, чтобы погибло сто крещёных лю­дей, чем один ребёнок умер некрещёным. И если ре­бёнок будет при смерти, а священника рядом не бу­дет, то младенца могут крестить отец, мать, родствен­ники, соседи, повивальная бабка. Возьми воды и масла вдоволь — перекрести и окуни его со словами: «Кре- щается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Выживет ребёнок — Крещение дополнит свя­щенник. А если у тебя нет воды, возьми земли и триж­ды посыпь ребёнку голову с теми же словами. Если же нет и земли, окрести его в воздухе всё с теми же сло­вами. Не делайте так, как поступил один неразумный глупец. Он на словах согласился стать крестным ре­бёнка, но оставил его умирать некрещёным, так как не хотел разлучиться со своей женой. В случае угро­зы жизни ребёнка законы духовного родства не дей­ствуют, и нет потом никакого препятствия, чтобы со­жительствовать с женой. Подобно этому, если чело­век окажется при смерти и не будет рядом священни­ка, чтобы его исповедать, то пусть исповедуется кому придётся, чтобы не умереть без исповеди. Ведь, испо­ведавшись, он имеет надежду спастись, а если при­частится без исповеди, не будет ему от этого никакой пользы.

Честные отцы, вам нужно иметь в церквях боль­шие купели, чтобы ребёнок весь помещался в них и никакая часть его тела (даже размером с глаз блохи) не оставалась неомытой. Поскольку и туда способен проникнуть сатана, и из-за того, что ваши дети непра­вильно крещены, они потом беснуются, имеют страхи, становятся лунатиками, убогими. Если кто-то ради спасения своей души захочет пожертвовать в храм большую купель, пусть поднимется ко мне, я научу его, как следует поступить, и попрошу всех христиан простить его — и он получит прощение такой силы, ка­кое не купил бы ни за какие деньги.
Слушай, чадо моё, ты, желающий пожертво­вать купель, скажи мастеру, чтобы сделал её изну­три в две пяди глубиной, в одну пядь шириной сни­зу и в две пяди сверху, также для устойчивости снизу у неё должна быть глубина в два пальца. С боков сде­лай две ручки, чтобы за них можно было держаться, а сверху крышку, чтобы ей можно было накрывать ку­пель, — всё это должно быть медным. Пусть мастер её вылудит и напишет на купели твоё имя для поминовения. Вот вы, братья мои, просите, чтобы были кре­щены ваши дети. Разве не замечательно сделать ку­пель, чтобы в ней могли креститься тысячи детей, а вы получили бы награду для вашей души? Разузнай­те, в каких церквях нет купелей, и пожертвуйте их. Пошлите их повсюду, и в город тоже2, вас ждёт ве­ликая награда. Также прошу вас помолиться за кир Янниса, желающего пожертвовать купель, трижды произнесите: «Бог да простит его и помилует».

Братья мои, после того как Господь крестился в реке Иордан от Иоанна Предтечи, Он стал учить мир покаянию и проповедовать Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Желая искоренить всякое без­верие и зло из людских сердец, Он не стал пользовать­ся таким средством, как раздача денег (как это обыч­но делают еретики и в особенности антихрист3), но на­чал чудодействовать, как и подобало Ему в соответ­ствии с Его Божественной Природой. Он исцелял сле­пых, глухих, прокажённых и бесноватых и даже вос­крешал мёртвых. Он воскресил и Лазаря, пребывав­шего уже четыре дня в гробу, который после воскре­шения прожил ещё тридцать лет и стал архиереем. Люди, видя эти чудеса, ясно поняли, что Христос есть Истинный Бог, потому что только Бог имеет власть воскрешать мёртвых. Многие люди тогда уверова­ли и приняли Крещение, были среди них и некото­рые иудеи, но главные из них, книжники и фарисеи, не только не уверовали, но приняли диавола в свои души, где он пребывает и по сей день, и задались це­лью распять Христа Господа нашего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий