Соборъ святыхъ апостоловъ

Прот. Григорій Дьяченко

 Краткія свѣдѣнія о святыхъ апостолахъ и уроки изъ ихъ жизни—подражаніе св. апостоламъ въ послѣдованіи за Христомъ.

I. Въ день собора святыхъ славныхъ и всехвальныхъ апостоловъ побесѣдуемъ о св. апостолахъ. Такъ какъ не всѣ достаточно знаютъ въ честь кого мы празднуемъ, то мы думаемъ предложить вамъ нынѣ краткую бесѣду о святыхъ апостолахъ вообще, и именно скажемъ: 1) кто были святые апостолы, 2) сколько ихъ было, 3) что они сдѣлали для святой нашей вѣры и для вѣрующихъ, 4) какъ они окончили святую жизну свою и 5) въ чемъ мы должны подражать имъ.

II. а) Кто же были святые апостолы? Названіе—апостолъ означаетъ посланника, слугу,— и святые апостолы были посланниками Іисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всѣхъ къ I. Христу и болыпе всѣхъ слушали Его святое ученіе. Спаситель нашъ избралъ ихъ на служеніе людямъ, когда Самъ выступилъ на общественное служеніе роду человѣческому,—за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть міру Свое всемогущество, Спаситель избралъ ихъ почти всѣхъ изъ бѣднаго и незнатнаго рода; по происхожденію, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей),—а нѣкоторые, хотя были и болѣе знатнаго рода, но потомъ предпочли бѣдность и безславіе мірскому богатству и суетной славѣ. Будучи призваны къ апостольству, они оставили своихъ родныхъ, свои дома и все свое имущество и неотлучно слѣдовали за I. Христомъ. По повелѣнію своего Божественнаго Учителя они проповѣдывали по городамъ и весямъ, охотно раздѣляя съ Нимъ всѣ лишенія и страданія. За то, какъ ближайшіе ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенныхъ бесѣдъ съ Нимъ о тайнахъ царствія Божія, до времени скрываемыхъ отъ народа; за то, какъ усердные слуги Христовы, они были удостоены отъ Него и особенной благодатной силы, которая почивала на нихъ преизобильно, были удостоены чудотвореній. А по вознесеніи Господа на небо, въ Пятидесятницу, они пріяли въ видѣ огненныхъ языковъ Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потомъ дѣло своего служенія до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небѣ, окружаютъ престолъ Божій,—а на страшномъ судѣ Христовомъ, возсѣдая на двѣнадцати престолахъ, будутъ вмѣстѣ со святыми судить насъ и всѣхъ людей. Вотъ кто были свв. апостолы!

б) Сколько же ихъ было? Изъ святого евангелія видно, что Спаситель нашъ сначала избралъ, по числу колѣнъ израилевыхъ, двѣнадцать апостоловъ, которыхъ посылалъ по два на проповѣдь; потомъ, видя, что жатва многа, а дѣлателей мало, Онъ избралъ еще 70 учениковъ и ихъ также посылалъ на проповѣдь (Лук. 10, 1, 2). Не передаетъ намъ святое евангеліе именъ всѣхъ этихъ 70 апостоловъ, но передаетъ имена избраннѣйшихъ 12 апостоловъ. Взыде Іисусъ на гору, замѣчаетъ св. евангелистъ Маркъ, и призва ихъ же хотяше Самъ: и пріидоша къ Нему. И сотвори дванадесяте, да будутъ съ Нимъ, и да посылаетъ ихъ проповѣдати и имѣти власть цѣлити недуги, и прогоняти бѣсы и нарече Симону имя Петръ: и Іакова Зеведеова, и Іоанна брата Іакова: и нарече има имена Воанергесъ, еже есть сына громова: и Андрей, и Филиппа, и Варѳоломеа, и Матѳеа, и Ѳому, и Іакова Алфеова, и Ѳадеа, и Симона Кананита, и Іуду Искаріотскаго, иже и предаде Его (Мар. 3, 13, 20). На мѣсто Іуды предателя, по вознесеніи Господа на небо, апостолы, послѣ молитвы, избрали Матѳія, вергше жребій. Чрезъ нѣсколько времени, послѣ сошествія Св. Духа на апостоловъ, къ лику апостольскому былъ чудеснымъ образомъ призванъ Господомъ и великій изъ апостоловъ, апостолъ Павелъ.

в) Не иного было учениковъ Христовыхъ; но, при помощи Божіей, они своимъ ученіемъ побѣдили весь міръ и утвердили основанную Христомъ церковь, послуживши для нея какъ бы основными камнями, сущу краеугольну Самому I. Христу. Вовою землю изыде вѣщаніе, по словамъ церкви, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовѣствовалъ евангелія царствія какой-нибудь изъ апостоловъ. Страны: Палестина, Сирія, Месопотамія, Понтъ, Галатія, Каппадокія, Пергамъ, Виѳинія, Иллирія, Италія, Скиѳія, Ѳракія, Греція, Арменія, Индія, Мидія, Персія, Парѳія,Египетъ, Эѳіопія, Британія, и др. были оглашены ихъ ученіемъ, поддерживаемымъ чудесами. Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нуждъ и бѣдствій во время своего благовѣствованія языческимъ народамъ; по словамъ св. апостола Павла, иніи изъ нихъ избіени быша, непріемше избавленія. Друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею; каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушеніе быша, убійствомъ меча умроша: проидоша въ милотехъ и въ козьихъ кожахъ, лишени, скорбящее, озлобленіи. (Евр. 11,36,37). Съ такими страданіями распространяя ученіе Христово устно и письменно при жизни, они и до нынѣ учатъ міръ своими писаніями, которыя оставили намъ, какъ драгоцѣнное наслѣдство. Писанія эти заключены въ книгахъ, подъ именемъ книгъ новаго завѣта, или святого евангелія и апостола, чтенія изъ которыхъ вы почти каждый разъ слышите при богослуженіяхъ.

г) Св. богодухновенное ученіе апостоловъ было запечатлѣно ихъ святою кровію. Всѣ почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостолъ Андрей первозванный, проповѣдывавшій святое евангеліе и нашимъ предкамъ, былъ распятъ на крестѣ; Іаковъ Зеведеевъ былъ обезглавленъ; Варѳоломей, послѣ жесточайшихъ мученій, скончался отъ меча; Ѳома прободенъ копіемъ; Матѳей умеръ также мученически; Іаковъ Алфеевъ умеръ на крестѣ; Іуда Іаковлевъ былъ повѣшенъ на древѣ крестномъ и разстрѣлянъ; повѣшенъ былъ на крестѣ и Симонъ Кананитъ. Только одинъ святый евангелистъ Іоаннъ Богословъ скончался мирно, хотя при жизни и онъ испыталъ тяжкія стрададанія за Христа, напр., его мучили въ кипящемъ маслѣ, и кромѣ того, нѣкоторое время его томили въ заточеніи. Святые первоверховные апостолы — Петръ и Павелъ также, какъ мы знаемъ уже, окончили свою жизнь мученически: апостолъ Петръ былъ повѣшенъ на крестѣ стремглавъ, а ап. Павелъ былъ усѣченъ въ главу, какъ гражданинъ римскій.

III. Мы предложили нынѣ вамъ, братія мой, разсказъ о святыхъ апостолахъ Христовыхъ для того, чтобы вы, припоминая ихъ особенную близость ко Господу, великіе болѣзни и труды ихъ на пользу святой вѣры нашей и страдальческую ихъ кончину, всегда воспоминали о нихъ съ горячею любовію и съ святымъ благоговѣніемъ, и старались по мѣрѣ вашихъ силъ подражать имъ если не въ апостольской дѣятельности, которая не для всѣхъ назначена, то во всякомъ случаѣ въ послѣдованіи за Христомъ по примѣру свв. апостоловъ.

Апостолы, какъ мы знаемъ, оставивши для Христа свое занятіе, оставили и тѣ предметы, которые неразлучно были связаны съ этими занятіями. Вотъ въ этомъ-то и нужно намъ подражать апостоламъ. Есть и у васъ въ жизни многое такое, что съ свободнымъ служеніемъ Христу совмѣстить нельзя, что подавляетъ, стѣсняетъ духъ нашъ и не даетъ ему возноситься къ духовному и небесному. Что же это? Это, во первыхъ, излишняя попечителъиостъ житейская, когда люди въ мірскія заботы погружаются всѣмъ существомъ своимъ — до забвенія высшихъ потребностей души, до того, что ими заняты бываютъ день и ночь, отъ нихъ не могутъ освободиться и въ храмѣ, и во время молитвы. Это, далѣе, страсть къ стяжаніямъ, когда пріобрѣтенія ставятъ цѣлію своей жизни, земные прибытки ставятъ выше всего, для корысти забываютъ обязанности христіанскія, считая ни во что нарушеніе праздниковъ, опущеніе богослуженія церковнаго и пренебреженіе къ молитвѣ домашней. Это еще жажда удовольствій, когда не знаютъ ни мѣры, ни времени для нихъ, не разбираютъ свойства ихъ, когда объ удовольствіяхъ только и думаютъ и говорятъ, для нихъ однихъ желаютъ и жить, когда на нихъ употребляютъ большую половину достоянія своего. Вотъ что особенно опасно въ нынѣшнее время. Это-то болѣе другого опасное и должны мы оставить, подражая апостоламъ. Они, оставивши сѣти и корабль, свободно стали слѣдовать за Христомъ. И мы свободно пойдемъ за Нимъ, если оставимъ всѣ земныя пристрастія. Корабль, освободившійся отъ тяжелаго груза, легко несется по волнамъ морскимъ. Птица, освободившаяся отъ сѣтей птицелова, легко взлетаетъ къ верху. Такъ-же легко къ самому престолу Вседержителя будетъ возлетать нашъ духъ, освободившійся отъ многопопечительности земной и отъ пристрастія къ грѣховнымъ удовольствіямъ. (Сост. по кн. прот. П. Троцкаго: „Поучит. чтенія на каждый день года" т. 1. 216—218 и др. источн.).  

 

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий