Св. ап. и ѳванг. Матѳій

Прот. Григорій Дьяченко

Жребіемъ владѣетъ Богъ.

I. Св. нынѣ прославляемый апостолъ и евангелистъ Матѳій происходилъ изъ колѣна Іудина и родился въ Виѳлеемѣ; съ дѣтства онъ былъ ученикомъ св. Симеона Богопріимца. Онъ былъ одинъ изъ пребывавшихъ постоянно при Господѣ І.

Христѣ и былъ свидѣтелемъ многихъ Его чудесъ и слушателемъ Его ученія. По вознесеніи Господа Матѳій послѣ общей молитвы апостоловъ былъ указанъ жребіемъ изъ двухъ, выбранныхъ апостолами учениковъ, свидѣтелей земной жизни Господа отъ Его крещенія до вознесенія, и былъ причисленъ къ лику 12-ти апостоловъ вмѣсто Іуды Искаріотскаго, и проповѣдывалъ евангеліе въ Іудеѣ и Еѳіопіи. Обративъ многихъ ко Христу и принявъ много страданій за вѣру Христову, св. апост. Матѳій принялъ мученическую смерть въ Іерусалимѣ, бывъ побіенъ камнями.

II. Избраніе св. ап. Матѳія по жребію въ ликъ 12-ти апостоловъ, одобренное какъ всѣми апостолами, такъ и всѣми вѣрующими, и оправданіе этого избранія всею дальнѣйшею жизнію святаго апостола и евангелиста напоминаетъ намъ братіе о той истинѣ, что жребіемъ владѣетъ Богъ (Псал. 80, 15-16). Что дѣйствительно жребіемъ владѣетъ Богъ, это можно видѣть изъ многихъ библейскихъ примѣровъ.

а) Господь посылалъ, однажды пророка Іону на проповѣдь въ Ниневію. Іона уклонился отъ такого труднаго дѣла и бѣжалъ отъ лица Господня въ Ѳарсисъ; и вотъ, когда онъ плылъ туда на кораблѣ, Господъ воздвигъ сильную бурю на морѣ; корабельщики побросали въ море весь грузъ и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда всѣ бывшіе на кораблѣ сказали другъ другу: прiидите вержемъ жребія, и уразумѣемъ, коего ради есть зло сіе на насъ: и метнуша жребія, и паде жребій на Іону... И взяша Іону, и вверзоша его (по его-же совѣту) въ море, и преста море отъ волненія своего (Іона. 1, 7, 15). Извѣстно, что Іона промысломъ Божіимъ сохраненъ былъ невредимымъ во чревѣ кита, и выброшенъ, чрезъ три дня, на берегъ морской совершенно здоровымъ, послѣ чего Іона сталъ проповѣдывать въ Ниневіи (Іон. 2, 1-11, 3, 4).

б) А вотъ еще случай болѣе явнаго участія промысла Божія въ жребіи. Когда пророкъ Самуилъ, по повелѣнію Божію, помазалъ Саула на царство (1 Цар. 10, 1), въ народѣ еврейскомъ объ этомъ никто не зналъ еще; Самуилъ созываетъ старѣйшинъ народа и другихъ почетныхъ людей и предлагаетъ имъ, согласно ихъ желанію, избрать изъ среды себя достойнѣйшаго человѣка въ царя, кого укажетъ Самъ Богъ чрезъ жребій. (Между тѣмъ Господомъ уже былъ избранъ Саулъ и безъ жребія, на главу котораго Самуилъ возлилъ елей, въ доказательство того, что Богъ посвятилъ его на царство). Собрались евреи, стали всѣ по колѣнамъ своимъ, и начали вынимать жребіи, и паде жребій на хоругвь Веніаминю, въ которой находились предки Саула. Отдѣлили эту хоругвь и стали призывать къ жребію по племенамъ этой хоругви — и паде жребій на Маттаріино, отъ котораго происходили родоначальники Сауловы, но какъ въ этомъ племени было много молодыхъ людей — мужей, и неизвѣстно было, кого изъ нихъ избралъ Господь Богъ, то стали вынимать жребій въ третій разъ, поименно, по мужамъ этого рода, и паде жребій на Саула, сына, Кисова — на того самаго, котораго Богъ ранѣе уже и безъ жребія избралъ и посвятилъ въ царя (1 Цар. 10, 20-21).

Такимъ образомъ люди, по своему усмотрѣнію, три раза вынимали жребій для избранія себѣ царя — и каждый разъ невидимая сила Божія, владѣющая жребіемъ и располагающая судьбою человѣка, направляла выемку жребія къ достиженію заранѣе предположенной цѣли, къ избранію заранѣе предопредѣленнаго къ тому лица. Видно — невозможная у человѣка, возможна суть у Бога (Лук. 18, 27). Слѣдовательно вѣрно, что жребіемъ владѣетъ, располагаетъ Самъ Богъ, и каждому человѣку предопредѣленъ жребій уже давно, при самомъ рожденіи его и даже ранѣе (Іер. 1, 5).

III. Поэтому при вынутія жребія всецѣло предайте себя въ волю Господа и вполнѣ положитесь на Его всеблагое и премудрое провидѣніе, сказавъ себѣ: Ты еси Богъ мой, въ руку Твоею жребій мой (Пс. 80, 15-16).

Посему неразумно дѣлаютъ тѣ, кои, вынувъ напр. жребій, призывающій ихъ къ отбыванію воинской повинности, ропщутъ на свою судьбу: не слѣпая судьба или простой случай управляетъ жизнію человѣка, но премудрый и всеблагій промыслъ Божій, безъ воли коего ни одинъ власъ не упадетъ съ нашей головы.

Запомните, братія мои, что слово судьба есть слово не христіанское: по непреложному и ясному ученію слова Божія и ученію церкви жизнію народовъ, царствъ и даже каждаго отдѣльнаго человѣка управляетъ не простой случай или слѣпая судьба, но живой, разумный, премудрый и всеблагій промыслъ Божій, безъ ведѣній коего не упадетъ на землѣ ни одинъ волосъ съ головы человѣка.

Неразумно также поступаютъ и тѣ христіане, которые выражаютъ свой ропотъ по поводу взятыхъ по жребію на службу ихъ дѣтей на тѣ или другія общественныя учрежденія или должностныхъ лицъ: жребіемъ Господь указалъ на нихъ, какъ на людей, которые наиболѣе будутъ полезны въ той должности, на какую они избраны. (Свящ. Г. Дьяченко).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий