Св. благовѣрная княгиня Ольга

Св. благовѣрная княгиня Ольга

Прот. Григорій Дьяченко

Въ христіанской вѣрѣ великое и неоцѣненное благо.

I. Св. благовѣрная великая княгиня Ольга, память коей совершается нынѣ, по преданію, была родомъ изъ псковской области. Случайно сдѣлалась она супругой великаго князя кіевскаго Игоря и по смерти его, въ 946 г., была правительницею государства, за малолѣтствомъ сына ея Святослава.

Въ началѣ управленія своего, она прежде всего старалась отмстить сосѣднему племени — древлянамъ, которые были враждебны русскимъ и особенно возбуждали гнѣвъ Ольги тѣмъ, что коварно умертвили мужа ея Игоря. Эту месть Ольга исполнила съ такою хитростію и жестокостію, которыя въ тѣ времена были обычнымъ явленіемъ среди язычниковъ, коихъ сердце не было смягчаемо любовію Христовою. О мести и хитростяхъ Ольги лѣтописецъ разсказываетъ, что когда древлянскій князь Малкъ прислалъ просить руки ея, Ольга обманула пословъ, заманила ихъ къ себѣ и приказала живыхъ закопать въ яму; еще присланныхъ отъ древлянъ пословъ изъ знаменитыхъ гражданъ она сожгла въ банѣ, — а другихъ умертвила на могилѣ мужа, хитростію заманивъ ихъ для его помина. Самый городъ древлянскій Коростенъ она взяла другою хитростію: положивъ вмѣсто дани на жителей по три голубя и по три воробья съ каждаго двора, велѣла привязать къ этимъ птицамъ зажженный трутъ съ сѣрою и пустить на волю: они возвратились съ огнемъ въ гнѣзда и произвели пожаръ. Овладѣвъ такимъ образомъ городомъ, Ольга осудила на смерть старѣйшихъ гражданъ, а прочихъ обложила тяжелою данью. Одаренная великимъ умомъ, она не могла не замѣтить превосходства христіанской вѣры предъ языческой. Скоро сердце ея измѣнилось евангельскою чистотою и христіанскою любовію, совершенно чуждою языческой мстительности и совершенно возродилось. По принятіи крещенія въ Константинополѣ, Ольга сдѣлалась совершенно иною. Вмѣсто мстительности и жестокости, она всюду проявляла смиреніе и любовь христіанскую. Путешествуя по разнымъ областямъ и городамъ Россіи, она всюду являлась милосердною и благоприклонною къ исполненію справедливыхъ просьбъ, строила храмы и украшала ихъ; словомъ заботилась о томъ, чтобы свѣтъ истиннаго богопознанія озарилъ всю землю русскую. Вотъ какіе благіе плоды принесла христіанская вѣра, какъ самой благовѣрной великой княгинѣ Ольгѣ, такъ и ея подданнымъ!

II. Братія христіане! Только въ христіанской вѣрѣ великое и притомъ неоцѣненное благо.

а) Безъ твердой вѣры во Христа мы бы остались чадами гнѣва Божія и насъ неминуемо ожидало бы вѣчное осужденіе. Но слава и благодареніе Господу Богу, воззвавшему насъ изъ тьмы въ чудный свѣтъ Свой и давшему намъ право быть сынами и наслѣдниками Его небеснаго царствія!

Вѣдь мы не испытали страшнаго состоянія быть внѣ свѣта евангельскаго, въ тьмѣ душевной, въ томленіяхъ и мученіяхъ совѣсти, въ страхѣ гнѣва небеснаго, безъ надежды прощенія и помилованія. Со дня рожденія нашего св. церковь приняла насъ подъ свой кровъ, возродила насъ купелію крещенія въ жизнь вѣчную и соединила насъ въ таинствѣ св. причащенія со Христомъ. Посему будемъ дорожить своею православною христіанскою вѣрою, въ которой родились и безъ свѣта которой не жили.

б) Вѣра устрояетъ благоденствіе людей. Поразительное доказательство этого представляетъ дорогое отечество наше. Сколько благихъ послѣдствій произвела православная христіанская вѣра со времени введенія ея на Руси? Не она ли возвела царство русское на ту степень славы и величія, какими оно полъзуется теперь? Не она ли воодушевляла народъ въ тяжкія годины общественныхъ бѣдствій? Не она ли учила ихъ терпѣнію и покорности во всѣхъ злоключеніяхъ? Не она ли утѣшала и ободряла народъ во время ига татарскаго? Не она ли воодушевляла народъ биться за родину и церковь? Не она ли возбуждала народъ къ величайшимъ подвигамъ и жертвамъ? Не она ли, наконецъ, спасла Россію отъ иноземнаго порабощенія? Да, братія, о своемъ отечествѣ мы можемъ со всею справедливостію повторить слова св. ап. Павла, что оно вѣрою содѣяло правду, побѣдило царствія, получило обѣтованіе, заградило уста львовъ, хотѣвшихъ поглотить его или его твердыхъ защитниковъ, возмогло отъ немощи, было крѣпко въ бранѣхъ, обращало въ бѣгство полки чуждыхъ (Евр. 11, 33-34).

III. Будемъ же дорожить св. вѣрою нашею, будемъ хранить ее, какъ зѣницу ока; не будемъ измѣнять ей, не будемъ колебаться всякимъ вѣтромъ ученія, но будемъ всегда помнить о своемъ званіи христіанскомъ, будемъ стараться не по имени только считаться христіанами, но и въ самой жизни будемъ избѣгать того, что свойственно только язычникамъ, не просвѣщеннымъ свѣтомъ истиннаго богопознанія. Вѣдь тягчайшему осужденію повиненъ будетъ тотъ, кто попираетъ Сына Божія и не почитаетъ за святыню кровь завѣта, которою освященъ (Евр. 10, 36), говоритъ св. ап. Павелъ.

Итакъ, ради памяти св. благовѣрной княгини Ольги, молимъ васъ со святымъ апостоломъ не вотще благодать Божію пріяти (2 Кор. 6, 1). Посему будемъ цѣнить эту благодать Божію, будемъ стараться возгрѣвать въ себѣ духъ той вѣры, съ которою первые христіане шли на костры и были готовы претерпѣть всевозможнаго рода мученія, но не измѣнить ей. Вѣдь отъ этого зависитъ все и земное и небесное счастье наше и отечества нашего. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» за 1888 г., іюль).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий