Поученіе. Св. Георгій, епископъ амастридскій

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Грѣхъ святотатства

  I. Св. Георгій, епископъ амастридскій, память коего совершается нынѣ, прославился высокою жизнію и чудесами при императорѣ Константинѣ IV (780 — 97). Онъ молитвою укротилъ бурю на Черномъ морѣ во время своего путешествія и мирно скончался въ 803 году.

По кончинѣ при его гробѣ совершилось иного чудесъ: такъ однажды руссы (т.е. русскіе витязи), напавъ на греческую имперію и все опустошая по берегамъ, овладѣли Амастридою (въ Пафлагоніи) при Черномъ морѣ. Ворвавшись въ храмъ, гдѣ былъ погребенъ св. Георгій, они начали откапывать гробъ его, думая, что въ немъ хранятся сокровища; но у копавшихъ внезапно отнялись ноги и руки и они, какъ будто связанные, остановились неподвижно въ оцѣпенѣніи. Это чудо привело руссовъ въ ужасъ и вождь ихъ, призвавъ плѣннаго христіанина, началъ распрашивать о сокровищѣ, которое сокрыто въ гробницѣ. Плѣнный христіанинъ объяснилъ все и при этомъ сообщилъ понятіе объ истинномъ Богѣ, Который сотворилъ все изъ ничего и Которому не можетъ противостоять никто, и тутъ же посовѣтовалъ принести Ему жертву. Когда руссы принесли, по совѣту плѣнника, елей и воскъ истинному Богу и возвратили свободу плѣнникамъ, тогда копавшіе почувствовали свободу рукъ и ногъ. Послѣ этого руссы заключили миръ съ христіанами и возвратились въ свое отечество съ мыслію о величіи христіанскаго Бога, а нѣкоторые съ полною вѣрою въ Него.

II. Изъ жизни св. Георгія, епископа амастридскаго, мы видимъ, возлюбленные братіе, какъ Богъ гнѣвается на святотатцевъ и кощунниковъ. Побесѣдуемъ же въ настоящій разъ о грѣхѣ святотатства, который, къ великой скорби всякаго истиннаго христіанина, встрѣчается иногда даже среди христіанъ, такъ какъ мы нерѣдко слышимъ или читаемъ о кражѣ имущества изъ святыхъ храмовъ и надгробныхъ памятниковъ изъ кладбищъ. Даже при взглядѣ на одни желѣзныя рѣшетки на окнахъ храма невольно становится грустно и стыдно, потому что они слишкомъ краснорѣчиво напоминаютъ о грѣхѣ святотатцевъ, нерѣдко христіанъ, противъ коихъ собственно они и устроены.

а) Дабы видѣть всю тяжесть грѣха святотатства, приведемъ прежде всего церковныя правила относительно этого грѣха.

Семьдесятъ второе и 73-е правила св. апостолъ того, кто беретъ изъ церкви воскъ или елей, а также и того, кто присвояетъ на свое и обыкновенное употребленіе сосудъ освященный, сдѣланный изъ золота или серебра, или завѣсу, какъ подлежащаго наказанію беззаконія, если не святотатства, подвергаютъ отлученію.

А великій Григорій нисскій въ VIII-мъ правилѣ говоритъ: «святотатство въ ветхозавѣтномъ и божественномъ писаніи признано достойнымъ не мень обличенный въ убійствѣ и похитившій посвященное Богу (какъ то сдѣлалъ Ахаръ, побитый за то камнями) равно подлежали побіенію камнями (Іис. Нав. VII). А церковный обычай, допустивъ, (не вѣдаю како), снисхожденіе, принялъ болѣе легкое очищеніе сего недуга, ибо святотатцевъ подвергалъ эпитиміи на меньшее время (именно на 15 лѣтъ), чѣмъ прелюбодѣевъ, а прелюбодѣевъ удаляетъ отъ общенія на 18-ть лѣтъ».

И такъ пусть знаютъ святотатцы, что совершеніемъ своего страшнаго грѣха они подвергаютъ себя отлученію отъ церкви, а слѣдовательно отъ Христа, Источника жизни и спасенія, если не на всю жизнь, то не менѣе какъ на 15 лѣтъ по церковнымъ правиламъ. Но правосудный Богъ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ, иногда и ранѣе караетъ или грозно наказываетъ нераскаянныхъ святотатцевъ и грабителей церковнаго имущества.

б) Вотъ нѣсколько случаевъ грознаго суда Божія надъ святотатцами, случаевъ, которые сохранила церковная и гражданская исторія.

Два человѣка, видя драгоцѣнности на мощахъ св. великомученицы Варвары, почивающей въ кіево-печерской лаврѣ, вознамѣрились, открывъ раку, похитить ихъ; но здѣсь же отъ раки громъ и искры поразили ихъ, — одинъ оглохъ, а другой обезумѣлъ (Чет. Мит. 4 дек.).

Въ житіи Стефана, епископа сурожскаго или азовскаго Субака, мы читаемъ слѣдующій замѣчательный разсказъ: «воинственный и сильный князь изъ Новгорода русскаго, съ многочисленнымъ войскомъ опустошая мѣста отъ Корсуни до Керчи, съ большою силою пришелъ къ Суражу, сломалъ желѣзныя ворота, вошелъ въ городъ съ мечемъ въ рукѣ, вступилъ во св. Софію; сломалъ двери, вошелъ туда, гдѣ стоялъ гробъ св. Стефана, и ограбилъ все, что было на гробѣ: царскій покровъ, жемчугъ, золото, драгоцѣнные каменья, золотыя паникадила и иного другого. Но въ тотъ же часъ лице его оборотилось назадъ; князь палъ, и пѣна шла изъ рта его; онъ кричалъ: великъ сей человѣкъ!.. возвратите назадъ, что взяли... пусть прійдутъ священники и крестятъ меня! Пришелъ архіепископъ Филаретъ со священниками: совершили молитвы, крестили его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И лице его повернулось опятъ. И крестились всѣ главные изъ его людей». Это было около 755 г. по Р. Хр. (См. «Исторію русской церк- ви» Филарета Гумилевскаго. Періодъ первый. Стран. 21—22).

III. Да ужаснутся сего суда Божія всѣ имѣющіе поползновеніе къ присвоенію чужой собственности и въ особенности церковной и да отражаютъ отъ себя это пагубное искушеніе мыслію о всевѣдущемъ и праведномъ Мздовоздаятелѣ, предъ которымъ никакое злодѣяніе, тѣмъ болѣе совершаемое съ кощунствомъ, не остается безъ отмщенія! Погибель вѣчная ожидаетъ татей, ибо какъ говоритъ апостолъ: «ни лихоимцы, ни хищницы, ни татіе царствія Божія не наслѣдятъ» (1 Коринѳ. VI, 10). (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий