Поученіе. Св. Германъ константинопольскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Почитать св. иконы необходимо.

 I. Святой Германъ, нынѣ воспоминаемый церковью (VІІІ в.), родился въ Константинополѣ и былъ сынъ сенатора Юстиніана. Императоръ Константинъ Погонатъ убилъ Юстиніана; опасаясь мщенія со стороны сына, онъ отдалъ его въ церковные клирики.

Германъ, хотя не по своей волѣ вступившій на служеніе церкви, строгою жизнью заслужилъ общее уваженіе и  духовенства и мірянъ и достигъ сана епископа города Кизика. За защиту православія противъ еретиковъ императоръ Филиппъ сослалъ Германа въ заточеніе; по смерти Филиппа онъ былъ возвращенъ и даже поставленъ константинопольскимъ патріархомъ, но не надолго. Когда императоръ Левъ Исаврянинъ возбудилъ гоненіе на иконопочитаніе, святой Германъ явился твердымъ защитникомъ иконъ, стараясь вразумить императора и утѣшая невинно гонимыхъ. Иконоборцы въ 730 году свергли его съ патріаршей каѳедры и изгнали изъ Константинополя. Въ 740 году святой Германъ скончался. На седьмомъ вселенскомъ соборѣ Германъ былъ причисленъ къ лику святыхъ.

II. Св. Германъ оставилъ много сочиненій, изъ которыхъ особенно важны три посланія въ защиту св. иконъ. Въ нихъ онъ, между прочимъ, защищаетъ иконопочитаніе указаніемъ на древнія изображенія Іисуса Христа,, на нерукотворенный образъ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающіяся при иконахъ, доказывая этими примѣрами какъ древность иконопочитанія въ церкви, такъ и ту пользу, которую получаютъ отъ иконъ вѣрующіе Объ этомъ будетъ и наше слово.

а) Безумцы, возстающіе противъ почитанія святыхъ иконъ, дерзаютъ называть православныхъ христіанъ идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестіе и безуміе!— Что такое икона? — Образъ или икона есть изображеніе и подобіе истинной вещи, которая есть, или была, или будетъ. Напримѣръ, Святая Троица изображается въ лицахъ трехъ ангеловъ: это было на самомъ дѣлѣ, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврійскаго. Изображается Богъ Отецъ въ видѣ нѣкоего пречестнаго старца: и то было на самомъ дѣлѣ, когда пророкъ Даніилъ и пророкъ Исаія видѣли Ветхаго денъми сѣдящаго на престолѣ высоцѣ и пре вознесеннѣ, и серафими окрестг Его (Дан. 7, 9. Ис. 6, 1). Изображается Богъ Сынъ, на земли рожденный и съ. человѣки пожившій, страдавшій и погребенный, и воскресшій въ третій день по писаніемъ, и возшедшій на небеса, и сѣдящій одесную Отца, и паки грядущій со славою судити живымъ и мертвымъ: и это было на самомъ дѣлѣ, и есть, и будетъ. Изображается Духъ Святый въ видѣ голубя: и то было на самомъ дѣлѣ, когда Духъ Святый явился въ видѣ голубиномъ. Также надобно разсуждать и о прочихъ иконахъ, которыя всегда согласны съ своими первообразами и служатъ изображеніемъ и подобіемъ вещей истинныхъ. А что такое идолъ?— Изображеніе прелести. Ибо вси бози языкъ бѣсове: Господь же нашъ небеса и землю сотвори (Псал. 99, 5). Послѣ сего, кто дерзнетъ нарицать святыя иконы идолами? Не слышите ли страшнаго грома, исходящаго отъ седьмаго вселенскаго собора, какъ бы отъ облака превознесеннаго, и во всеуслышаніе гремящаго: „иконы святыя глаголющимъ быти идолами: анаѳема, анаѳема, анаѳема“.

б) Но обратимся къ священному писанію и оттуда почерпнемъ доказательства истины.

Въ писаніи говорится, что Господь Богъ заповѣдалъ Моvсею сотворить образъ двухъ херувимовъ златыхъ и поставить ихъ на кивотѣ Господнемъ. Посему кланявшіеся кивоту Господню кланялись и херувимамъ, стоявшимъ на кивотѣ, но не были посему идолопоклонниками, а, напротивъ, людьми избранными, Божіими.

Въ писаніи также говорится о мѣдномъ зміѣ, который вознесенъ былъ на древо Моvсеемъ и врачевалъ всѣхъ поклонявшихся ему и взиравшихъ на него. Сей змій, вознесенный Моvсеемъ на древо, былъ образомъ Самаго Христа Спасителя нашего, распятаго на древѣ, какъ Онъ и Самъ о Себѣ свидѣтельствуетъ: якоже Моvсей вознесе змію въ пустыни: тамо подобаетъ вознесшими Сыну человѣческому (Іоан. 3 ,1 4 ). Въ преданіяхъ церковныхъ говорится, что Самъ Христосъ Спаситель нашъ, изобразивши пречистый ликъ Свой на плащаницѣ, послалъ его болящему царю Авгарю, который хотѣлъ видѣть Іисуса Христа и отъ Него получить исцѣленіе. Сей образъ мы называемъ Нерукотвореннымъ. По глаголу св. апостола Павла, Христосъ Спаситель нашъ нарицается образомъ Отца превѣчнаго, сый сіяніе славы Отчія и образъ Ѵпостаси Его (Евр. 1, 3). Въ писаніи и человѣкъ нарицается образомъ Божіимъ, по реченію Божію: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26). Почто же дерзаютъ уничижать св. образы Божій?

в) Послушаемъ, какъ св. отцы наши разсуждали о честныхъ иконахъ церкви.

 Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ, что почесть образа возвращается на первообразное, и кто кланяется образу, тотъ покланяется изображенному на немъ, кто почитаетъ образъ, тотъ почитаетъ изображеннаго на немъ. Тоже самое говорятъ и всѣ отцы святые и весь пречестный соборъ ихъ. Симъ разсужденіемъ побѣдилъ иконоборцевъ Стефанъ святый, пострадавшій за святыя иконы, какъ говорится въ его житіи. Приводятъ его предъ самаго начальника иконоборцевъ, злочестиваго Льва Исавра, который повелѣваетъ ему попрать ногами икону Спасителеву. Что же творитъ мужъ святый?— Потребовалъ кинсонную златницу и спросилъ: чей это образъ и написаніе? Когда отвѣчали ему, что — кесаревъ, то онъ, ударивъ златницу о землю, началъ попирать ее ногами и плевать на образъ кесаревъ, изображенный на златницѣ, предъ лицемъ самаго кесаря. Смотря на это, разгнѣвался царь и всѣ его старѣйшины, а святый мужъ сказалъ съ дерзновеніемъ: вотъ каково сужденіе ваше, безумные! Гнѣваетесь, что  я  попралъ образъ земного царя вашего, который есть прахъ и пепелъ; какъ же не будетъ гнѣваться Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, Котораго образъ вы попираете ногами вашими!

г) Въ заповѣдяхъ Господнихъ написано: не сотворивши себѣ кумира, ни всякаго подобія елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ и подъ землею, да не поклонишься имъ, и да не послужиши имъ. Прельщаются тѣ, кои поклоненіе честнымъ иконамъ почитаютъ нарушеніемъ заповѣди Господней. Ибо заповѣдь та: не сотвориши себѣ кумира и пр. направлена не противъ иконъ, но противъ идоловъ. Видѣлъ всевѣдущій Богъ, что іудеи имѣютъ большую склонность къ идолопоклонству: смѣсишася бо съ языки, и навы коша дѣломъ ихъ, и поработаша истуканнымъ ихъ, и сотвориша тельца въ Хоривѣ, и поклонишася истуканнымъ, и измѣниша славу Божію въ подобіе тельца, ядущаго траву (Псал. 105). Видѣлъ сіе Господь Богъ, и далъ имъ чрезъ Моvсея заповѣди, которыя, такъ начинаются: Азъ есмь Господь Богъ твой, изведый тя отъ земли Египетскія: не будутъ тебѣ иніи бози развѣ Мене. Не сотвориши себѣ кумира и пр. (Втор. 5, 6—8). Не исполняемъ ли и мы сихъ заповѣдей Господнихъ; имѣемъ ли иныхъ боговъ, развѣ Бога, изведшаго израильтянъ изъ земли египетской, а насъ изъ работы діавольской; творимъ ли себѣ кумировъ, вмѣсто Бога?—Если мы имѣемъ и почитаемъ иконы, то мы не имѣемъ ихъ за боговъ, и имъ самимъ, отдѣльно отъ ихъ первообразнаго, не кланяемся и не воздаемъ божеской чести.

III. Но нѣтъ нужды препираться намъ съ людьми нечестивыми: церкви святой врата адова не одолѣютъ. Церковь есть столпъ и утвержденіе истины. Съ нею мы, чада ея, купно со всѣми святыми отцами, свѣтилами вселенскими, всѣ единогласно глаголемъ и кровію нашею готовы подтвердить: пречистому твоему образу покланяемся, Благій, просяще прощенія прегрѣшеній нашихъ, Христе Боже! Аминъ. (Св. Димитрій ростовск., сн. „Собр. поуч. на воскр. и праздн. дни“, изд. ред. “Воскр. Чт.“ 1853 г., т. I).

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий