Поученія. Св. Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Воспоминаніе о чудесномъ явленіи на небѣ животворящааго креста служитъ къ утвержденію нашей вѣры въ I. Христа какъ Сына Божія.

 I. Св. Кириллъ, архіепископъ іерусалимскій, память коего совершается нынѣ, жилъ въ 4 вѣкѣ по Р. Хр. Въ дни своего святительства онъ былъ свидѣтелемъ особенныхъ явленій милости Божіей къ роду христіанскому. Когда церковь христіанская, съ воцареніемъ на римскомъ престолѣ Константина Великаго, избавилась отъ гоненій, продолжавшихся почти триста лѣтъ, то явились новые враги внутри общества христіанскаго, еретики аріане, ложно учившіе о Божественномъ достоинствѣ Господа нашего I. Христа.

Хотя аріане и были обличены на первомъ вселенскомъ соборѣ и самъ Арій сосланъ въ ссылку, но, по смерти Константина Великаго, сынъ его Констанцій явно покровительствовалъ еретикамъ. Многіе православные пастыри церкви, въ томъ числѣ и св. Кириллъ, были преслѣдуемы и низвергаемы съ своихъ святительскихъ престоловъ. Опасность для церкви православной была весьма велика, но Господь не оставлялъ Своею помощію ревнителей истины. Въ это-то время, для утвержденія православныхъ и въ обличеніе заблуждающихъ, явилось въ Іерусалимѣ на небеси чудесное знаменіе св. животворящаго Креста. „Въ святые дни пятидесятницы, такъ описывалъ въ посланіи къ царю это знаменіе св. Кириллъ, очевидный его свидѣтель, „около третьяго часа дня явился на небѣ весбольшой крестъ, составившійся изъ свѣта и протяженный надъ Голгоѳою до св. горы Елеонской. Не одинъ, или только двое видѣли его, но весьма явственно видѣнъ былъ онъ всему народонаселенію города. И не скоро, какъ подумалъ бы иной, миновалось сіе видѣніе, но въ продолженіе многихъ часовъ крестъ ясно былъ видимъ надъ землею, молніеноснымъ сіяніемъ превосходящій лучи солнечные. Все народонаселеніе города, объятое страхомъ и вмѣстѣ радостію отъ сего Боговидѣнія, тотчасъ толпами стеклось въ церковь,— юноши и старцы, мужи и жены, люди всякаго возраста, жители города и пришельцы, христіане и изъ другихъ мѣстъ прибывшіе язычники—всѣ единодушно, какъ бы едиными устами, прославляли чудодѣйствующаго I. Христа, Господа нашего, Сына Божія Единороднаго».

Чрезъ нѣсколько времени, при томъ же св. Кириллѣ, Іерусалимъ былъ свидѣтелемъ другого явленія силы Божіей въ посрамленіе враговъ вѣры христіанской и къ торжеству креста Господня. Императоръ Юліанъ богоотступникъ, желая оскорбить христіанское чувство и поколебать вѣру христіанъ въ непреложность словъ Спасителя о ветхозавѣтномъ храмѣ, вопреки предсказанію I. Христа, что сей храмъ будетъ разрушенъ и не останется камня на камнѣ (Лук. 21, 6), вознамѣрился возстановить храмъ іудейскій и далъ евреямъ пособіе изъ государственной казны для совершенія этого дѣла. Но едва только евреи положили основаніе зданія, произошло сильное землетрясеніе, которымъ не только выброшены были камни, вновь заложенные въ основаніе, но и разрушены остатки древней постройки. Когда они снова приступили къ работѣ, то внезапно сошедшій съ неба огонь разогналъ работавшихъ и сожегъ всѣ строительныя орудія и матеріалы, а на одеждахъ еврейскихъ отпечатлѣлись знаменія креста, которыхъ они не могли даже смыть. Такъ чудесно посрамленные враги Христа должны были оставить свое предпріятіе, доказавъ предъ всѣмъ міромъ непреложность словъ Спасителя и неизмѣнность суда Его о разрушеніи и запустѣніи Іерусалима.

II. Воспоминаніе о столь дивныхъ событіяхъ, совершившихся во дни св. Кирилла въ Іерусалямѣ, да послужите намъ, братіе, къ утвержденію нашей вѣры во Христа Спасителя, Который есть истинный Богъ и истинный человѣкъ, воплотившійся и вочеловѣчившійся насъ ради и нашего спасенія отъ Духа Святаго и Дѣвы Маріи. Господъ нашъ I. Христосъ есть истинный Богъ, а именно второе лице Пресвятой Троицы, Сынъ Божій. Эта священная истина лежитъ въ основаніи всего нов. завѣта; ее 1) возвѣщаетъ Самъ Христосъ Спаситель, 2) проповѣдуютъ ученики Его и 3) исповѣдуетъ св. церковь, начиная съ апостольскаго вѣка.

а) Христосъ Спаситель называетъ Себя единороднымъ Сыномъ Божіимъ, вѣру въ Божество Свое полагаетъ необходимымъ условіемъ спасенія (Іоан. 3, 16, 36, 6, 47) и представляетъ ее дѣломъ Божіимъ: се есть дѣло Божіе, да вѣруете въ Того, Егоже посла Онъ (ст. 29);

именуетъ Бога Отца Своимъ Отцемъ (Іоан. 15, 1, 15);

указываетъ на Свое единосущіе съ Отцемъ (Іоан. 10, 30, 14, 10, 11) и совершенное равенство съ Нимъ (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при такомъ единосущіи и равенствѣ Сына съ Отцемъ — никтоже знаете Сына, токмо Отецъ, ни Отца кто знаете токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27. Іоан. 8, 19);

усвояетъ Себѣ Божескія свойства, а именно—вѣчность (Іоан. 8, 58. 17, 5), самобытность (5, 26), вездѣсущіе (3, 13. 14, 24. Матѳ. 18, 20), всемогущество, выразившееся въ совершеніи чудесъ, ихзже инъ никтоже сотвори (Іоан. 15, 24), и показавшее, что Онъ,

Богъ, имѣетъ власть не надъ тѣломъ только, но и надъ душею (Матѳ. 9, 6);

какъ Богъ, I. Христосъ даетъ ученикамъ Своимъ силу чудесъ (Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19), обѣщаетъ имъ премудрость (Лук. 21, 15), ободряетъ ихъ надеждою на полученіе просимаго (Іоан. 14, 13, 14. 16, 23), утѣшаетъ обѣтованіемъ Святаго Духа (15, 26);

Христосъ Спаситель постоянно и съ особенною силою доказываетъ іудеямъ Свое Божество и при этомъ ссылается на свидѣтельства: Іоанна Крестителя, который свидѣтелъствова о истинѣ (5, 33), назвавъ I . Христа Сыномъ Божіимъ, сшедшимъ съ неба и сущимъ чадъ всѣми (3, 31—36),—Отца небеснаго, сказавшаго о Немъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволилихъ (5, 37, Матѳ. 3, 17), — Своихъ чудесныхъ дѣлъ (Іоан. 5, 36) и ветхозавѣтныхъ писаній (ст. 39). Наконецъ Господь утверждаетъ истину Своего Божества славнымъ Своимъ воскресеніемъ изъ мертвыхъ.

б) Эту вѣру въ Божество Господа I. Христа ап. Петръ, отъ лица всѣхъ апостоловъ, исповѣдывалъ предъ Самимъ Господомъ, когда на вопросъ Его: вы же кого Мя глаголете быти? — отвѣчалъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 15, 16). На этой вѣрѣ, какъ на краеугольномъ камнѣ, Господь обѣтовалъ непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18).

в) Чему училъ Господь I. Христосъ, что проповѣдали апостолы, тому вѣровала древняя христіанская церковь, хранительница истинно-апостольскаго преданія, признавая Божество Господа, и свою вѣру выражала въ изреченіяхъ пастырей и учителей, въ исповѣданіяхъ мучениковъ, въ символахъ, употреблявшихся въ помѣстныхъ церквахъ, и въ опредѣленіяхъ соборовъ.

В) Здѣсь довольно напомнить только, что всѣ св. мученики запечатлѣли кровію свою вѣру въ Божество Господа нашего I. Христа. Въ теченіе первыхъ трехъ вѣковъ христіанство испытывало постоянныя гоненія — сначала отъ іудеевъ, а потомъ отъ язычниковъ. Всѣ страдальцы, начиная съ первомученика архидіакона Стефана, исповѣдавшаго предъ кончиною своею Сына человѣча, одесную стояща Бога (Дѣян. 7, 56), съ радостію шли на смерть за имя Христово, и на увѣщанія язычниновъ отречься отъ Христа отвѣчали всенароднымъ прославленіемъ Его,какъ истиннаго Бога. Ничто не могло побѣдить несокрушимаго мужества этихъ исповѣдниковъ Христовыхъ, самыя жестокія мученія они переносили въ молчаніи, возбуждая своимъ терпѣніемъ непритворное удивленіе въ самыхъ мучителяхъ своихъ, какъ замѣчаетъ одинъ древній, современный гоненіямъ, писатель: „что говорить о мужахъ?—дѣти и наши женщины, вдохновляемыя терпѣніемъ, небрегутъ о крестахъ, пыткахъ, звѣряхъ и всѣхъ ужасахъ мученій“, и, обращаясь къ язычникамъ, выражается выражается: „вы не понимаете, жалкіе, что не найдется ни одного человѣка, который пожелалъ бы подвергнуться страданію безъ достаточнаго побужденія, или же могъ бы перенести мученія безъ помощи Божіей».

III. Крѣпко и неизмѣнно пусть держитъ всякій христіанинъ вѣру въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія единороднаго. Безъ этой вѣры нѣтъ спасенія, но гибель вѣчная и неизбѣжная (Сост. Г. Д—ко по кн. „Еванг. истор. о Богѣ- Словѣ“, прот. П. Матвѣевскаго и др. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий