Св. муч. Матрона солунская

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Объ усердномъ посѣщеніи храмовъ Божіихъ

I. Жизнь св. Матроны, нынѣ прославляемой, служитъ примѣромъ того, что никакія обстоятельства, никакая неволя не можетъ лишить человѣка свободы поступать такъ, какъ отъ него требуетъ долгъ христіанскій.  

Матрона была рабою одной іудеянки, по имени Павтилы, жены градоначальника солунскаго, которая враждебно относилась къ христіанамъ. Поэтому она сильно прогнѣвалась, когда узнала, что раба ея — христіанка, и что она, не смотря на то, что усердно служитъ ей, соблюдаетъ въ то же время постановленія своей вѣры, не пропускаетъ случаевъ присутствовать и при церковномъ Богослуженіи. Строго запретила своей рабѣ госпожа отлучаться въ церковь, стала уговаривать ее отступиться отъ вѣры Христовой, но видя непокорность своей служанки ея волѣ въ этомъ случаѣ, она стала ее жестоко преслѣдовать. Матрона же терпѣливо и смиренно переносила мучительное обращеніе съ нею ея госпожи, и когда не могла уже пойти въ церковь, то, связанная, совершала всѣ положенныя молитвы у себя въ комнатѣ.

 Заставая Матрону молящеюся, іудеянка приходила въ ярость, и видя, что никакія угрозы, ни истязанія не могутъ отклонить христіанку отъ исполненія ея св. долга, она велѣла избить ее почти до смерти и потомъ заперла ее въ ея комнатѣ., гдѣ замученная раба и скончалась... Тѣло ея было выброшено изъ дома, но христіане взяли его и предали честному погребенію. Впослѣдствіи епископъ солунскій Александръ воздвигъ церковь во имя этой мученицы за вѣру Христову, куда и перенесены были ея нетлѣнные останки.— Св. Матрона пострадала во ІІ-мъ вѣкѣ.

II. Жизнь св. муч. Матроны, отличавшейся усерднымъ посѣщеніемъ храма Божія и любовію къ церков. богослуженію, побуждаетъ и насъ, братіе, къ ревностному посѣщенію храмовъ Божіихъ.

а) Что такое храмъ Божій? Самое названіе, наружный видъ и всѣ принадлежности его показываютъ, что это не обыкновенное человѣческое жилище, а нѣкая святыня, мѣсто особеннаго присутствія Божія. Богъ, яко Духъ безпредѣльный, находится вездѣ и все наполняетъ; а посему нѣтъ мѣста во вселенной, гдѣ бы Его не было. Но мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что есть мѣста, въ которыхъ Онъ по преимуществу благоволилъ являть Свое присутствіе. Таковы, по словамъ пророка, небо -престолъ Его (Исаіи 66,1), земля— подножіе ногъ Его (Исаіи 66,1); а на землѣ каждый св. храмъ есть домъ Его (Псал. 5, 8), въ которомъ Онъ таинственно присутствуетъ Своею благодатію и невидимо подаетъ ее вѣрующимъ. Это истина несомнѣнная: ибо Самъ Богъ говоритъ: гдѣ два или три вѣрующихъ соберутся во имя Мое, тамъ и Я посреди ихъ (Матѳ. 18, 20). Самъ Онъ заповѣдалъ Моисею создать Ему скинію и показалъ чертежъ ея (Исх. 25, 9); Самъ же соизволилъ, чтобы Ему построенъ былъ въ Іерусалимѣ храмъ (2 Цар. 7, 13), бывшій впослѣдствіи образцемъ для храмовъ христіанскихъ, и не только осѣнилъ его облакомъ, въ знаменіе почившей на немъ славы и благодати Своей (3 Цар. 8, 11), но и прорекъ о немъ Соломону: Я освятилъ храмъ сеи, который ты построилъ, чтобы имя Мое пребывало тамъ во вѣки, и будутъ очи Мой и сердце Мое тамъ во всѣ дни (3 Цар. 9, 3). Сіи слова Божій надлежитъ отнесть и къ христіанскимъ православнымъ храмамъ, потому что каждый изъ нихъ созидается и освящается во имя Господнемъ призываніемъ Св. Духа, да пріидетъ и вселится въ немъ, а поэтому нельзя сомнѣваться, что Господь, обѣщавшій исполнить все, чего мы просимъ у Него въ молитвѣ съ вѣрою (Матѳ. 21, 22), какъ въ дому Своемъ.

 б) Если же православный храмъ есть домъ Божій; то, очевидно, мы должны посѣщать его съ усердіемъ.

 Къ атому побуждаютъ насъ не только священный долгъ благоговѣнія, благодарности и любви къ нашему Господу, благодѣтелю и любвеобильному Отцу, но и собственное наше благо.

 Живя среди міра, исполненнаго суетъ и соблазновъ, твоя душа, вѣроятно, часто изнываетъ отъ житейскихъ заботъ, а сердце волнуется отъ страстей: итакъ, иди въ храмъ Божій, явись въ немъ Тому, Который призываетъ къ Себѣ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ, и Онъ облегчитъ твою душу, успокоитъ твое сердце (Матѳ. 11, 28).

Живя между людьми, ты, вѣроятно, нерѣдко терпишь отъ нихъ злобы и коварства, подвергаешься ихъ гоненіямъ, обманамъ и злословіямъ: итакъ, иди въ храмъ Божій, прибѣгни подъ кровъ праведнаго Судіи, избавляющаго насъ отъ человѣка лукаваго и отъ мужа неправеднаго (Псал. 139, 1),—и Онъ заступитъ и спасетъ тебя отъ всѣхъ твоихъ недуговъ (Псал. 7, 2).

Можетъ быть, ты обремененъ различными нуждами, страдаешь отъ болѣзней, терпишь бѣдность, унываешь отъ несчастій: итакъ, иди въ храмъ Божій и повернись въ сокрушеніи предъ Тѣмъ, Кто заповѣдалъ намъ призывать Его въ день скорби (Псал. 49,15), и Онъ— Отецъ щедротъ и всякія утѣхи (2 Кор. 1, 3), невидимо прольетъ въ сердце твое утѣшеніе, избавитъ тебя отъ всѣхъ нуждъ и скорбей твоихъ (Псал. 33,18, 106, 6).

Можетъ быть, ты изнемогаешь въ бор бѣ съ искушеніями, колеблешься отъ соблазновъ и близокъ къ паденію: о, спѣши въ храмъ Божій и усердно моли Господа подкрѣпить твою немощь, и Онъ немедленно пошлетъ тебѣ всесильную благодать Свою во благовременную противъ грѣха помощь (Евр. 4, 16). Словомъ, въ какихъ бы ты обстоятельствахъ ни находился, всегда и радостна теки въ храмъ Божій съ усердными молитвами,—и Господь исполнитъ всѣ. прошенія твои Псал. 19, 6).

 Храмъ Божій есть нѣкая гостиница, въ которой мы можемъ успокоивать духъ свой вь многотрудномъ житейскомъ странствованіи; — есть врачебница, въ которой мы можемъ благодатно врачевать свои душевные и тѣлесные недуги; — есть сокровищница, въ которой мы можемъ получать благодатные дары Божій, необходимые намъ для временнаго благодатнаго и вѣчнаго блаженства, а вмѣстѣ есть надежное убѣжище, въ которомъ мы можемъ укрываться подъ десницею Божіею отъ всѣхъ золъ и напастей.

III. Сообразивъ все это, скажите, братія, можно ли быть равнодушнымъ, къ храму Божію и добровольно отказываться отъ счастія пребывать въ немъ? Не должны ли мы, напротивъ, стремиться въ него съ такимъ же усердіемъ, съ какимъ, по словамъ Давида, желаете еленъ на источники водные (Псал. 41, 2)? Приходите же въ него охотно и всякій разъ, какъ услышите церковный звонъ, призывающій въ него, говорите себѣ и другимъ: въ домъ Господень пойдемъ! Аминь. (Состав. по слову Платона, митр. кіевскаго, помѣшай. въ проп. прилож. къ „Рук. для с. паст.“ за 1891 г., ноябрь мѣсяцъ).

Проповеди

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий