Св мучен. Савва стратилатъ и дружина его

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О причинахъ, побуждающихъ насъ любить ближнихъ

  I. Св. мученикъ Савва, память коего творится нынѣ, родомъ готѳъ, былъ стратилатомъ, или воеводою, при римскомъ царѣ Авреліанѣ, въ ІІІ-мъ вѣкѣ. Принявъ истинную вѣру и сдѣлавшись ревностнымъ служителемъ Христовымъ; онъ посѣщалъ христіанъ, заключенныхъ въ темницахъу помогалъ имъ милостынею и увѣіцевалъ къ терпѣнію и твердости.

Авреліанъ, узнавъ, что Савва христіанинъ. призвалъ его на судъ. Савва смѣло исповѣдывалъ вѣру свою и, снявъ съ себя знаки воинскаго сана, бросилъ ихъ и объявилъ, что готовъ страдать за имя Христово. Его подвергли страшнымъ мученіямъ: жестоко били, опаляли огнемъ раны его, опускали его въ котелъ съ кипящею смолою. Но Господь охранялъ и защищалъ вѣрнаго служителя Своего. Подкрѣпляемый силою свыше, Савва мужественно вытерпѣлъ страданія и вышелъ невредимымъ изъ кипящей смолы. Видя это чудо, семьдесятъ воиновъ увѣровали и стали громогласно исповѣдать І. Христа. По повелѣнію царя, они были казнены и радостно приняли смерть за вѣру свою.

Св. мученика Савву отвели въ темницу, гдѣ ночью, во время молитвы, Самъ Господь явился ему. Исполненный новою силою, св. Савва вытерпѣлъ еще ужаснѣйшія истязанія и былъ наконецъ потопленъ въ рѣкѣ.

II. Св. Савва стратилатъ, посѣщавшій темницы и помогавшій и словомъ и дѣломъ заключеннымъ въ нихъ св. мученикамъ за Христа, не смотря на великую опасность для себя, учитъ насъ, братія, христіанской любви другъ ко другу.

Любовь къ ближнимъ искренняя, совершенная, отъ души — рѣдкое явленіе. Исторія рода человѣческаго дорожитъ примѣрами любви, охотно записываетъ ихъ, но, къ сожалѣнію, мало встрѣчаетъ такихъ великихъ людей, для которыхъ всѣ ближніе — братья, друзья. Эгоизмъ, самолюбіе повсюду встрѣчаются, а опытовъ любви къ ближнимъ надобно искать долго. Ихъ легко найти только среди святыхъ Божіихъ, особенно среди древнихъ христіанъ.

Это не дѣлаетъ людямъ, а особенно намъ — христіанамъ, чести. Намъ надобно вырвать изъ себя сердце грубое, а пріобрѣсть сердце благостное и всемѣрно стараться возгрѣвать въ душахъ нашихъ священный огнь любви къ ближнимъ. Къ сему побуждаютъ насъ важныя причины.

а) Первая причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, состоитъ въ томъ, что мы одинакой съ ближними природы. Всѣ мы состоимъ изъ души и тѣла, всѣ созданы прекрасно, возвышенно, по образу и по подобію Божію. Одни у насъ основные законы ума и нравственности. Всѣмъ намъ пріятно вниманіе къ намъ нашихъ ближнихъ, всѣмъ намъ тягостно презрѣніе, оказываемое намъ другими. Голодъ, холодъ, нищета каждому изъ насъ чувствительны и неудобосносны. Что же изъ сего слѣдуетъ, что мы едино-естественны съ ближними нашими? То, что мы должны любить ближнихъ нашихъ, по закону единства нашей природы. Этотъ законъ весьма силенъ, ибо и звѣри подобныхъ себѣ любятъ. Какъ же намъ, людямъ, не любить подобныхъ намъ людей? Мы — слава природы по дарамъ — должны быть славою природы и по исполненію законовъ ея.

б) Вторая причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, состоитъ въ томъ, что мы всѣ чада Божіи и братья о Господѣ. У насъ одинъ Отецъ небесный — Богъ. Милліоны народовъ, разсѣянныхъ по лицу земли, суть члены одного великаго семейства, у котораго глава — Святая Троица. Всѣхъ насъ Богъ любитъ, о всѣхъ насъ промышляетъ, всѣхъ насъ питаетъ и поитъ, всѣхъ насъ учитъ какъ жить, какъ достигать благополучія на землѣ и какъ пріобрѣсть вѣчное блаженство на небѣ. Такъ какъ мы чада Божіи и братья о Господѣ, то и должны любить другъ-друга, какъ естественно братьямъ любить себя взаимно. О томъ человѣкѣ худо думаютъ, который не любитъ единокровнаго брата своего. Тутъ предполагаютъ крайнюю злобу сердца. Что же должно сказать о насъ, если мы не будемъ любить ближнихъ нашихъ — братьевъ о Господѣ? Нельзя не укорить насъ въ мрачномъ жестокосердіи, исключающемъ насъ изъ числа дѣтей Божіихъ и друзей человѣчества.

в) Но главная причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, есть воля Божія: Богъ хочетъ, чтобы мы любили ближнихъ. И мы непремѣнно должны исполнить волю нашего Создателя и Владыки вселенныя. Гдѣ же, Богъ повелѣваетъ намъ любить ближнихъ? Въ святомъ евангеліи. Возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе (Мар. 12, 30), говоритъ І. Христосъ. И сія заповѣдь такъ важна, что занимаетъ второе мѣсто послѣ заповѣди о любви къ Богу. А евангелистъ Іоаннъ Богословъ замѣчаетъ, что, безъ исполненія заповѣди о любви къ ближнему, невозможно и исполненіе заповѣди о любви къ Богу. Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть (1 Іоан. 4, 20). Поэтому, чтобъ намъ не сдѣлаться предъ Богомъ виновными, чтобы не остаться съ сердцами чуждыми повиновенія и любви къ Богу Создателю нашему, Царю нашему, мы должны умножать любовь къ ближнимъ нашимъ, если ее имѣемъ, а если не имѣемъ, то должны, при помощи благодати Божіей, возбуждать ее въ сердцѣ нашемъ.

II. Будемъ помнить, сл.! что мы всѣ единаго естества, что мы братья о Господѣ, что любовь къ ближнимъ предписана намъ закономъ Божіимъ, и помня сіе, украсимъ жизнь нашу любовію къ ближнимъ. Это украшеніе придастъ величія нашей природѣ, обрадуетъ нашихъ ближнихъ, будетъ въ веселіе ангеламъ и Самому Создателю нашему Богу. Аминь. (Сост. по Ч. -М. и кн. «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий