Св. первомученица Ѳекла

О побужденіяхъ къ сохраненію цѣломудрія

 Прот. Григорій Дьяченко

I. Св. Ѳекла, память коей совершается нынѣ, была первая христіанская мученица. За участіе въ проповѣданіи евангелія она названа равноапостольною.

Когда св. апостолъ Павелъ и Варнава проходили въ Иконіи, они остановились у одного благочестиваго человѣка по имени Онисифора. Многіе собирались въ домъ Онисифора, чтобы послушать апостоловъ. Въ числѣ посѣщавшихъ домъ Онисифора была и Ѳекла, дочь знатныхъ и богатыхъ родителей. Ѳекла была обручена одному молодому человѣку, но когда услышала проповѣдь апостола Павла, то въ тайнѣ приняла христіанскую вѣру и рѣшилась, не вступая въ бракъ, посвятить всю жизнь свою Богу. Послѣ неоднократныхъ страданій за Христа, Ѳекла поселилась на одной горѣ, въ самомъ пустынномъ мѣстѣ, куда многіе приходили къ ней за поученіями. И она поучала, исцѣляла больныхъ и обращала язычниковъ. Такъ провела св. Ѳекла, отличавшаяся строгимъ цѣломудріемъ, много лѣтъ въ молитвѣ и добрыхъ дѣлахъ и скончалась въ глубокой старости, доживъ до 90-лѣтняго возраста.

II. Да подражаютъ св. первомученицѣ Ѳеклѣ, строгой дѣвственницѣ, и всѣ христіане, если не ея дѣвству, что не для всѣхъ возможно и обязательно, то ея строгому цѣломудрію, которымъ она украшалаеь до конца своей жизни, и которое и для дѣвственниковъ, и для вступившихъ въ честный бракъ одинаково обязательно и необходимо.

Не всѣ, конечно, могутъ быть совершенными дѣвственниками и дѣвственницами, и дѣвство не для всѣхъ обязательно, какъ мы сказали. Но всѣ обязаны хранить всевозможное цѣломудріе т. -е. «жить подъ управленіемъ цѣлаго неповрежденнаго, здороваго мудрствованія, не позволяя себѣ никакого удовольствія, которое не одобряется здравымъ разсужденіемъ, соблюдать умъ не оскверненный нечистыми мыслями, сердце не зараженное нечистыми желаніями, тѣло не растлѣнное нечистыми дѣлами». (Слов. Филар., митроп. моск. т. II).

а) И, во первыхъ, мы должны помнить, что каждый христіанинъ предназначенъ къ живому и тѣснѣйшему соединенію со Христомъ Спасителемъ. Ядый Мою плоть, говоритъ Онъ, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56). Чтобы соединиться съ нами, Господь желаетъ непремѣнно цѣломудрія, непорочности по душѣ и по тѣлу. Безъ сей доброты, хотя бы много разъ мы привлекали къ себѣ Господа въ таинствѣ причащенія, Онъ не утвердится въ сердцахъ нашихъ, не привьетъ насъ къ Себѣ, какъ сухую и безплодную вѣтвь, не согрѣетъ и не освѣтитъ нашей природы, но скорѣе сожжетъ и попалитъ, поелику есть «огнь, опаляяй недостойныя».

б) Во вторыхъ, мы должны помнить тѣ строгія требованія закона Божія, которыя ясно и рѣшительно предписываютъ намъ обязанность хранить непорочность души и тѣла. Во первыхъ, слово Божіе требуетъ цѣломудрія, какъ самой справедливой и богоугодной жертвы Богу. Прославите Бога въ душахъ вашихъ и въ тѣлесѣхъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20); и еще: молю васъ, братія, щедротами Божіими, представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Римл, 12, 1). Во вторыхъ, оно требуетъ цѣломудрія не только, какъ жертвы, но какъ необходимаго и непремѣннаго долга. Сія есть воля Божія, святость ваша... и комуждо отъ васъ свой сосудъ стяжавати во святыни и чести, а не въ страсти похотнѣй, якоже и языцы, не вѣдящіи Бога (Сол. 4, 3—5). Или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго вь васъ Святаго Духа суть, Егоже имате отъ Бога и нѣсте свои? Куплени есте цѣною (1 Кор. 6, 19. 20). Слышишь, возлюбленный? Ты не свой весь; ты купленъ весь дорогою цѣною, безцѣнною кровію Христа Спасителя, проліянною на крестѣ.

Въ таинствѣ крещенія ты купленъ, освященъ и очищенъ отъ прирожденной скверны; въ таинствѣ міропомазанія запечатлѣнъ печатію Божіею, какъ рабъ, не принадлежащій никому иному, кромѣ Бога. Тогда куплены твоя душа и твое тѣло. Кромѣ сего, въ таинствѣ причащенія и тѣло твое стало не твое, а Христово (Кор. 6, 15). И такъ, какъ же ты дерзаешь похищать у Искупителя твоего Его достояніе, купленное Его кровію, и расточать по своей прихоти? Какъ дерзаешь уносить у Него драгоцѣнный сосудъ Его благодати, свою душу, и дѣлать изъ нея непотребное употребленіе, предавать гнуснымъ помысламъ и постыднымъ страстямъ? Какъ дерзаешь уносить у Искупителя своего тѣло, въ каждомъ членѣ котораго растворено Его пречистое тѣло и течетъ Его божественная кровь, и предавать сіе тѣло на поруганіе и оскверненіе? Не есть ли это, поистинѣ, самое преступное святотатство? Нѣсте свои: куплени есте цѣною. И вотъ почему такъ строго и рѣшительно осуждаетъ апостолъ всякій грѣхъ противъ цѣломудрія, во всѣхъ его видахъ, отъ самаго грубаго, до самаго тонкаго. Не льстите себе, говоритъ онъ, ни одинъ нарушитель чистоты своей, наравнѣ съ идолослужителями и другими тяжкими преступниками закона Божія, царствія Божія не наслѣдитъ (1 Кор. 6, 9. 10). И кромѣ сего, еще угрожаетъ чѣмъ-то ужаснымъ: аще кто, говоритъ, Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 17).

в) Представимъ себѣ еще, возлюбленные братіе, ни съ чѣмъ несравненную красоту и изящество той добродѣтели, о которой говоримъ мы. Прекрасны всѣ добродѣтели человѣческія: милосердіе, кротость, смиреніе, великодушіе, терпѣніе; но всѣхъ прекраснѣе цѣломудріе. Ибо всѣ онѣ очень естественны человѣку и основываются на естественныхъ побужденіяхъ и потребностяхъ нашей природы. Но цѣломудріе есть добродѣтель безплотныхъ, есть свойство ангеловъ. Чистый и непорочный по душѣ и тѣлу человѣкъ приближается къ ангеламъ и, будучи обложенъ плотію, споритъ съ безплотными, и на землѣ живетъ, какъ житель неба. Что можетъ быть выше и прекраснѣе сего? И посему-то, конечно, св. подвижники такъ дорого покупали сію ангелоподобную добродѣтель. Сколько они проливали пота, сколько слезъ, сколько несли величайшихъ подвиговъ самоотверженія, дабы или возвратить себѣ однажды потерянную чистоту, или сохранить еще непотерянную! Ангельская, по своему свойству, добродѣтель цѣломудрія имѣетъ вездѣ и цѣну достойную. Она особенно угодна Богу: такъ какъ одна только она можетъ на самомъ тѣлѣ полагать печать богоподобія и приближать существо, обложенное плотію, къ Богу, единому высочайшему и чуждому всякой вещественности Духу.

г) Наконецъ, и для самого человѣка невинность и цѣломудріе есть такое сокровище, которое ни съ чѣмъ сравнить нельзя и ничѣмъ замѣнить невозможно. У цѣломудреннаго душа свѣтла, силы его свѣжи, совѣсть чиста и безмятежна, желанія умѣренны и святы, сердце весело и спокойно, молитва къ Богу дерзновенна, какъ любимаго сына къ отцу; въ дѣлахъ своихъ онъ благопоспѣшенъ, и Господь благословляетъ его во всемъ. Но все сіе неизвѣстно тому, кто преданъ пороку. У него грызущая совѣсть, безпокойная мысль, притупленное чувство, распаленное желаніе, пустота и скука въ сердцѣ, холодность и даже отвращеніе къ молитвѣ, ненависть къ самоуглубленію и всѣмъ важнымъ или благочестивымъ занятіямъ; безуспѣшность въ дѣлахъ, разстроенность во всемъ состояніи — и тѣлесномъ и духовномъ, тяжкія и опасныя болѣзни и преждевременная смерть.

III. Да дастъ намъ Господь, благодатію Своею и молитвами св. первомученицы Ѳеклы и всѣхъ святыхъ, быть въ числѣ тѣхъ, кои введутся въ храмъ Царевъ, въ царствіе небесное, уготованное только чистымъ и святымъ, кромѣ которыхъ никто не узритъ Бога. (Сост. по пропов. Антонія, архіеп. казанскаго и свіяжскаго).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий