Поученіе. Св. Тарасій, патріархъ константинопольскій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О почитаніи св. иконъ.

I. Св. Тарасіи, память коего совершается нынѣ, былъ сенаторомъ, когда избрали его въ патріарха константинопольскаго. Въ то время между христіанами было иного неразумныхъ людей, которые отвергали почитаніе св. иконъ.

Тарасій ревновалъ о почитаніи св. иконъ не только при жизни, но и по смерти. Такъ, когда Левъ Армянинъ, сдѣлавшись императоромъ нѣсколько лѣтъ спустя по смерти св. Тарасія, снова вооружился противъ почитателей св. иконъ, то однажды во снѣ увидѣлъ онъ св. Тарасія, который, указывая на него, приказывалъ убить его одному воину — Михаилу, и тотъ нанесъ ему смертельный ударъ мечемъ. Встревоженный этимъ сновидѣніемъ Левъ посылалъ въ монастырь св. Тарасія разузнавать, не скрывается ли тамъ воинъ Михаилъ... не подозрѣвая того, что св. Тарасій предупреждалъ его во снѣ о Михаилѣ Вальосѣ, одномъ изъ военачальниковъ, который дѣйствительно умертвилъ Льва въ самый день Рождества Христова.

О св. Тарасіи извѣстно кромѣ сего, что онъ велъ самую строгую жизнь и, не смотря на знатность рода и сана, одѣвался просто и не дозволялъ прислуживать себѣ при одѣваніи и снятіи одежды; былъ столько добръ, кротокъ и смиренъ сердцемъ, что самъ прислуживалъ другимъ, особенно больнымъ, для которыхъ устраивалъ помѣщенія.

II. Изъ представленнаго краткаго очерка жизни св. Тарасія вы видѣли, братія, что онъ ревновалъ о почитаніи св. иконъ не только при жизни своей, но, и по смерти. Эта святая ревность его научаетъ и насъ почитать св. иконы и не слушать обольщеній тѣхъ еретиковъ нашего времени, которые, такъ напримѣръ, штундисты, отвергаютъ почитаніе святыхъ иконъ.

а) Почитаніе св. иконъ есть одно изъ древнѣйшихъ учрежденій въ церкви Христовой и было оно повсюду, какъ на востокѣ, такъ и на западѣ.

Если бы почитаніе св. иконъ было противно Господу, Господь не повелѣлъ бы Моѵсею соорудить на кивотѣ два золотыхъ херувима.

Если бы св. иконы были несогласны съ волею Господнею, то Господь I. Христосъ не благоволилъ бы отпечатлѣть Свой образъ на полотенцѣ и послать его болящему Авгарю.

Далѣе, если бы св. иконы были несогласны съ заповѣдями Господними, то ближайшій самовидецъ и слуга Христовъ, св. апостолъ и евангелистъ Лука, не написалъ бы образа Пресвятыя Богородицы; если бы почитаніе св. иконъ было богопротивно, то св. церковь, которая никогда не можетъ погрѣшить или отступить отъ истины, не возвела бы почитанія ихъ на степень догмата, т. е. истины святой и непреложной.

б) Люди, не почитающіе св. иконъ, суть явные противники волѣ Божіей, съ ними не должно имѣть никакого общенія. Кто не почитаетъ св. иконъ и говоритъ, что онѣ суть идолы, тому, по словамъ VII-го вселенск. собора, анаѳема, т. е. тотъ отлученъ отъ церкви, и слѣд. отъ вѣчнаго спасенія.

Поэтому-то, братіе, увѣщавая почитать св. иконы, скажемъ словами св. ап. Павла: молю васъ именемъ Христовымъ, не уклоняйтесь злымъ духомъ времени и всякимъ вѣтромъ ученія по лукавству человѣческому и по хитрому искусству обольщенія (ЕФес. IV, 14); блюдите себя отъ творящихъ распри и раздоры и уклоняйтесь отъ нихъ (Римл. XVI, 17)

III. Будемъ же свято почитать св. иконы и поклоняться имъ. Кто почитаетъ св. иконы, тотъ почитаетъ Бога,—кто же не почитаетъ св. иконъ, тотъ творитъ волю діавола, воздвигшаго гоненіе на св. иконы, какъ онъ самъ говорилъ объ этомъ препод. Ѳеодосію: «отвращу иного людей отъ поклоненія иконѣ Христовой и пойдутъ они вслѣдъ меня, творя мою волю» (Ч. М. 29 мая).

Помня же все это, будемъ почитать св. иконы и сохранимъ себя отъ тяжнаго грѣха противленія установленіямъ матери нашей св. церкви. (Сост. по «Паст. co6». и др. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий