Своими глазами. Часть II. Хитрость змиева

5. Опасность установившейся практики

Возникает естественный вопрос: почему Советское государство искусственно ограничивает численность религиозной общины пресловутой «двадцаткой»? Тоталитарный режим не терпит тенденций, имеющих источником не советский партийно-государственный аппарат. Он боится, как бы местные организации в сотни и тысячи верующих не сделались центрами духовной жизни, независимой от государственных и — партийных чиновников. Массу труднее принудить к бес прекословному повиновению, чем ветхую днями и безграмотную «двадцатку». Ее большинство составляют неграмотные старушки, родившиеся в XIX веке. Запуганные и немощные, они не смеют перечить. Речь идет не о законных требованиях.

О них спору нет. Речь — о незаконном вмешательстве уполномоченного и горисполкома в самую суть внутренней жизни общины, в вопросы ее внутренней компетенции. Это указание кандидатов в исполорган и ревкомиссию. Это требование «добровольно» отчислять в «ФОНД МИРА» установленную горисполкомом твердую ставку от 10% до 30%, обрекающее общину на нищенство, и другое. Эти указания община выполняет без возражений.

Участь мамонотов

Поскольку законодательство не ограничивает численный максимум, оно не определяет порядок пополнения общины новыми членами взамен выбывших, отдавая инициативу в руки местных властей. Там, где молчит закон, командует уполномоченный. Возникают две практические опасности.

Не предоставляя договор для подписи новым членам, горсовет может обречь «двадцатку» на естественное вымирание с последующей ликвидацией общины.

«5-й отдел НКО разъяснил, что при выбытии по каким-либо причинам из группы верующих сверх установленного законом минимума членов, заинтересованные граждане должны озаботиться ввести в двухнедельный срок заместителей выбывших, и если таковых не окажется, то самый договор расторгается, и церковь может быть ликвидирована»43.

Кто-нибудь скажет, разъяснение утратило актуальность. Нельзя забывать, что множество старых циркуляров, постановлений и разъяснений не было официально отменено, а было забыто. Иногда имелось в виду, что более свежая инструкция, «само собой разумеется», отменяет предыдущую. На практике оказывается иначе. Через 40–50 лет инструкции оживают. Вдруг вытащит уполномоченный какую-нибудь пропыленную инструкцию НКВД и спрашивает, глядя убийственным взглядом:

«А Вы знаете, что имеется такое постановление?» И возразить нечего. Так и община в один прекрасный день может быть ликвидирована «ввиду отсутствия членов» при наличии тысяч живых прихожан.

Селекция

Пользуясь неограниченной властью, местные органы начинают формировать составы «двадцаток» из «подходящих» лиц. Предпочитаются те, в которых послушание из корыстных интересов или гражданского долга превалирует над верностью интересам религиозной общины. Атеисты узурпируют право формировать церковную «двадцатку» и приближают катастрофу, надвигающуюся на РПЦ. Тысячи верующих с болью смотрят на такое положение, не видя альтернативы. Действительная община верующих лишена законных прав через учреждение «двадцатки», которая, во-первых, обезглавлена пресечением ее контактов с духовенством, во-вторых, лишена действительной власти через контроль атеистов за ее составом.

Единственным источником всех инициатив в жизни религиозных общин остается советский партийно-государственный аппарат.

Примечания:

25. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». — ст. 8
26. Там же, — ст. 6
27. Там же, — ст. 10
28. П. В. Гидулянов. Отделение церкви от государства. Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела НКЮ РСФСР/ Под ред. П. А. Красикова, — с. 48–49
29. Там же, — с. 60
30. Н. Орлеанский. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М.:Безбожник, 1930 г. /Постатейный комментарий к «Постановлению», примеч. к ст. 13, 19
31. ЖМП (Журнал московской патриархии)/Доклад патриарха Пимена. — 1971 г. — № 7 — с. 13
32. Там же/Решение Собора архиереев, — 1971 г. — № 8 — с. 15–16
33. 5 отд. НКО от 7 июля 1924 г. № 17736. Цит. Гидулянов — с. 126
34. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года. — раздел IV, ст. 40
35. ЖМП (Журнал московской патриархии)/Доклад патриарха Пимена. — 1971 г. — № 7 — с. 14
36. ЖМП (Журнал московской патриархии)/Доклад патриарха Пимена. — 1971 г. — № 7 — с. 14
37. П. В. Гидулянов. Отделение церкви от государства. Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела НКЮ РСФСР/ Под ред. П. А. Красикова. — с. 41
38. Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. — М.: Юридическая литература, 1974 г. — с. 16, ст. 3
39. П. В. Гидулянов, там же, — с. 42
40. Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. — М.: Юридическая литература, 1974 г. — с. 24
41. ЖМП (Журнал московской патриархии)/Решение Архиерейского собора. — 1961 г. — № 8 — c. 15
42. Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. — М.: Юридическая литература, 1974 г. — с. 17
43. П. В. Гидулянов. Отделение церкви от государства. Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела НКЮ РСФСР/ Под ред. П. А. Красикова. — с. 52–53

Назад     Начало   Вперёд

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий