Свв. мученики: Трофимъ, Савватій и Доримедонтъ

 Прот. Григорій Дьяченко

 Каждый христіанинъ долженъ нести крестъ свой.

I. Свв. мученики Трофимъ, Савватій и Доримедонтъ, память коихъ совершается нынѣ, пострадали въ III вѣкѣ. Однажды, когда съ особеннымъ торжествомъ язычники отправляли свой праздникъ въ Антіохіи писидійской, два христіанина, Трофимъ и Савватій, съ грустью смотрѣли на нихъ и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины.

Ихъ схватили и отправили къ правителю Аттику, Правитель предлагалъ имъ отречься отъ Христа и за непослушаніе приказалъ мучить. Савватій скончался отъ мученій, Трофима же отправили во Фригію къ правителю Діонисію, который славился искусствомъ мучить христіанъ. Святого били жилами, рѣзали и посыпали раны солью; но онъ терпѣлъ всѣ мученія и только повторялъ: . «многи скорби праведныхъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ Господь». Послѣ мученій святого бросили въ темницу. Здѣсь началъ навѣщать его сенаторъ христіанинъ Доримедонтъ. Узнавъ объ этомъ, Діонисій требовалъ отъ Дори- медонта отреченія отъ христіанства, но, получивъ отказъ, приказалъ бросить его вмѣстѣ съ Трофимомъ на съѣденіе звѣрямъ. Звѣри не коснулись святыхъ., тогда они были усѣчены мечомъ.

II. Братія и сестры о Господѣ! свв. мученики Трофимъ, Савватій и Доримедонтъ безропотно взяли крестъ свой, крестъ самыхъ лютыхъ мученій за вѣрность Христу, и идя за Нимъ наслѣдовали жизнь вѣчную.

И мы должны по заповѣди Христовой нести крестъ свой.

„Кто  хощетъ по Мигъ итти, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ“ (Матѳ. 16,

24), говоритъ Господь всѣмъ Своимъ послѣдователямъ. То же заповѣдуетъ и апостолъ, говоря: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотями (Гал. 5, 24). То же внушаютъ намъ св. отцы, подвижники и страстотерпцы Христовы, притомъ не словомъ только, но и примѣромъ СВОИМЪ} ибо всѣ они, какъ истинные ученики Спасителя, несли кресты свои, часто тяжелые, — всѣ распинали плоть свою со страстьми и похотьми, и подвергались разнымъ скорбямъ и мученіямъ ради Христа и вѣчнаго своего спасенія. Поэтому и мы, братія, радѣя о спасеніи душъ нашихъ, возьмемъ, по заповѣди Божіей, кресты свои и съ полнымъ самоотверженіемъ послѣдуемъ Христу по спасительному пути.

Для совершенія такого подвига не нужно намъ дѣлать того, что превышаетъ силы наши или несѳвмѣстно съ положеніемъ нашимъ въ обществѣ, — не нужно, напримѣръ, всѣмъ намъ оставить свои домы и семейства, бѣжаті» въ иную страну, раздать все имѣніе наше бѣднымъ и вести нищенскую жизнь въ крайнемъ уничиженіи или передъ мучителями исповѣдывать свою христіанскую вѣру, какъ вынуждены были дѣлать св. мученики и другіе угодники Божій. Нѣтъ, такіе кресты нужны были для нихъ и, можетъ быть, только они могли понести ихъ; а мы, по заповѣди Спасителя, должны взять свои кресты, т. -е. должны обречь себя на такіе труды и пожертвованія, которые нужны для спасенія нашего, по состоянію нашего духа и по житейскому положенію нашему,—должны отвергнуться того, къ чему влечетъ насъ растлѣнная плоть наша, и что можетъ быть вредно для душъ нашихъ.

а) Вотъ ты, возлюбленный о Христѣ братъ, можетъ быть, пристрастенъ къ земному богатству, думаешь только о стяжаніи его и употребляешь къ этому всякія средства, даже и нечистыя, а притомъ очень скупъ и не сострадателенъ къ бѣднымъ. Это весьма вредно для души твоей и можетъ погубить тебя на вѣки: ибо сребролюбіе, говоритъ апостолъ, есть корень всѣмъ злымъ (1 Тим. 6, 10). Итакъ, если хочешь спасти себя отъ золъ и вѣчной погибели, то возьми крестъ свой оставь, распни въ себѣ страсть любостяжанія. Хорошо было бы, если бы ты могъ раздать все имѣніе свое нищимъ и все- цѣло посвятить себя на служеніе Гос поду; но если ты не можешь сего сдѣлать по семейнымъ и другимъ твоимъ обстоятельствамъ^ то, по крайней мѣрѣ, не прилагай сердца твоего къ богатству, когда оно течетъ къ тебѣ (Пс. 61,11), а тѣмъ паче не скрывай его напрасно въ сокровищницѣ твоей, но употребляй на пользу общую и охотно раздавай его бѣднымъ. Поступая такъ, ты спасешься: ибо сотворишь себѣ други отъ мамоны твоей, которые, по увѣренію Спасителя, пріимутъ тебя въ вѣчныя крови (Лук. 16, 9).

б) Вотъ ты, братъ мой о Господѣ, можетъ быть не воздерженъ въ пищѣ и питіи, очень любишь плотскія удовольствія и ведешь жизнь разсѣянную. Это весьма вредно для души твоей и можетъ погубить тебя на вѣки: ибо чревоуго- жденіе есть то же, что идолослуженіе, и творящіе плотскія дѣла царствія Божія не наслѣдятъ, говоритъ апостолъ (Филип. 3, 19. Гал. 5, 19—21). Итакъ, если ты желаешь достигнуть сего царствія и спасти душу свою отъ погибели, то возьми крестъ свой, — оставь плотоугодіе, истреби въ себѣ сластолюбіе. Для этого тебѣ полезно было бы удалиться отъ міра и всѣхъ его прелестей и обречь себя на строгій постъ и отшельническое уединеніе въ какой нибудь пустынѣ;—но если ты почему-нибудь не можешь сего сдѣлать, то, по крайней мѣрѣ, удаляйся тѣхъ мѣстъ и обществъ, въ которыхъ можешь подвергнуться соблазну, а когда по обстоятельствамъ необходимо будетъ посѣтить ихъ, то всемѣрно храни себя отъ искушенія и не увлекайся тѣмъ, что можетъ повредить душѣ твоей; находясь же въ дому твоемъ, соблюдай во всемъ умѣренность, укрощай въ себѣ плотскія вожделѣнія и усердно моли Господа, да поможетъ тебѣ побѣждать ихъ и преуспѣвать въ добродѣтели. Поступая такъ, ты спасешься: ибо кто блюдетъ себе отъ грѣха, тому лукавый не прикасается, говоритъ апостолъ (1 Іоан. 5, 18); а кто побѣждаетъ міръ съ его соблазнами и грѣхами, того Спаситель обѣщаетъ посадить съ Собою на престолѣ славы Своея (Апок. 3, 21).

в) Каждый изъ насъ, братія, долженъ умертвить въ себѣ страсти, влекущія его ко грѣху, каждый долженъ отказаться отъ того, что препятствуетъ спасенію души его, и послѣдовать Христу подражаніемъ Его жизни, исполненіемъ святыхъ Его заповѣдей. Это будетъ свой крестъ для каждаго изъ насъ, — крестъ спасительный, такъ какъ все, что мы сдѣлаемъ ради Христа, даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, все это будетъ имѣть мзду свою на судѣ Божіемъ (Марк. 10, 40 42).

III. Братія и сестры о Господѣ! Возлюбимъ тѣ кресты, которые мы должны возложить на себя, по заповѣди Спасителя. Іисусъ Христосъ несъ великій и тягостнѣйшій крестъ единственно ради нашего спасенія: ужели же мы откажемся понести свои малые кресты, чтобы сдѣлаться достойными спасенія? Нътъ, какъ ученики Распятаго, охотно возьмемъ кресты свои и послѣдуемъ Ему; а дабы намъ не изнемочь подъ ними: то будемъ молить Господа, да поможетъ Онъ намъ всесильною благодатію Своею неослабно нести ихъ и неотступно слѣдовать по стопамъ Его. Онъ нѣкогда сказалъ: когда Я вознесенъ буду отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32), — воззовемъ же къ Нему изъ глубины сердецъ нашихъ: влеки насъ къ себѣ Господи,—влеки насъ крестнымъ путемъ Твоимъ, да съ Тобою страоюдемъ, съ Тобою же и прославимся (Римл. 8,17)! Аминь! (Сост. по „Слов. и бесѣдѣ. ", Платона, митроп. кіевск.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий