Святая великомученица Евфимія

 Прот. Григорій Дьяченко

О воспитаніи дѣтей въ духѣ вѣры и благочестіи.

I. Нынѣ св. церковь празднуетъ память св. великомученицы Евфиміи. Она пострадала въ самое жестокое гоненіе Діоклитіаново. Она была дѣвица и въ самомъ юномъ возрастѣ. Съ нею взято было всѣхъ 49 христіанъ.

Остальные христіане-мученики боялись за юную дѣву Евфимію и увѣщавали ее быть твердою въ вѣрѣ. Когда они были приведены къ судьѣ, то онъ скоро замѣтилъ юную дѣвицу Евфимію, которая, поднявши глаза и руки къ небу, восклицала: «не оставь меня, Господи Іисусе Христе, — на Тебя уповаю, укрѣпи меня, немощную рабу Твою». Судія между тѣмъ обратился къ ней съ увѣщаніемъ отречься отъ Христа. Но она съ твердостію отвѣтила: «не думай, чтобы я прельстилась словами твоими; конечно, я женщина по природѣ слаба тѣломъ и молода годами, но сердце мое твердо, вѣра укрѣпляетъ мою слабость, и этою вѣрою я сильнѣе тебя и разумнѣе мудрецовъ, поклоняющихся богамъ бездушнымъ». Судія велѣлъ привязать дѣвицу къ колесу, на которомъ было множество острыхъ ножей. Евфимія помолилась и вдругъ колесо остановилось. Мучитель велѣлъ бросить ее въ огненную пещь, но воины увидали двухъ ангеловъ и отказались исполнить повелѣніе судіи, и сами увѣровали во Христа, а другіе бросавшіе были опалены сами, и святая въ огнѣ славила Бога. Мучитель осудилъ Евфимію на съѣденіе звѣрямъ. Приведенная къ нимъ святая стала молиться: «Господи силъ! Ты во мнѣ явилъ непобѣдимую силу Твою, нынѣ же прекрати мои страданія, прими мою жертву, принесенную сердцемъ сокрушеннымъ и духомъ смиренія, и упокой мою душу, — ибо Ты благословенъ во вѣки». Пока она молилась, выпущены были на нее звѣри, львы и медвѣди. Но вмѣсто того, чтобы броситься на нее, они лизали ея ноги. Наконецъ одна медвѣдица слегка ранила ея ногу. Святая услышала голосъ съ неба, и тутъ же предала душу Богу. Сдѣлалась вдругъ страшная буря съ землетрясеніемъ и всѣ со страхомъ разбѣжались по домамъ. Родители похоронили ея тѣло.

II. Мы видимъ юную дѣву, готовую и идущую на всевозможныя страданія за Христа. Откуда въ ней такая вѣра, такое мужество, такая горячая любовь ко Христу? Кто воспиталъ ее въ такомъ спасительномъ страхѣ Божіемъ? Конечно, родители: они вложили въ ея юное сердце все доброе, прекрасное, вложили и словомъ, и наипаче примѣромъ жизни своей. Такъ вотъ отъ чего у благочестивыхъ родителей и дѣти бываютъ большею частію богобоязненныя.

а) Таковые родители строго слѣдятъ за своимъ дѣтищемъ, слѣдятъ за каждымъ словомъ, за каждымъ шагомъ, за каждымъ дѣйствіемъ ихъ, — они учатъ ихъ добру, и сами служатъ для нихъ примѣромъ одного добра. Начало премудрости страхъ Господень; и они, зная это, внушаютъ бѣгать всего худого потому, что нечестіемъ оскорбляется прежде всего Богъ, что чрезъ дурную жизнь можно лишиться Его любви и благоволенія.

аа) Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ. Сія есть первая и большая заповѣдь, и благочестивые родители, зная то, внушаютъ своему дѣтищу любить Бога больше всего, — они съ самыхъ раннихъ лѣтъ учатъ его молитвамъ, и молиться водятъ съ собою въ храмъ, въ храмѣ поставятъ около себя, внушая стоять въ немъ со страхомъ и благоговѣніемъ. Любовь къ Богу познается чрезъ любовь къ чтенію и исполненію слова Его, — и благочестивые родители прежде всего спѣшатъ ознакомить дѣтей съ словомъ Божіимъ, сами читаютъ имъ избранныя мѣста и ихъ заставляютъ самихъ каждый день прочитывать хотя по главѣ изъ евангелія, по псалму изъ псалтири.

бб) Дѣтямъ нуженъ живой образецъ, какъ привести въ жизнь вычитанное ими въ словѣ Божіемъ — и родители, зная это, спѣшатъ ознакомить ихъ съ житіями святыхъ; или устно разсказываютъ имъ про жизнь святыхъ, или снабжаютъ ихъ книгами, въ которыхъ повѣствуется о дѣяніяхъ святыхъ.

вв) Хотятъ ли отдать дѣтей въ училище? отдаютъ въ такое, гдѣ страху Божію и правиламъ христіанской нравственности учатъ болѣе всего.

гг) Окружаютъ ли ихъ товарищами? избираютъ такихъ, которые не повредить, а помочь могутъ своимъ вліяніемъ и добрымъ примѣромъ.

дд) Молятъ ли Бога о своихъ дѣтяхъ? Прежде всего испрашиваютъ имъ духа благочестія, духа любви, духа страха Божія. И молитва ихъ не бываетъ напрасна. Есть много историческихъ примѣровъ, которые показываютъ, что даже глубоко испорченныя дѣти, совсѣмъ почти погибшія для Бога и людей, силою родительскихъ молитвъ возставали изъ своего паденія, исправлялись и дѣлались благочестивыми.

б) Но всегда ли такъ ростутъ и воспитываются дѣти нынѣшнихъ христіанъ?

аа) Нѣтъ, мы многихъ дѣтей видимъ испорченными въ раннемъ возрастѣ, — многіе изъ нихъ заражены пороками не дѣтскими, — многіе, далеко не достигши совершеннолѣтія, уже могутъ назваться вполнѣ потерянными для семьи, для общества, — они — скорбь родителей, — они — бремя семейства, — они — соблазнъ для постороннихъ, — они увядаютъ, не расцвѣтши, — они сходятъ съ поприща, ничего полезнаго не сдѣлавши.

бб) Кто виноватъ? Не виноваты ли прежде всего родители, допускающіе дѣтей рости часто безъ веякаго надзора, не обращающіе на нихъ никакого вниманія? Этотъ ребенокъ, сознательно или несознательно изрыгающій на улицѣ слова брани неподобной, своимъ грубымъ, дерзкимъ, совершенно не дѣтскимъ обращеніемъ заставляющій плакать всѣхъ своихъ товарищей, находящій свое удовольствіе въ мученіи безвинныхъ животныхъ, не бывающій въ храмѣ, или и бывающій, но стоящій здѣсь безъ всякаго благоговѣнія — скажите, отъ чего онъ такъ держитъ себя? Очень можетъ быть, что тутъ виноваты родители, которые или не хотятъ знать, какъ держать себя въ ихъ отсутствіи ихъ дѣти, или и знаютъ, но равнодушно смотрятъ на ихъ поведеніе.

А дѣти въ крестьянствѣ, съ самыхъ раннихъ лѣтъ пріучаемые и принуждаемые взрослыми къ губительному напитку, иногда въ самихъ родителяхъ видящіе примѣръ и грубаго обращенія и неприличной брани и нетрезваго поведенія, — скажите, кто будетъ виною ихъ гибели, ихъ распущенности, ихъ разврата? Не тѣ же-ли родители? Какъ же искать въ такихъ дѣтяхъ страха Божія, любви къ молитвѣ, чистоты и непорочности дѣтской? И какъ трудно каждому изъ таковыхъ сдѣлаться добрымъ христіаниномъ по приходѣ въ зрѣлый возрастъ, когда получилъ онъ наклонность болѣе къ худому еще въ раннемъ дѣтствѣ?

III. Поэтому, братія, будемъ внимательны къ своимъ обязанностямъ, будемъ слѣдить какъ можно строже за поведеніемъ дѣтей своихъ, не подавать имъ въ своемъ лицѣ соблазна, устранять отъ слуха и зрѣнія — этихъ дверей души — все соблазняющее или научающее грѣху. Пусть дѣти, глядя на васъ, узнаютъ и научаются, какими они должны быть. ІІусть изъ примѣра вашего научаются любить Бога и ближняго больше всего, любить храмъ, молитву больше свѣтскихъ удовольствій. И тогда только, по приходѣ въ возрастъ, дѣти ваши будутъ тверды въ вѣрѣ и благочестіи, тогда только они вполнѣ утѣшатъ васъ. (Сост. Съ дополн. по кн. «Уроки изъ жизни святыхъ», свящ. П. Шумова).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий