Поученіе на день святителя Спиридона, епископа тримифунтского

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О свойствах истинной благотвори­тельности

Святитель Спиридонъ, епископъ тримифунтскій

Святитель Спиридонъ, епископъ тримифунтскій

I. Св. Спиридонъ, память коего со­вершается ныне, родился на острове Кипре отъ родителей простого званія; былъ женатъ, имелъ детей и отличал­ся необыкновеннымъ смирешемъ и христіанскою мудрою простотою сердца, и пріобрѣлъ такое уваженіе къ себе, что по смерти жены своей за святость жиз­ни былъ единодушно избранъ и поставленъ во епископа города Тримифунта.

Св. Спиридонъ, трудясь въ полѣ вмѣстѣ съ простыми работниками и продолжая заниматься овцеводствомъ, от­носился въ тоже время съ деятельнымъ вниманіемъ ко всемъ нуждамъ своей паствы, духовнымъ и матеріальнимъ, которымъ онъ благотворилъ, чемъ только могъ. Съ величайшею любовію служилъ онъ всемъ словомъ и деломъ и былъ такъ угоденъ Богу, что получилъ даръ спасительной для многихъ прозорливости и чудотвореній. Въ воспоминаніи сохранились безчисленные примеры совершенной точности его предсказаній, вслѣдствіѣ чего онъ даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиною прозорливо предвидимыхъ имъ бѣдствій...

Святой Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон Тримифунтский и духовная традиция его почитания в Царственном Роде Романовых

Воспоминание чуда святителя Спиридона с Агарянами

Такъ напр, предсказалъ святитель Спиридонъ посрамленіе замысла одного безчеловѣчнаго корыстолюбца, желавшаго обогатиться на счетъ бедствующихъ, и это исполнилось. Когда, во время голода на острове, одинъ изъ хлебныхъ торговцевъ, закупивъ боль­шой запасъ хлебнаго зерна, не хотелъ уступить его даже ни одному бедняку по уменьшенной цѣнѣ, то на жалобу одного изъ этихъ несчастныхъ, которымъ угрожала голодная смерть, свя­титель сказалъ: «не плачь... завтра же домъ твой наполнится житомъ, и богачъ, который отказалъ тебе сегодня въ хлебе, завтра самъ будетъ упра­шивать тебя взять у него хлебъ безъ платы»... И действительно, въ ту же ночь пролился такой сильный дождь, что все житницы хлебнаго торговца были размыты и хлебныя зерна разне­сены по всему городу, такъ что вся­кій могъ собирать себе, сколько хо­телъ, а растерявшійся богачъ, броса­ясь во все стороны, самъ упрашивалъ всѣхъ, и въ томъ числе вчерашняго бедняка, взять сколько хотятъ хлеба, чтобы только помочь ему спасти осталь­ное зерно...

Прославленный многими чудесами, святитель Спиридонъ, предузнавъ за­ранее время своего отшествія изъ мі­ра, мирно скончался въ глубокой ста­рости, въ 348 г. и былъ погребенъ въ церкви святыхъ апостоловъ, въ г. Тримифунтѣ.

II.Святитель Спиридонъ, предсказавшій несчастіе жестокосердному богачу, затворившему свое сердце отъ ближнихъ, и бывшій самъ образцомъ хри­стіанской благотворительности, побуж­даетъ насъ, братіє, къ христіанской благотворительности. Но дабы не сде­лать въ семъ важномъ дѣлѣ погреш­ности, разсмотримъ свойства христіанской благотворительности.

Любовь истинная, а посему истин­ная благотворительность по слову апо­стола, должна быть отъ чиста сердца, совгѣсти благія и вѣры нелицемѣрныя (1 Тим. 1, 5).

а) Въ дѣлѣ благотворенія, особенно при частнѣйшемь совершеніи его, всего нужніе— богатство сердца. Благотворитель по сердцу всегда найдетъ более средствъ къ благотворенію, скорѣе отыщетъ истинно бѣднаго, долѣе не ослабѣетъ въ подвигахъ любви, мужественнѣе перенесетъ непріятности и затрудненія: потому что собственное сердце его — чистѣйшимъ ощущетемъ сладо­сти благаго дѣла награждаетъ его за все сторицею. Несправедливо было бы думать, что и для бѣднаго все равно, только бы получить помощь, хотя бы она подавалась не отъ сердца. Бѣд­ность огрубляетъ чувство, но не столь­ко, чтобы она не могла замѣтить въ благотвореніи холодной суровости, или кичливой суетности и надменія. Въ та- комъ случае уста беднаго будутъ на­полнены, но въ сердце можетъ возбу­диться еще болѣе чувство недостатка, его удручающаго.

б) Апостолъ требуетъ притомъ отъ бла­готворителя сердца не всякаго, каково есть, а чистаго, то-есть, не помраченнаго стра­стями, движимаго искреннею любовію къ Богу и ближнимъ. Въ самомъ дѣлѣ, при всемъ голоде мы неохотно принимаемъ хлебъ изъ рукъ нечистыхъ;— при всей жаждѣ не сътакимъ удовольcтвieмъ утоляемъ ее изъ источника мутнаго. Тоже и въ благотвореніи. Если бы впрочемъ благотворимый и не зналъ, что такое чистота сердца въ благотворителѣ, то ведаетъ ее Тотъ, Который въ лице беднаго благоволитъ Самъ принимать наши даянія. Къ Нему ли прострется нечистая рука отъ нечистаго сердца?

в) Истинная благотворительность, далѣе, должна происходить, по слову апостола, отъ совѣсти благія. Совѣсть благая—та, ко­торая сама водится непрестанно закономъ Божіимъ, не зритъ на лица, судитъ не по глаголанію (Исаіи, 11, 3), а по дѣйствіямъ, никогда и ни въ какомъ видѣ не ищете своихъ си, а яже суть ближняго (1 Кор. 13,5), предлагаетъ, гдѣ нужно, и не требующему, останавли­ваетъ, гдѣ должно, и просящаго,—ко­торая всегда не предъ людьми только, но и предъ Богомъ готова сказать: "я могла погрѣшить въ дѣйствіи, но никогда не хотела грѣшить, брала всѣ мѣры предосторожности- не сдѣлала конечно всего, но ничего не упустила съ намерешемъ- — трудилась, сколько могла!“

г)  Наконецъ, благотворительность христіанская, по слову апостола, должна происхо­дить отъ вѣры нелицемѣрныя (1 Тим.1,5)

Молитвы:

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому

5) Есть предразсудокъ дѣлать добро ближнимъ, не думая о Богѣ. Особенно имя Спасителя, произносимое бѣдны­ми, кажется тяжелымъ для изнѣженнаго слуха нѣкоторыхъ. Заблужденіе са­мое постыдное! Кому же иному и долж­ны быть посвящены наши малыя благотворенія, какъ не Тому, Кто пролилъ за насъ всю кровь Свою? Доволь­но, что мы забываемъ о Спасителѣ нашемъ, когда грешимъ: будемъ ли изгонять Его изъ нашей памяти и устъ даже въ то время, когда, по-видимому, дѣлаемъ добро? И что пріобрѣтаетъ любовь къ ближниму, отлучаясь, по неразумію своему, отъ любви къ Богу? Одну слабость, сухость и непостоян­ство. Только святая вѣра производитъ героевъ любви къ ближнимъ, только Моисеи и Павлы молились быть изглажденными изъ книги живота, дабы внесены были въ нее имена братій ихъ (Рим 9, 1). Природа человѣческая и мудрость земная никогда не произво­дили и не произведутъ сего.

И куда самъ собою невольно устре­мляется взоръ бѣднаго по полученіи неожиданной помощи? Не къ небу ли? Кто же будетъ столько жестокосердъ,

Видео: Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский

Павлы молились быть из- глажденными изъ книги живота, дабы внесены были въ нее имена братШ ихъ (Рим 9, 1). Природа человеческая и мудрость земная никогда не произво­дили и не произведутъ сего.

И куда самъ собою невольно устре­мляется взоръ беднаго по полученш неожиданной помощи? Не къ небу ли? Кто же будетъ столько жестокосердъ, чтобі захотѣлъ остановить на своемъ, или чьемъ-либо лицѣ,благодарный взоръ, ищущій лица Отца небеснаго? Но онъ будетъ остановленъи обратиться долу, если благотворимый увидитъ, что благотворящій самъ не расположенъ взирать на небо.

Не услышится искренняя молитва благодарности и въ такомъ случаѣ, когда видно будетъ, что истинная вѣра вблаготворителѣ замѣняется личиной ея. Око бѣдностиострозрительно:- ни-что не помѣшаетъ ему распознатьдѣйствительнаго ангела милосердія, приходящаго во имя Божіе, отъ пышнаго служителя гордости житейской, который самъ ъочетъявляться божествомъ для милуемаго имъ человѣчества.

III.Такимъ образомъ чистое серцеессть родитель, благая совѣесть воспитатель и руководитель, а нелицемѣрная вѣра утвержденіе и вѣнецъистинной благотворительности. (Сост. Г.Д-ко, по пров. Иннокентія, арх. херсон. и тавр. т.V,1873 г.)

 

  Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.М.
Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий