Сыны Света. Часть вторая Афонские рассказы

Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона, Иеромонах Хрисанф

Иеромонах Хрисанф

О святом Симоне Мироточивом

Я получил твое письмо и прочел с большим вниманием. Чувствую себя обязанным тебе ответить, чтобы все, с помощью Божией, было хорошо в твоей монастырской жизни.

И я, когда был малым, жил в том же монастыре.

На меня тоже возлагали многочисленные служения, и я печалился и страдал, – меня мучило проклятое превозношение и гордыня, и я думал: «Почему он, а не я?»

Как-то раз я с унылым лицом вез зимой тачку с дровами. Встреченный мне по дороге брат заметил мою печаль, подошел и сказал:
– Если хочешь стать монахом, будь дурачком перед всеми.

Эти слова обожгли мне сердце. Я спросил брата, как нужно понимать эти слова. Брат терпеливо начал мне разъяснять:

– По существующему здесь преданию, ктитор монастыря был одним из мудрейших отцов и делателей умной молитвы. Он думал о том, каким способом можно сделать свое сердце совершенно свободным от привходящих страстей.

Напротив пещеры преподобного сейчас можно увидеть развалины здания. Вот там и совершал подвиг его духовник, к которому он пошел и дал зарок, что будет во всем ему послушан.

Старец обладал деятельным умом и знал, как можно освободить человека от страстей.

Всякий раз он на него кричал. А иногда и не просто кричал, но и бил его. А тот преподобный «стал для всех дурачком». Он никогда не печалился, но извлекал из всего пользу. Монах понимал, что в притворном безумии, как на иконе, отражается совершенное смирение Господа нашего Иисуса Христа.

Но этим дело не ограничивалось. После отпуста повечерия он исповедовал старцу свои помыслы и затем лобызал следы его ног со словами:
– О блаженные стопы! Если по следам вашим последуют мои стопы, внимая монашескому юродству, то, возможно, мне легко будет достичь полной меры простоты.

Преподобный ктитор общежительного монастыря в точности следовал по стопам своего духовного отца и за краткое время достиг высочайшего духовного состояния и высших добродетелей.

Когда его духовный отец увидел высоту, достигнутую им благодаря правилу «будь для всех дурачком», они с миром распрощались. Преподобный поселился в пещере, которая сохранилась и до сего дня.

Он сражался напрямую с бесами надменности и не только поверг их, но и восторжествовал над ними, как это видно на святом образе, написанном на стене в трапезной, в которой мы каждый день принимаем пищу.

Отверзи очи своей души и увидишь, что из себя представляет монастырская община, в которой пребываем. Все здесь умны и проницательны, но все повинуются нашему старцу.

Все имеют единое намерение и единую волю. Что старец ни скажет, сразу же бегут это выполнять, словно изжаждавшиеся олени к воде – воде послушания. Ведь послушание научает всякого человека быть «безумным ради Христа».

Посмотри на Стефана, как он ревностно исполняет послушание старцу. Всякий раз, услуживая ему, он предстает «дурачком перед всеми» и лицо его сияет неземной радостью.

Если человек воспринимает помыслы превозношения и забывает быть «дурачком перед всеми», он уже не может жить спокойно, а мечется то туда, то сюда. Поэтому старец и должен все время напоминать это правило. Однако все тщетно, если бес превозношения
уже истерзал человека и вверг его в прелесть.

Пока брат рассказывал мне это, скорбь совершенно выветрилась и в душе я услышал голос:

– Правда ведь, смиренный Христ! Если ты не будешь смиряться, не будешь терпеливо трудиться в монастыре и слушать все упреки отцов, то за что тебя спасать? Отцы упрекают тебя только для того, чтобы освободить твое сердце от пут страстей.
Монастырские отцы в наше время были все из простых крестьян, но их духовный опыт был непреложен.

Старец мне сказал: «Ступай на маслодавильню и после расскажешь, что ты там видел».

Я пошел и увидел там старца Амвросия, который опускал пресс.

Пресс для оливок

Пресс для оливок

Когда вернулся, старец стал расспрашивать об увиденном. Я тогда еще только приехал из Афин и стал рассказывать с афинской замысловатостью, делая долгие паузы и выстраивая длинные фразы. Я рассказал, как делается масло.

Старец мне ответил:

– Олива сначала зацветает, а потом наступают заморозки, которые она и терпит. Терпит она и когда солнце в полдень ее обжигает, и если будет ливень или гроза. Так, с великим терпением, из цветка получается оливка.

Но вот настало время собирать урожай. Олива щедро одаривает своими плодами. Люди идут на сбор урожая. А затем оливки засыпают под пресс, опускают тяжелую плиту, и уже под гнетом течет масло.

Каждый монах должен думать о том, что в этом рассказе дан образ монастыря. Цветок – это новоначальный монах, стяжавший благой помысл «стать дурачком перед всеми». Благодаря его смиренномудрию, погода в основном хорошая.

Солнце, воздух и прохлада – это все благие помыслы. А непогодой нужно считать надменные помыслы, эгоизм и превозношение.
Начальник маслодавильни – игумен. Все оливки должны побывать под прессом. Пресс – это знак совершенного послушания и отсечения собственной воли и собственного помышления. Знающий игумен, добиваясь полного выхода масла, применяет и жгучую жидкость.

Поэтому, Христ, и сейчас всегда сохраняй пред очами эти поучения. Перестань мечтать, – в твоих мечтах одно только превозношение. Стань юродивым для всех, совершенно смиряя себя и ожидая всякий раз от любого из отцов окриков и поношений. Они хотят, чтобы и во сне тебя более не смущали постыдные и нечистые помыслы, производимые лукавыми бесами нечистоты и блуда.
Итак, почтенный, чему мы научены, то и будем выполнять. Пусть тебя не повергают в печаль те, кто раньше тебя начали подвиг в этом святом месте, если они смеются над нами.

Наше дело – в точности следовать их поучениям и стать как можно проще.

Поэтому всем надлежит знать, что только тогда превозношение оставляет человека, когда он смиряется и становится безумным в мире. Иначе от превозношения можно впасть в страшные ереси, что и случилось в 1915 году с одним образованным монахом в обители Святого Павла. Когда об этом узнали простые монахи, то все и знать уже не хотели его.

Будем же взирать на тех, кто старше нас, и молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она просветила всех нас в исполнении дел. Тогда мы и станем истинными юродивыми ради Христа.

Назад            Начало              Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий