Сыны Света. Часть вторая Афонские рассказы

Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона, Иеромонах Хрисанф

Эконом, ставший погонщиком

Вы спрашиваете меня: в чем состоит смиренномудрие? Послушайте, чему я научился в монастыре, когда был еще совсем юным.

 


Наш игумен давно еще поставил одного брата на служение эконома. С этой должности начинается хозяйство в любом монастыре. Я решил посмотреть на эконома и вдруг увидел, что он гонит мула, нагруженного мешками. Если раньше он носил, будучи экономом, хорошую одежду, то теперь он был в мешковине, босой и изможденный дорогой.

Я очень опечалился. Я всегда думал, что если человек работает на какой-то работе, он не должен ее бросать, иначе никогда не станет мастером. В монастыре я сперва был помощником повара на кухне, а потом меня поставили помогать начальнику гостиницы. Я спросил этого отца, за что в монастыре могут человека лишить его работы. Тот с улыбкой мне ответил: «Это ты спрашиваешь про бывшего эконома, который теперь погонщик? Он тебе сам обо всем расскажет».

Мне было велено обратиться к погонщику для того, чтобы узнать больше и о деятельной, и о созерцательной жизни, которая требуется от монаха.

Я подошел к погонщику и высказал ему сочувствие за такое понижение в должности, что ему теперь приходится гонять мулов, и спросил, почему это произошло.

Он улыбнулся и ответил:

– Старец, зная мою надменность, решил избавить меня от страсти проклятой надменности, по молитвам преподобного Симона, ктитора монастыря, – чтобы я ушел из мира свободным человеком и переселился из временной жизни в вечные обители.

Я вижу, что ты стремишься ко спасению. Поэтому, когда тебя ругают или над тобой насмехаются, знай, что они одну только цель перед собой тогда ставят – научить тебя глубине и высоте смиренномудрия. Глубина смиренномудрия состоит в том, чтобы почитать себя ничем, а высота – в том, чтобы по лествице смиренномудрия с легкостью восходить к Богу.

Поэтому, почтенный Христ, приведу тебе несколько примеров, чтобы ты лучше во всем разобрался.

Ласточки прилетают к нам из жарких стран и зимой возвращаются в теплые края. Вспомни, в какие дни? Прилетают они на память сорока мучеников, а улетают в день страшного Преображения Спасителя нашего Иисуса Христа

На тропах Афона

На тропах Афона

Они прилетают на сорок мучеников, чтобы указать нам, что воины и чиновники, начальники над всем городом Севастией, смирили себя, невзирая на невзгоды. И тогдашний тиран, по Промыслу Божию, предал их тела огню.

Мать одного из них видела, что сын шествует по пути смиренномудрия. Диавол стал всевать в нее печаль о юном возрасте сына, и она побежала отнимать у своего чада избранный им венец смиренномудрия, о чем говорится в житии.

Вслед за ласточками сразу прилетают журавли. Это учит нас смирению и в делании, и в созерцании. Ласточки летят впереди, но если они поддадутся превозношению и сочтут, что хорошо умеют летать, то собьются с пути и прилетят позднее журавлей. Журавли поднимаются высоко в небо, почти как орлы. Но смиренномудрие их еще более возносит, и они взмывают еще выше, чем орлы. Орлы – это мирские владыки, а журавли – монашеский чин.

Старец, увидев, что в моем сердце еще засела страсть превозношения, ради моего спасения отправил меня пасти мулов, чтобы я смотрел на бессловесное животное и учился у него смиренномудрию. Когда оно жаждет, то все равно пьет немного; когда дремлет, а хозяин его пинает – оно не сопротивляется, а смиренно начинает идти. Устало ли, вымокло ли от пота, – оно никогда не строптивится, но терпит, даже падая от усталости.

Об этом смиренномудрии царь Давид сказал: Человеков и скотов Ты спасаешь, Господи»24 – спасаешь за их смиренномудрие.
Человеки – это те, кто остались в миру, а монахи подобны скотам. Они повторяют за Давидом: Скотом я стал пред Тобою, и всегда я с Тобой»25.

Смиренномудрие – это пренебесная божественная любовь. Монах, возносимый этой любовью, должен сидеть в своей келье и вспоминать о святых мучениках. Пусть он посмотрит на журавлей, и, прежде них, – на ласточек. Они покидают отчизну, и птенцы их, даже не зная о былой родине, смиренно следуют за своими родителями к гнездам, к которым те
несутся.

Монах, который по указу старца селится в келье, – изучает, что такое пребывать в келье.

И сама келья в последний час его жизни начнет возносить его от временного к вечному, если монах обрел божественную любовь, происходящую от смиренномудрия.

Вот что означают слова, отче, скотом я стал пред Тобою, и всегда я с Тобой.

Смиренномудрие научает монаха не иметь ни собственного помышления, ни собственной воли, но всегда быть готовым выполнять распоряжения игумена.

Взгляни на старца Ананию. Закончилась всенощная на праздник святого Димитрия, старец дает ему хлеб и винный уксус и благословляет в путь до Святого Георгия. Он ведет жизнь, подобную жизни скота: нет у него своих изволений и желаний. Смирение его обусловлено послушанием, и он ничего не задумывает, но только на одно взирает: чтобы божественная любовь, исходящая из сердца, соединяла его с Триипостасным Богом.

Ты видишь, чего удостаиваются смиренномудрые? Посмотри на отца Иеронима, который был твоим старцем в миру. То он почитался наставником, то вся братия монастыря требовала выгнать его как злонамеренного человека, – но он все терпел.
Святые отцы в своих книгах сравнивали монастырь с кузницей. Ты вступаешь в монашескую общину так же, как в горнило влагают гнутое и ржавое железо, но огонь его очищает и молот распрямляет. Тот, кто хочет достичь меры бесстрастия, пусть смиряется и думает о себе, что он ничтожнее простой иголки. Иголкой хотя бы можно зашить одежду, а смиренномудрый искренне считает, что он ни на что не годен.

Ты видел, чтобы отец Иероним когда-нибудь спал в кровати? Он спит сидя, накрываясь шерстяной накидкой. Только заколотят в било, как он устремляется в церковь. Если служка оскорбит его или прогонит, он не смутится, а падет к его ногам, испрашивая прощения.

Игумена поносят и ругают. Но он даже голоса никогда не повышает. О блаженное смиренномудрие, которому мы научены от Богочеловека и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа!

Обо всем этом размышлял мой старец, и, как наилучший врач, он не принизил меня, но вознес, когда сместил с должности эконома. Ибо смирение возносит человека прямо к Престолу Триипостасного Бога.

Выслушав речь бывшего эконома, я получил большую пользу. Но после, по заблуждению, я оставил общинную жизнь в монастыре. Я стал ревнителем безмолвия, и очень скоро, несмотря на мой юный возраст, меня поставили старцем и насильно дали мне послушников, которые потом умерли от чахотки. И вот уже тридцать пять лет я блуждаю в миру и не знаю, спасусь ли.
Поэтому внимайте все, кто хочет следовать правилам монашеской жизни, смиряйте себя до полного ничто.

Примечания:

24 Псал. 35, 7.
25 Псал.  72, 22–23.

 

 

Назад   Начало  Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий