Сыны Света. Часть вторая Афонские рассказы

Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона, Иеромонах Хрисанф

Праздник Вознесения Господня в скиту Святой Анны
(из письма)

Возлюбленное чадо Пресвятой Богородицы, великая любовь Которой привела тебя в Ее ограду, радуйся о Господе!

Сегодня, в день великого праздника Христова Вознесения, когда в соборе Праведной Анны закончилась всенощная, видно было, как лица всех отцов, старцев и юных сияли паче солнца. Ведь на последней литургии все отцы причастились Непорочных Таин. Предание научило всех отцов, как нужно стоять на всенощной и как слушать с благоговением чтения последования и проповеди святых богословов, которые говорят о сегодняшнем празднике.

Я был неуемным юношей, и еще литургия не успевала кончиться, как уже не мог удержаться на месте. Мне невмоготу было не приблизиться к моему старцу и не расспросить обо всех словах последования. Прежде всего, хотел я уяснить смысл тропарей на литии и понять, почему они так высоко возводят ум – от земли прямо до самого неба.

Тогда я вел простую жизнь, питался рыбой, сыром, не помню даже, часто или нет. Не помню, чтобы старец мне что-то говорил о том, что когда есть. Он только напоминал слова Священного Писания: Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих1. Когда я начал задавать старцу вопросы по богослужению, он немного помолчал, а после ответил:

– Ступай лучше и отдохни после долгой всенощной. Ведь всенощная длиться тринадцать часов, а тебе приходилось еще прислуживать.

Вот и все слова старца.

Вечером он, как обычно, сидел у крыльца на лавке. Мне же сказал следующее: «Сегодня – праздничный день Преображения Господня. Всеблагой Бог ни в чем не нуждается: все в мире принадлежит Ему. Из всех творений Своих более всего Он возлюбил человека. Но тот впал в заблуждение. И надлежало человеку взойти на высоту, для которой он был сотворен.

 Афон. Скит святой праведной Анны

После грехопадения прошло пять тысяч лет. Как говорит блаженный Августин в первой скитской рукописи: «Необходимым образом там, где было падение, там должно было быть подъятие, воскресение и восхождение». Всему этому надлежало быть. Господь исправил человека сначала в воплощении, а после в смиренномудрии до Крестной смерти, погребения и Воскресения. После Воскресения Господь явился ученикам Своим, исполнив их сердце неизглаголанной радостью. Он взял их с Собой и повел на Елеонскую гору. Почему именно на Елеонскую? Чтобы показать беспредельную милость Свою и милосердие Свое по множеству любви Своей. И прежде всего – чтобы исполнить несказанной радостью сердце Всепречистой Его Матери, Которая ликовала, видя, как плоть, которую Он воспринял от Нее безгрешно, восходит на небо после своего обожения.

Так и монах должен размышлять о смиренномудрии и божественной любви Богородицы к нам. Сколько раз отдалялся от нас Сын Ее и Бог наш, столько же раз Она бежала к Нему, ревностно, как птица, закрывающая крылом всех своих птенцов.

Мы с тобой разговорились, – продолжил старец Онуфрий, – хотя кто я такой, чтобы тебе что-то говорить о милости Господней? Но наставлять – мой долг, поэтому я тебе расскажу то, что должно. Послушай.

Деяние – это сам праздник, а созерцание – образы и свойства праздника. Перенесись умом на гору Елеонскую. И ты увидишь, как Бог, многомилостивый и любвеобильный, вознес человеческую плоть, чтобы показать совершенное Богочеловечество святым апостолам и величайшую милость – Всепречистой Матери Своей. Воззри и на святых ангелов, говорящих святым апостолам: Мужи Галилейские! Что вы стоите, взирая на небо?2.

Слово «взирать» относится ко всем возлюбившим Господа: ведь их взор всегда обращен к небу, – и в делании, и в созерцании. Сей Иисус, взятый от нас на небо, сице приидет, имже образом вы видели Его возносящимся на небеса, – воздать славу и честь возлюбившим Его.

Когда Господь восшел на небеса, низшие чины ангельские говорили высшим: Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы»3. А высшие чины, узрев, как Господь славы восходит, облаченный воспринятой человеческой плотью, вопрошали: Кто есть сей Царь славы? Пророк же Исаия изрек: Кто рожденный от Едома? Почему червонны одеяния твои?»4

Какую радость и какое ликование дает нам это созерцание! Незримый Бог восходит на небо, облаченный человеческой плотью, которую Он воспринял в рождестве от Всенепорочной Матери Своей.

После Пасхи и Вознесения Господа святые апостолы алкали и жаждали, в предвкушении небесных даров. Они сподобились высшей славы и наслаждения. Будем подражать всем нашим отцам. Вспомним, как они обитали среди этих скал, терпя и голод, и жажду ради того, чтобы не утратить созерцания сегодняшнего праздника.

Поэтому, друг, отвратись от всего, поднимайся к себе в каливу и сокройся от людей, закутавшись в смирение. Размышляй о том, что ты недостоин общения с людьми. Молись, благодари, поклоняйся Святой Троице Богу. Сдерживая дыхание в молитве, думай о том, что твои грехи распинают Сына Божия и поэтому ты недостоин даже дыханием присутствовать в мире. Таковое духовное делание вселит в твой ум смирение, о котором сказала Сама Пресвятая Богородица: Яко призре на смирение Рабы Своея.

Пресвятая Владычица наша Богородица, научившая святого Геронтия способу сердечной молитвы, – Она уже будет Помощницей, Заступницей, Покровительницей, Наставницей, Целительницей и Матерью Твоей. Помышляя о Ней, преисполняйся сердечной любовью.

Хотя в наше время христиане голодают, жаждут, терпят гонения и насмешки, подумай в этот праздник Вознесения, друг, о том, что Триипостасный Бог забрал тебя из мира и привел в благополучную гавань каливы Святой Троицы, освятившую множество монахов. Этим отцам подражай».

Вот что сказал мне мой старец, отец Онуфрий. Решил передать его слова для твоей пользы. Помолись за меня.

 

1.  Мф. 4, 4.

2.  Деян. 1, 11.

3.  Псал. 23, 7-10.

4.  Ис. 63, 1–2

 

Назад            Начало            Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий