Третье условие Евхаристии: Трезвение

Священник Павел Адельгейм

священник Павел Адельгейм

«Бодрствуйте и молитесь,
да не внидите в напасть; дух бодр,плоть же немощна»

1. Власть страстей. В быту «трезвением» называют состояние, противоположное опьянению вином. Книга Ездры изображает силу вина: «Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; делает ум царя и сироты, бедного и богатого, одним умом; Всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга. Все сердца делает оно богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах. Когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали».


Опьянение расстраивает телесный и душевный состав человека. Нарушает координацию движений, поражает реверсивный аппарат, увеличивает холестерин и проч.

Опьянение повреждает душевные силы человека: помрачает сознание, снижает критику, возбуждает чувства: раздражение, гнев, ревность. Волевые решения выходят из-под контроля. Теряя контроль, человек становится «невменяемым». Симптомы опьянения говорят об утрате трезвости.

Не только вино опьяняет человека, но каждая страсть. «Есть люди, в убийстве находящие приятность. Когда я ключ в замок влагаю, то же я чувствую, что чувствовать должны они, вонзая в жертву нож: приятно и страшно» — говорит «скупой Рыцарь» у Пушкина.

Книга Ездры упоминает о силе похоти: «Люди не могут быть без жён. Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив все, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи.

Женщины господствуют над вами. Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной. Более любит человек жену свою, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин.

Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему? Я видел его и Апамину, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя; она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. А царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним. О, мужи! Как же не сильны женщины, когда они так поступают?» (2Ездр.4,17-32). Чтобы победить страсти необходимо трезвение.

2.Целомудренное воображение. Богослужение приглашает человека подарить себя Богу: «Сын мой! Отдай сердце твое мне». Чтобы подарить себя, необходимо владеть собой. Страсти порабощают, лишают духовной свободы. Повинуясь страстям, человек ищет удовольствий, богатства, власти и становится рабом внешних обстоятельств. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если мы обратимся к содержанию нашего воображения, то найдём там три рода мыслей и мечтаний.

Одни возникают по нашей воле: мы хотим о чём-то мыслить и мыслим. Хотим о чём-то мечтать и мечтаем. Другие мысли возникают по естественным законам телесной и душевной жизни человеческого организма. Через наше сознание проходит множество различных мыслей в течение дня: пустых мечтаний, суетных размышлений, дельных мыслей.

Иногда возникают мысли навязчивые, от которых трудно освободиться. Бывают мысли, насильственно вторгающиеся в душу. Они приходят извне, обжигают душу как огонь и порабощают. Человек не хочет отдаваться этим мечтаниям, но они насильно овладевают сознанием. Каждый может вспомнить обольстительный и насильственный характер злобных, раздражительных мечтаний или нечистых помыслов.

«Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль…».

«Диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Иисуса».

Опыт и творения святых подвижников рассказывают о помыслах, имеющих диавольское происхождение. Это хульные помыслы. Человек молится. Его душа пребывает в мире. Вдруг, как стрелой его сознание пронзают хульные помыслы на Бога, Богоматерь и святых. Некоторых иноков хульные помыслы доводили до отчаяния. Думая, что они сами виновны в этих помыслах, они переставали молиться, не смели приступить к причастию святых Таин. Святые отцы объясняют, что человек не виноват в этих помыслах.
Эти помыслы вкладывает в душу диавол.

Впечатления внешнего мира и собственные переживания мы собираем в сердце, как в сокровищнице, заполняя воображение разным содержанием. Мы можем наполнить свой ларец образами и понятиями, которыми жива душа, мыслит ум, согреваются вера, надежда и любовь. Но можем наполнить образами, которые будят наши животные инстинкты. Через тело грех оказывает разрушительное влияние на душу. Виновато в грехе не только тело. Душа способна разжигать естественные инстинкты. Греховное разжжение называют страстью.

Через ум, чувства и волю душевные страсти повреждают телесный состав человека. Кто больше виновен в грехе, тело или душа? Душа нередко возлагает ответственность за грех на тело с его животными инстинктами. Но рождается грех в душе.
— Вечно ты меня тянешь вниз. – Сказал я телу.
— Это я тебя тяну! – возмутилось тело. – Ну, знаешь! Кто приучил меня курить и пить? Ты, когда тебе приспичило «стать настоящим мужчиной». Я боролось, как могло, но разве с тобой справишься? А кто вчера вечером положил конец твоему раздражению и злобным помыслам? Я, никто иной, отправив тебя спать. Это я спасаю тебя от празднословия и от обжорства…

— Хорошо, а как же с похотью? – перебил я.
— Вот именно, как же с похотью? – перебило тело. – Если бы твое гнусное воображение оставило меня в покое, я бы спасибо сказало. Всё твоя душа. Она велит мне, а потом с меня же спрашивает.

3. Механизм созревания греха. Духовный опыт святых призывает хранить сердце от скверны: блуда, насилия, предательства, корысти, которыми изобилуют телевидение, эстрада, злачные места. Приражаясь человеческой душе через ум, страстный помысел входит в сознание. Ум человека принимает помыслы, которые рождаются от плотских ощущений, приходят извне, внушаются тёмной силой: «от плоти, мира и диавола». Ум создаёт образы, наполняет ими душу. Эта способность называется «воображением». Грех овладевает человеческим сердцем, развращая воображение. Образы будят похоть. Святые отцы выявляют механизм созревания греха.
Из внешнего мира и моей собственной чувственности рождается «прилог» греха. Так называют помысел, который стучится в окошко. Пока он остаётся внешним, человек не виновен в нём. Вина начинается со внимания ума к пришедшему помыслу. Когда ум начинает «внимать помыслу», окно открывается: в сознание входят лукавые помыслы или грехи ума.

Второй шаг делает грех в сердце человека, когда рассматриваемый помысел нравится. Человек любуется помыслом, испытывает удовольствие или «услаждается помыслом». Это означает, что помысел вошёл в его сердце, и оно услаждается греховными образами. Они заполняют сознание и порождают желание. Человек принимает это желание и даёт согласие осуществить грех в конкретном поступке.
Помысел побуждает осуществить третий шаг и совершить грех. Помысел вовлекает в грех волю человека. Внутренний процесс завершается внешним действием: человек совершает греховный поступок.

4. Преодоление помыслов. Подвижник должен «отсекать» помыслы. Борьба с помыслами является основным «деланием» подвижника. Преп. Мария Египетская боролась со своими воспоминаниями о вине и яствах, плотских удовольствиях, блудных песнях, наполнявших её воображение, как «с лютыми зверями». Подвижник отсекает эти образы, чтобы в кроткой тишине духа, смирившего помыслы и страсти, отразилась не человеческая самость, но «вообразился в нём Христос».

Воображение может отображать самого человека, его желания и страсти. В этом случае человек выражает себя самого в художественном творчестве и духовной жизни. Целомудренное воображение должно отразить Бога в человеке. Средством для этого является «хранение» ума, сердца, воли, совести и языка.

Хранение ума требует проверять каждый помысел заповедью Божией.

Хранение сердца требует проверять каждое переживание, каждое чувство насколько вмещает оно любовь Божию.

Хранение воли требует не спешить удовлетворить каждое желание, но проверить согласно ли оно с волей Божией, сдерживать свои решения.

Хранение совести обязывает отражать греховные помыслы, чтобы они не коснулись ума и сердца.

Хранение языка требует обуздывать свой язык, удерживать его от празднословия и осуждения. «Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш диавол ходит как рычащий лев, ища кого поглотить».

5. Сокровище души. Отсечение помыслов осуществляет отрицательную сторону подвига трезвения.

Трезвение не может ограничиваться рассмотрением и отсечением помыслов. Положительной задачей трезвения является обожение. Духовное возрастание человека « в меру полного возраста Христова» совершается во взаимодействии Бога и человека. Церковная традиция сформировала «молитвенное правило», готовящее христианина к Причащению. Принято вычитывать три канона: Спасителю, Божией Матери и ангелу хранителю, акафист Спасителю или Божией Матери, канон и молитвы ко Причащению. Молитвы раскрывают смысл Евхаристии и помогают осознать своё не достоинство.

Молитвы имеют целью привести христианина к обожению через приобщения Тела и Крови Христовых. Эту цель преп.Серафим Саровский называет «стяжанием Святого Духа». Апостол Пётр называет христиан «причастниками Божеского естества». Положительный идеал и высшая ступень духовной жизни, к которой стремится христианин, определяется как «единение с Богом» или «богообщение». Молитвенное устремление к Богу озаряет ум, укрепляет волю,наполняет сердце. Человек достигает богоподобия и состоится как чадо Божие. Как дети бывают похожи на своих родителей, так христианин становится подобным Небесному Отцу. Отсюда происходит наименование святых подвижников «преподобными». Когда человек достигает живого богообщения, Бог озаряет и просвещает его ум, открывает ему тайны духовного мира: «отселе узрите небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» .

6. «На божественной страже». Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: «бодрствуйте». Господь много раз повторяет эту запо¬ведь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в притчах. И поясняет это слово. «Да будут чресла ваша препоясана и светильники горящи.» «Бодрствуйте,, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет». Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально. Эта заповедь о трезвении.

Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. А человек не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Он живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца. Если человек живёт внимательно – «внимает себе» – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысел проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия. Задача духовной жизни — обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова:"Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в землю". Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят «от мира, плоти, и диавола».

Внимайте себе. Трезвитесь. «Стойте в вере, будьте мужественны».

«Бодрствуйте!» — заповедует Господь Иисус Христос.

Для служения Божественной Литургии необходимо стяжать дух мирен. Задача трезвения обрести и сохранить обретённый мир.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий