У нас должно быть рвение. И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни

***

Своего «ветхого человека» можно победить смирением и умерщвлением эгоизма, гордости, зависти, своеволия. Отсекая свою волю – мы подрубаем корни нашего «ветхого квартиросъемщика». Отсечение своеволия – это путь к смирению.

***

Когда одного собрата по обители (или ближнего) ты любишь больше, а другого меньше – тем самым свидетельствуешь, что твоя любовь не от Бога.

***

Во время мученичества человек испытывает боль, но любовь к Господу превозмогает ее и одерживает над ней победу.

***

Лучшее всегда следует отдавать Богу.

***

Если человек все время ходит туда-сюда во время богослужения – значит у него есть внутреннее беспокойство.

***

Умиление – это внутреннее изменение, происходящее с человеком во время молитвы. Мы должны ясно ощущать присутствие Божие. Тогда почувствуем к Нему благодарность, потому что будем воспринимать все как дар от Господа.

***

Очень часто все портит наше самооправдание – оно отгоняет от нас Божественную Благодать. Если мы не будем оправдывать себя и смиримся – Благодать вернется к нам снова.

***

Я долго объяснял кое-что одному человеку, но он сказал мне: «да, но…» и этим «но» все испортил. В этом «но»[3] нет никакой «соли» (Благодати). Оно все портит и отравляет.

***

Тот, кто ошибается, но принимает замечание – исправляется. Тот кто оправдывает себя – впадает в прелесть.

***

Когда человек постится со смирением – он достоин Божественной благодати. Но если он постится с помыслом «буду подражать пророку Моисею» или «сделаю так же как этот святой» — его труд напрасен. В случае, когда человеком движет эгоизм, Благодать Божия от него отдаляется. Телесные подвиги полезны, когда они совершаются с любочестием и смирением.

***

Смиренный человек тотчас забывает сделанное им добро, а любую оказанную ему услугу – считает величайшим благодеянием. Он никогда не забывает оказанной ему помощи и чувствует себя неблагодарным перед своим благодетелем.

***

Настоящее духовное преуспеяние наступает тогда, когда человек не помнит сделанное им добро. Наступает духовная чуткость: он не помнит совершенные им благодеяния и считает, что не совершил ничего доброго.

***

Труд монаха – это молитва. Мы, получающие «зарплату» от Бога, разве имеем право нерадеть о своем долге и послушании?

***

С моей точки зрения, таскать мешки – это ничто по сравнению с тем, когда человек снисходительно относиться к ошибке своего ближнего. Таскать мешки могут и эгоисты.

***

Чем больше ты сбрасываешь свой груз на другого – тем тебе тяжелее. Чем больше берешь беду ближнего на себя – тем тебе легче.

***

В прежние времена когда человек совершал какую-нибудь ошибку – он стыдился своего прегрешения. Теперь такого уже нет. Приходит бес бесчувствия и усыпляет нас, а потом делает с нами все, что ему заблагорассудится. Поэтому мы должны помнить, что основа основ – это доброе беспокойство.

***

Если человек любит себя – он изолирует себя от Бога.

1. Использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
2. Под этим старец, вероятно, имеет ввиду «применить строгость».
3. В споре.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий