Вѣроисповѣдное посланіе Святогорцевъ, отправленное къ царю Михаилу Палеологу, когда онъ усиленно и неправо спѣшилъ соединить съ нами Италіанцевъ, не оставляющихъ своихъ ересей и навсегда неисправимыхъ

7. Даже имени Папы не будемъ мы поминать. Это поминаніе — отъ лукаваго, который, будучи тьма, преображается въ свѣтъ, и нынѣ предлагаетъ единеніе (Унію), а потомъ схитритъ погибель всего тѣла Церкви, и не надѣясь достигнуть сего открыто, работаетъ скрытно, дабы хоть какъ нибудь отворить дверь и исполнить злой умыселъ. Если Латины соединяются съ нами добровольно, то пусть перемѣнятся, и такимъ образомъ соединятся. А если хотятъ сего ухищренно, то не успѣютъ, хотя бы добились до пустыхъ именъ. Но что значитъ поминать имя? Очень много значитъ! Это объяснимъ мы послѣ. А теперь? О, много прибыли будутъ имѣть Латины, если лукаво достигнутъ цѣли!3 Послѣ этого они останутся неисправимы, получивъ то, чего хотятъ. Ибо не о благочестіи, какъ видно, всѣ ихъ словопренія и розыски. Если бы благочестія искали они, то начто имъ настоящее домогательство, когда благочестіе и безмездно, и недокучливо, и равнопочтительно, и обще рабамъ, господамъ, бѣднымъ, благороднымъ, неблагороднымъ, неосужденнымъ и осужденнымъ, обще какъ вѣяніе воздуха и изліяніе свѣта, и смѣны часовъ и разсматриваніе творенія Божія, этой великой и общей всѣмъ намъ утѣхи, и какъ равноудѣльность вѣры (ἱσομοιρία πίστεως), по выраженію великаго Богослова Григорія, хотя они и не равняются съ великими отцами нашими, Василіемъ и Іоанномъ Златоустымъ, и ни во что ихъ ставятъ, тогда какъ слава ихъ словъ и сила ихъ духа объяли всю землю. — Но выслушай, святый Владыко, обѣщанное объясненіе наше, объясненіе словами всесвятаго Духа, изъ которыхъ ни одна черта утратиться не можетъ. Великій апостолъ Господень и евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ, и не привѣтствуйте его. Ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его» (2 Іоан. 1, 10-11). Если же не велѣно намъ привѣтствовать его, если воспрещено вводить его въ домъ, то какъ не въ домѣ, а въ храмѣ Божіемъ, въ неприступномъ алтарѣ, утаинственной и страшной трапезы Сына Божія, нежертвенно закалаемаго, то яко Бога, то яко агнца непорочнаго, да примиритъ насъ съ Отцомъ и съ Собою, и кровію Своею да очиститъ грѣхи наши, яко безгрѣшный, какъ тутъ и какой адъ изрыгнетъ поминаніе Папы, достойно отсѣченнаго (отъ Церкви) Святымъ Духомъ за то, что онъ поднялъ голову свою противъ Бога и противъ всего божественнаго, и такъ сдѣлался врагомъ Божіимъ? Ибо если простое привѣтствіе еретику пріобщаетъ насъ къ злымъ дѣламъ его, то что сказать о гласномъ поминаніи его, и гдѣ-же? тамъ, гдѣ предлежатъ божественныя и страшныя Тайны. Если Предлежащій тутъ есть сама Истина, то какъ она приметъ эту великую ложь? Приравнивать папу и причислять его, какъ православнаго патріарха, къ прочимъ православнымъ патріархамъ во время совершенія страшныхъ таинъ, значило бы играть театрально, и представлять несуществующее, какъ существующее. И какъ приметъ это всякая православная душа? Не уклонится ли она отъ общенія съ помянувшими его? И не сочтетъ ли ихъ торгашами, продающими все божественное? Издревле православная церковь Божія возглашеніе имени архіерея, во время богослуженія, установила какъ знакъ совершеннаго общенія съ нимъ. Читается и въ изъясненіи божественной литургіи, что священнодѣйствующій возглашаетъ имя архіерея, дабы выразить свое подчиненіе начальствующему и свое общеніе съ нимъ и заимствованіе отъ него вѣры и божественвыхъ Таинствъ. И великій отецъ нашъ и исповѣдникъ Ѳеодоръ Студитъ въ почтительномъ письмѣ своемъ къ нѣкоему говоритъ: «Ты признался мнѣ, что боялся сказать пресвитеру своему, чтобы онъ не поминалъ ересеначальника. Что-же сказать тебѣ объ этомъ теперь, недоумѣваю, развѣ то, что общеніе съ еретикомъ посредствомъ одного поминанія имени его есть оскверненіе, хотя-бы поминающій былъ православенъ». Такъ говорилъ сей отецъ. А до него и самъ Богъ глаголалъ: «священники отринули законъ Мой и осквернили святыни Мои, не отдѣлясь отъ непреподобныхъ и скверныхъ, и имѣя все общее съ ними». Что яснѣе и истиннѣе сего?

8. Но и уступки (οἰκονομίαν) не сдѣлаемъ. Ибо можно ли допустить уступку, оскверняющую все божественное, по вышерѣченному слову Божію, и отъ божественныхъ Таинствъ удаляющую Духа Божія, и чрезъ то лишающую вѣрныхъ прощенія грѣховъ и усыновленія? Что было-бы вреднѣе такой уступки? Вѣдь, общеніе съ ними гласно; и согласиться съ ними въ одномъ значитъ извратить все правое. Ибо «принимающій еретика подлежитъ осужденію его». — Еще: «пріобщающійся къ непріобщеннымъ самъ непріобщенъ будетъ, какъ нарушитель правила церковнаго». А Латины, знаменитые непослушаніемъ церковнымъ правиламъ, сообщаются съ Іудеями, и съ Армянами и Іаковитами, и Несторіанами и Моноѳелитами, и вообще со всѣми еретиками, и даже за это, не говоря о прочемъ, недостойны прощенія и общенія съ нами, какъ соучастники во всѣхъ богоненавистныхъ ересяхъ оныхъ людей.

9. Что касается до предоставленія первенства еретичествующему въ противность всей православной Церкви Христовой, то и оно несправедливо. Этимъ требуется уже не уступка, а полное подчиненіе (Папѣ). Но онъ не достоинъ и послѣдняго мѣста. Ибо великій Отецъ нашъ Григорій Богословъ въ своемъ божественномъ словѣ о кающихся говоритъ: «и я не принимаю нераскаявшихся, необращающихся и не замѣняющихъ зло исправленіемъ: а когда приму ихъ, тогда отведу имъ подобающее мѣсто». Но у Папы и у сущихъ съ нимъ нѣтъ исправленія, нѣтъ замѣненія зла добромъ. Посему они недостойны и послѣдняго мѣста. Какъ же они будутъ первенствовать, и надъ кѣмъ станутъ владычествовать? Надъ Божьими церквами? Увы! Не подступятъ ли они и къ заклепамъ ада, будучи ведомы слѣпыми вождями, по изрѣченію устъ нелживыхъ? Если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма, то тьма кольми паче (въ другомъ будетъ). Вѣдь всякій подчиненный любитъ подражать начальствующему; какъ это сказалъ великій богословъ Григорій. Притомъ, по какимъ законамъ будутъ судить, какъ самъ Папа, такъ и архіереи его, когда они совсѣмъ отвергли божественныя правила святыхъ соборовъ, и не имѣютъ не только благоуханія духовной жизни, но и признака ея, и еретичествуютъ во многомъ? Поистинѣ, они наполнятъ Церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззаконія, или, по слову Божію, какое общеніе у свѣта и тьмы, у православныхъ и, еретиковъ, отъ которыхъ мы должны всецѣло удаляться? И древле самъ Богъ заповѣдалъ, говоря: измите лукаваго изъ среды вашей. А вотъ это изрѣченіе, — если соблазнитъ тебя око твое, исторгни его, — и дальнѣйшее изрѣченіе о прочихъ соблазняющихъ членахъ, къ кому другому лучше подходитъ, какъ не къ Латинамъ? И Павелъ, великій отъ того, что глаголалъ чрезъ него и въ немъ Господь, тоже самое представляетъ на видъ, говоря: «Еретика человѣка послѣ перваго и втораго вразумленія отвращайся, зная, что таковый развратился, и грѣшитъ будучи самоосужденъ». (Тит. 3, 10-11). И еще: «Уклоняйтесь отъ всякаго, нечисто ходящаго и не по преданію, которое принято отъ насъ». — И въ другихъ строкахъ Павелъ запрещаетъ даже ѣсть вмѣстѣ съ ними. Согласно съ нимъ и богоносный и великій отецъ нашъ Игнатій предохраняетъ насъ отъ еретиковъ, этихъ человѣкообразныхъ звѣрей. Если же мы не должны не только принимать ихъ къ себѣ, но и встрѣчать, если не велѣно намъ и пищу вкушать вмѣстѣ съ ними, даже привѣтствовать ихъ въ избѣжаніе общенія съ ними: то какъ признать ихъ первыми, и судьями православныхъ церквей, и громогласно возглашать имя ихъ въ церкви у таинственной трапезы, дабы и ее, освящающую насъ, не оставить не оскверненною?

10. Никакъ, никакъ не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богомъ поставленный самодержецъ, и вмѣстѣ Христу возлюбленный и христолюбивѣйшій. Но держись, какъ держишься по благодати Христовой, того, чему ты наученъ и что тебѣ ввѣрено, зная, кѣмъ ты наученъ (2 Тим. 3, 14). Храни добрый залогъ, избѣгая, по ученію великаго апостола, негодныхъ пустословій лжеименнаго знанія, которымъ занимаясь нѣкоторые уклонились отъ Вѣры (1 Тим. 6, 20-21), да посредствомъ тебя, съ тобою, и со всѣмъ домомъ твоимъ, славящимъ Бога, и мы, составляющіе полноту Христіанъ, будемъ соблюдены, какъ православные и Богу угодные, на день явленія Господа, и съ вами и сами сдѣлаемся неукоризненными наслѣдниками царства его вѣчно. — Вѣренъ Богъ, призвавшій насъ, который и сотворитъ, если мы соблюдемъ заповѣди Его, благодатію Христа о Духѣ Святомъ. Аминь.

Примѣчанія:
1. Стало быть, настоящее посланіе Святогорцовъ представлено было Михаилу Палеологу спустя много лѣтъ послѣ вѣнчанія его на царство, вѣроятно, незадолго до смерти его. А умеръ онъ въ 1282 году.
2. Разумѣй Унію и ея послѣдствія опасныя.
3. Тонъ этихъ и послѣдующихъ словъ — насмѣшливый.

«Русскiй Порталъ»

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий