Василий Великий пишет святому Григорию Богослову (Часть 1)

Святители Василий Великий, Иоан Златоуст и Григорий Богослов

 Архимандрит Симеон Крайопулос

Василий Великий – основатель и организатор общежительного монашества. Созданные им каноны, реформированные святым Феодором Студитом, действуют и по сей день.


Конечно, Василий Великий занимался монашеством отнюдь не поверхностно. Он сам постригся в монахи и много лет жил монашеской жизнью. Уже во время учебы в Афинах он намеревался вместе со своим другом святым Григорием Богословом удалиться в пустыню, когда закончится обучение. Позднее годы, посвященные получению образования, он сочтет потерей времени. В одном из писем Ефстафию Севастийскому он пишет: «Я много лет потратил на суету и молодость свою провел в напрасном труде, которому я предался, постигая учения далекой от Бога мудрости. Но однажды я словно пробудился от сна и обратился к удивительному свету евангельской истины. Я осознал тщетность премудрости великих века нынешнего, скорбел о своей жалкой жизни и молился, чтобы Бог привел меня к учению благочестивому. И прежде всего я позаботился о том, чтобы исправить свой нрав, испорченный общением с развращенными людьми. Я прочитал Евангелие и встретил там учение о том,  что важнейшее условие нравственного совершенствования – продать свое имущество, раздать его нищим братьям и в целом не заботиться о земной жизни, избегать привязчивости души к мирскому. Я молился о том, чтобы найти среди братьев того, кто идет по этому живительному пути, чтобы вместе с ним пройти через бурю житейского моря».

И поскольку его друг Григорий, несмотря на их уговор, не последовал за Василием в пустыню, он в одиночку, раздав бедным большую часть своего имущества, в 360 году удалился в родительское имение в Понте на реке Ирис, где подвизались его сестра и мать. Здесь были созданы два небольших монашеских сообщества – женское и мужское.

Святой Григорий спрашивал у Василия, как протекает его жизнь в пустыне, и он ответил ему в письме под номером 2. В этом письме фактически изложены первые монашеские каноны святого Василия. Поэтому мы считаем необходимым представить здесь этот текст.

В начале письма он пишет, что стыдится рассказывать о том, чем занимается в пустыне, поскольку, оставив мир, он не оставил самого себя: «Но я стыжусь и писать о том, что сам делаю ночь и день в этой пустыне. Ибо хотя и оставил я городскую жизнь как повод к тысячам зол, однако никак не мог оставить самого себя». Но далее он подчеркивает, что их цель – идти по стопам Христа, показавшего нам путь спасения, говоря: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). По этой причине Василий и его братия стремятся притворить в жизнь все то, что сделает их достойными последователями Христа.

Ум должен держаться тишины. Как глаз, чтобы ясно видеть то, что находится перед ним, не должен смотреть по сторонам, так и разум, отвлекаясь на тысячи мирских забот, не в состоянии сосредоточиться на истине. Всех этих забот можно избежать, если удалиться от мира. Однако это значит не телесно уйти из мира, но отдалить душу от привязанности к телу. Когда человек забывает свой дом, друзей, имущество, средства к существованию, человеческую мудрость, он готов принять в свое сердце Священное учение. Подготовить сердце – значит забыть безнравственные законы мира. Ибо, как на воске невозможно писать, не стерев предыдущих записей, так и душа не может принять Божественные законы, не искоренив свои привычные предубеждения. Этому способствует уединенность, которая усмиряет страсти и помогает человеку с легкостью истребить их в своей душе. Как дикие звери, когда они в спокойствии, легко побеждаются, так и желания, гнев, уныние, ядовитое сердечное зло, успокоенные уединением и не распаляемые непрестанно, с легкостью преодолеваются силою разума. Соответственно, нужно находится в месте, подобном нашему, пишет святой Василий Великий, освобожденному от общения с людьми, где постоянная аскеза не нарушается никакими внешними искушениями.

Эта духовная аскеза, продолжает святой, наполняет душу Божественными размышлениями. Ибо что может быть более благостно, чем, пребывая на земле, подражать Ангелам? По пробуждении устремляться к молитве, чтобы воспеть Творца в гимнах и песнопениях? Дневные работы также, словно солью, нужно приправлять молитвой. Ибо утешение, дарованное молитвой, наполняет душу радостью, искореняя скорбь.

Источник: «Βασιλειάς», Εόρτιος τόμος επί τη συμπληρώσει 1600 ετών από του θανάτου του Μ. Βασιλείου, εκδ. Ι. Μ. Θεσσαλονίκης. С. 155-159 (Издание, посвященное 1600-летию со дня кончины святого Василия Великого).

Часть 2

Источник: «Пемптусия»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий