Василий Великий пишет святому Григорию Богослову (Часть 2)

Святители Василий Великий, Иоан Златоуст и Григорий Богослов

Архимандрит Симеон Крайопулос

Уединение, добавляет святой, является началом очищения души. Ибо здесь язык не обсуждает человеческие заботы, глаз не видит лишнего, а слух не увлекает душу недостойными разговорами. Подобно этому, разум, не рассеиваясь на внешнее и не обращая свои чувства на мирское, возвращается к самому себе, а затем возвышает свои помышления к Богу. Озаряясь и освещаясь этой красотой, разум забывает свою собственную природу.

Отметим, что отцы-трезвенники, такие как святой Григорий Палама и святой Никодим Святогорец, с радостью восприняли эту идею Василия Великого, претворив ее в цикличность умной молитвы.

После разговора об уединении и безмолвии Василий Великий добавляет, что необходимым является изучение боговдохновенного Писания, потому что в нем содержатся наставления и жития благих мужей, предстающих перед нами, как живые иконы жизни в Боге, а благие дела их дают нам пример для подражания. Таким образом, каждый человек, осознающий в себе определенный недостаток, находит нужное лекарство от своего недуга, подражая какому-либо примеру из Священного Писания. Один может подражать благоразумию Иосифа, другой – терпению Иова, третий – кротости Моисея и храбрости вкупе с кротостью Давида.

Признание получает лишь та молитва, в которой душа ревностно стремится к Богу. Правильная молитва сеет в чистой душе мысли о Боге. Память о Боге – это поселение Бога в душе. Мы становимся храмами Божьими только в случае, если непрестанная память о Боге не прерывается земными заботами и ум не отвлекается на внезапные страсти. Боголюбивый человек предается Богу и, избегая всего того, что сподвигает на зло, посвящает себя только тому, что приводит его к добродетели.

Василий Великий делает важное практическое замечание: прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы не вести себя невежественно в беседах, спрашивать без излишней придирчивости, а отвечать без надменности, не перебивая своего собеседника и даже не задумываться о том, чтобы демонстративно прервать его речь. Учиться следует без стыда, а преподавать без зависти. Тон речи должен быть ровным. Говорить вслух нужно только после тщательного внутреннего обдумывания своих слов, стараться быть обходительным в беседах и приветливым в речах, избегая грубости даже в случае, когда собеседника необходимо обличить. Ибо если вести себя скромно и смиренно, нуждающийся во вразумлении собеседник будет расположен к тебе. Желая делать выговор, нам полезно действовать подобно Пророку, обличающему согрешившего Давида.

Смиренный разум должен сопровождаться печальным и потупленным взглядом, наружностью неопрятной, небрежными волосами и нечистой одеждой. Хитон должен быть затянут поясом. Походка не должна быть медлительной – это выдает душевное расслабление, а также торопливой – это признак порывистости души. Назначение одежды – защищать тело и в холод, и в жару. Посему она не должна быть пышной, изысканной и мягкой.

В пище, как и в одежде, следует искать лишь самое необходимое. Хлеб, вода, овощи и фрукты вполне достаточны для здоровья человека. Но, подчеркивает святой Василий, до и после трапезы должны совершаться соответствующие молитвы к Богу, дарующему нам материальные блага. Для вкушения пищи должно быть назначено конкретное время, неизменное день ото дня, чтобы за двадцать четыре часа, только этот час посвящался телу. Все остальные часы отводятся на работу ума.

Завершая письмо, святой говорит о сне. Сон должен быть соразмерен еде. Его полезно прерывать размышлением о важных вещах. Привычка к глубокому сну ведет к духовной гибели. Аскеты имеют обыкновение пробуждаться ночью, ибо ночная тишина дарит душе покой, поскольку ни зрение, ни слух не приносят в сердце вредоносных зрелищ и разговоров. Это позволяет разуму сосредоточиться на общении с Богом.

Таково основное содержание письма Василия Великого. Как мы убедились, оно рассказывает о пользе уединения и безмолвия, изучения Священного Писания, молитвы, духовных бесед, простоты в одежде и пище, кратковременности сна и совершенствовании человека.

Источник: «Βασιλειάς», Εόρτιος τόμος επί τη συμπληρώσει 1600 ετών από του θανάτου του Μ. Βασιλείου, εκδ. Ι. Μ. Θεσσαλονίκης. С. 155-159 (Издание, посвященное 1600-летию со дня кончины святого Василия Великого).

Часть1

Источник:"Пемптусия"

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий