Выражение монашеского опыта (продолжение)

 21  «… Грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает»  

 Пишешь, что, может быть, не прощено твое согрешение. Отцы думают иначе. При каждом согрешении, совершенном человеком, грех прощается, когда он покается, а воображение остается до последнего издыхания.

И когда человек слегка задремлет, когда немного вознерадит, оно представляет ему согрешение во время бодрствования или во сне, чтобы осквернить его помысл, чтобы сделать его ответственным за старый грех или хотя бы заставить его ум парить.

Разве ты не видишь пророка Давида, когда Нафан обличает его за Вирсавию? Он возглашает: «Согреших ко Господу!» И пророк ему говорит: «И Господь отъя согрешение твое»13. Итак, он был прощен сразу, однако до конца дней был наказуем.

Вначале умер младенец, которого родила Вирсавия. Затем согрешил его сын против его дочери Фамари. Потом за ним гнался его сын Авессалом… И все это он потерпел после прощения. Ты видишь, что, хотя грех и прощается, остается епитимья, соответствующая падению.

Разве ты не видишь святую Феодору Александрийскую, которая жила, как монах? Она согрешила, бежала, покаялась, стала святой. И, однако, за прелюбодеяние не понесла епитимьи. Когда она была оклеветана и изгнана, воспитала чужое дитя, только она одна знала, из‑за чего на нее возводится клевета.

А великий Ефрем? Разве его не посадили в тюрьму за то, что он якобы украл теленка, хотя он был святой? «Да, – сказал ему Господь, – сейчас ты не украл, но, когда был ребенком, не развязал ли ты его и он достался хищнику?»

Итак, хотя человек и получает прощение за свой грех, однако остается воображение согрешения и его действие.

И поскольку ты в последнее время вознерадел, Бог попустил, и против тебя восстал искушающий, чтобы ты проснулся. Посему встань и воззови: «Сыне Давидов, хочу прозреть!» И вот рядом Светодавец Иисус, озаряющий тебя светом покаяния и божественного познания.

Итак, не печалюсь, дитя мое, о прошедшем, а радуюсь о будущем. Ибо меншее от большаго благословляется14 и грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает.

Посему не смотри назад, а простирайся вперед.

И я весьма радуюсь, дитя мое, что ты хочешь учиться. И это прекрасный признак: когда кто‑нибудь хочет учиться, то обязательно что‑нибудь сделает, иначе быть не может. А если и не сделает, то считает, что есть другие, которые трудятся. И, укоряя себя, смиряется, прося у Бога, чтобы пришла Его милость и укрепила его. И так он достигает меры преуспевших в добродетели.

 Примечания:
1. Первые три дня Великого поста, в которые по святогорскому обычаю ничего не едят и не пьют. – Прим. пер.
2.  Порт, связывающий Святую Гору с внешним миром. – Ред.
3.  Деян. 17, 28.
4.  Иов. 42, 5–6.
5.  Ср.: Пс. 72, 2.
6.  Ср.: Пс. 39, 3.
7.  Ср.: Рим. 11, 34.
8.  Ср.: Пс. 129, 3.
9.  Ср.: Мк. 1, 24.
10.  Пс. 102, 12.
11.  Неботечец (слав.) – «бегущий по небу». В церковной письменности так именуется святой пророк Илия. – Прим. пер.
12.  Ин. 9, 4.
13.  2 Цар. 12, 13.
14.  Евр. 7, 7.

Назад         Начало      Вперёд

 

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий