Зеньковский В.В. О чуде

I.

Пусть те, кто сомневается в бытии Бога, допустят на время Его существование и спросят себя: как Он может действовать в мире? Совершенно ясно, что может быть всего два способа проявления Бога в мире: 1) или Бог действует в мире, пользуясь теми силами и законами, которые царят в мире, 2) или Бог сверх природных сил пользуется силами и законами, не присущими природе. Можно ли говорить о чуде в первом случае и если да, то можно ли признавать такие действия Бога чудесами?

Тот, кто признает бытие Бога, должен признать Его Творцом Вселенной, ибо если бы Бог и мир существовали независимо друг от друга, то это значило бы, что мир существует сам по себе, что в Боге мир не нуждается. Если бы это было так, то зачем бы нам нужно было признавать Бога? Именно то, что мир во всей своей бесконечности и силе, во всей своей подчиненности законам необъясним сам из себя, и ведет нас к признанию Бога. Не будем сейчас этого доказывать, но просто подчеркнем, что признавать бытие Божие — это значит признавать, что мир есть Его творение, что мир не существует сам по себе, что он не сам себя создал, но создан Богом. Признавать бытие Божие — то же самое, что признавать, что мир создан Богом. Бог есть Вечное, Абсолютное, ни от чего не зависимое бытие, а мир есть подчиненное времени, относительное, определенное законами бытие. Именно поэтому и недопустим и неверен пантеизм, провозглашающий, что Бог и мир одно и то же, <поэтому> нельзя говорить о Боге как мире. Пантеизм соединяет несоединимое, признает равным то, что явно различно. Потому и неизбежно признание Бога как Абсолютного и Вечного Начала, что мир не может быть понят из самого себя, что он должен иметь свою основу в том, что не ограничено, не условно и не относительно.

Признавать бытие Бога — значит признавать, что Бог создал мир. Мир создан Богом не только в своем составе, но и в своих законах, ибо мир не мог же сам себе предписать законы. Как раз христианство имеет ту огромную заслугу в истории европейской науки, что оно утвердило мысль, что в мире царит гармония и порядок, ибо над всем царит Бог, в котором нет ничего случайного и произвольного. От христианской идеи Бога-Вседержителя и развилась та идея, которая лежит в основе науки и которая утверждает, что в мире царят неизменные законы, царит порядок и гармония. В этом смысле самые строгие стремления науки найти всюду порядок, разыскать цепь причин и следствий вполне соответствуют христианскому сознанию о Боге. Но признавать порядок и закономерность в мире значит ли отвергать тем самым действие Бога в мире? Так наз<ываемый> деизм как раз заключается в том, что, видя в Боге Творца мира, он признавал, что Бог, создав мир и определив его законы, совершенно прекратил всякое участие в мире, как бы отстранился от мира, так что мир после его сотворения живет уже вне Бога, сам по себе. Думать так — это значит приписывать Богу равнодушие к миру, значит признавать, что Господь создал мир по какому-то капризу, вообще это значит приписывать Богу такие свойства, которые несоединимы с Его божественной сущностью. Если Господь создал мир и сообщил ему все необходимые для его развития силы, то почему же Он должен был бы отворачиваться от мира? Как бы ни был совершенен мир при его создании, он все-таки был только тварным, а не самостоятельным бытием. Если человек, создавая машины, орудия или иные вещи, не перестает заботиться о том, что он создал, почему думать, что Бог, создав мир, навсегда и бесповоротно отвернулся от мира? Для людей верующих бесконечно много сказано о действии Бога в мире в словах Спасителя: «Отец Мой доныне делает» (Иоан. V, 17). Но и для того сознания, которое только допускает бытие Бога, нельзя признать Бога Творцом мира и затем отрицать категорически заботу Бога о мире. Нет решительно никаких оснований отвергать это, кроме предположения, что жизнь мира можно объяснить без Бога. Это предположение никак не может быть доказано, как мы сейчас увидим, но для тех, кто его признает, оно, конечно, имеет силу, но только как предположение. Люди, пользующиеся этим предположением, просто хотят обойтись в объяснении жизни мира без Бога; это их право, но нельзя предположения выдавать за факты. Бесспорно одно: нет никаких обязательных оснований отвергать участие Бога в жизни мира.

В самом деле, если Бог создал мир и определил его законы, то Он может направлять жизнь мира, не нарушая законов мира и пользуясь силами, присущими миру. Если человек, создающий автомобили, аэропланы и иные машины, может управлять ими, т. е. приводить их в движение или останавливать, ускорять или замедлять, поворачивать их в одну или другую сторону, то как можно отвергать эту возможность у Бога?
Тот, Кто создал мир, неужели не может ускорять или замедлять жизнь мира, направлять ее в одну или другую сторону, не нарушая законов мира, как не нарушает законов механики, а лишь пользуется ими шофер? Мы говорим сейчас только о том, возможно ли (принципиально) признание действия Бога в мире —  в соответствии с законами мира. И на этот вопрос может быть только один ответ: да, возможно. Если допустить существование Бога, то надо допустить возможность Его действий в мире без нарушения законов, Им же установленных. Допущение это прямо подсказывается тем простым фактом, что и мы, создавая какие-либо машины, можем управлять ими, достигать известных целей, не нарушая законов машины, а лишь пользуясь ими.

Признание возможности действий Бога в мире есть, конечно, признание возможности чуда в мире (в первом, отмеченном выше смысле этого слова). Чудом это действие Бога должно быть названо потому, что то или иное событие наступает здесь не само по себе, не в силу случайности или слепого хода явлений, а потому, что Бог направил все явления так, что они привели к определенному событию. Но если бы дело обстояло так, как мы говорим, то как решить, явилось это событие (совершенно «естественное», т. е. не выходящее за пределы известных нам явлений природы) «чудом», т. е. действием Бога или оно произошло само собой? Это ставит перед нами вопрос, как можно узнать, имеем ли мы дело с чудом или нет. Необходимо разрешить этот вопрос прежде, чем мы продолжим начатое рассуждение.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий