Зеньковский В.В. О чуде

II.

Если бы кто-либо из наших друзей хотел cделать для нас что-нибудь незаметно, так, чтобы мы думали, что все произошло «само собой», едва ли это было бы трудно. Мы хорошо знаем, что в жизни нашей есть немало «случайного», и если что-либо случается с нами именно тогда и так, как это нам нужно, то нам очень легко увидеть здесь действие случая. Под покровом «случайности» очень легко незаметно влиять на жизнь наших друзей и близких — притом так, что очень трудно будет догадаться о том, что на самом деле здесь не было никакой случайности. Связано это с самой природой случайности, которую лучше всего раскрыл французский философ Курно34. Его мысль такова: случайность, т. е. неподчиненность каким-либо законам, какой-либо необходимости, мы имеем там, где встречаются два каких-либо независимых друг от друга события. Каждое из них подчинено строгой причинности и не имеет само в себе никакой случайности, — но встреча их в определенном пункте времени и пространства взаимно случайна. Если я еду куда-либо и встречаюсь со своим знакомым случайно, то это значит, что мой путь определялся независимо от мысли о встрече со знакомым, равно как и путь моего знакомого определялся какими-то внутренними мотивами его. Я избрал определенный путь или потому, что привык к нему, или потому, что он удобен, дешевле, короче, — и то же сделал и мой знакомый. Мы могли бы разминуться и продолжали бы каждый свой путь независимо друг от друга, но вышло так, что наши пути пересеклись и мы встретились. Для нас обоих это было совершенно случайно, но тем не менее эта случайность могла совершенно переменить наши действия — каждый из нас мог сообщить друг другу такие сведения, которые делали наш дальнейшей путь ненужным, бесплодным. Случайная встреча в этом случае оказалась очень существенным и влиятельным фактором в поведении нас обоих.

Но эта наша случайная встреча могла быть и подстроена кем-нибудь третьим, кто, в силу каких угодно причин, мог хотеть этой встречи для кого-либо из нас. Зная нас обоих, зная о наших планах, этот третий человек без особых усилий мог посоветовать обоим или одному из нас отправиться именно по определенному пути и в определенное время. Эта подстроенность встречи, с первого взгляда казавшейся случайной, может легко раскрыться, но может навсегда остаться закрытой — и только в душе нашей, если, например, встреча была полезной и радостной, сохранится благодарное чувство к тому, кто дал нам хороший совет.

Все это рассуждение целиком применимо к действию Бога в мире. Бог — наш друг, Ему ведомы все движения нашей души, все желания и чувства, все даже закрытые для нас самих стремления наши; Он может послать мне ту встречу, которой я жажду, в которой я нуждаюсь, но которой сам я никак не мог бы придумать или устроить. Бог может направить меня туда, где как раз должен быть человек, мне нужный или дорогой. Он может взаимно согласовать наши пути так, что встреча наша должна была произойти. Для того чтобы это осуществилось, достаточно было бы, чтобы Бог направил и согласовал мои действия с действиями другого человека. И если это возможно иногда для человека, могущего притом остаться совершенно закрытым от нас обоих в своем влиянии на нас, тем более возможно это для Бога, которому ведомы наши пути и наши планы, которому открыты наши желания. Бог может внушить и мне, и моему знакомому именно то, что нам нужно. Свобода наша остается этим незатронута, ибо Бог побуждает, а не понуждает. Обыкновенно мы легко и просто отдаемся какой-либо мысли, если она ярко и определенно предстанет перед нами, хотя можем и не последовать за ней. Так, не стесняя нашей свободы, ничем не давая нам заметить своей воли, Бог направляет действия многих людей, создает встречи или, наоборот, устраняеть их и тем влияет на нашу жизнь. Значение случайных встреч в жизни нашей так огромно, что это едва ли нужно особенно раскрывать. От этих случайных встреч зависят наши привязанности, движения любви и симпатии, определяющие порой всю нашу жизнь, от них зависит понимание жизни и выбор тех или иных путей ее. Этих «точек случайности», точек, которые не зависят от моей воли, но которые затем имеют большое влияние на меня, бесконечно много в жизни каждого человека. И как раз под покровом этих случайностей чаще всего и совершается действие Бога в мире, Его забота о нас, о нашем благополучии и здоровье.

Но если это так, то как мы можем узнать, что под покровом случайности сам Бог определил то или иное событие в моей жизни? Нет никакого сомнения, что для нас часто проходит незамеченным, неузнанным участие Бога в нашей жизни; лишь по мере роста в нас духовной жизни, по мере развития в нас духовного зрения для нас все больше открывается благодатная сила, ведущая нас. По слову Божию, «чистые сердцем Бога узрят». Под чистотой сердца разумеется свобода его от плененности суетой жизни; можно быть добрым, искренним, чистым человеком, глубоко верующим в Бога и быть в то же время в плену наших каждодневных забот и тревог, быть без конца погруженным в маленькие дела и трудности, которыми обыкновенно бывает заполнена наша жизнь. И это значит, что сердце не будет свободно для духовной жизни, не будет в состоянии духовно созерцать мир и Бога. При закрытости сердца в нем как бы действует «косность», инерция. Мы глядим и не видим, слушаем и не слышим. Так было с двумя учениками, шедшими в Эммаус, которых Господь упрекал в «несмысленности и косности» их сердец, — а они были чистые, глубокие, верующие люди. Чувствовать дыхание Божие над нами, видеть свет, от Него исходящий, сердцем отзываться на Его присутствие в «случайных» фактах жизни — дается нам лишь тогда, когда сердце наше очищается от плена суеты и злобы дня. Вот отчего мы духовно словно спим и, наблюдая факты жизни, видим лишь их поверхность, в которой действительно нет и намека на то, что в их устроении была воля Божия, — и не видим того, что стоит за этими фактами. Чудес, т. е. действий Бога в мире, так много, они случаются на каждом шагу, только их чудесная сторона, их определенность волей Божией остается для нас закрытой и незамеченной. Мы проходим мимо чудес, не чувствуя в них Бога, мы видим только поток фактов и бесчисленные точки случайности. И, конечно, извне эти точки случайности так же не заключают в себе данных о действии Бога, как в движении машины тоже видна лишь последовательность процессов, а не воля машиниста. Эта воля выступает перед нами лишь тогда, когда мы берем движения машины в целом. То, что сказано о случайности в жизни человека, целиком может быть перенесено и на жизнь природы. В природе есть много точек случайности в указанном уже смысле — встреча тех или иных явлений начинает собой новый ряд фактов, вытекающих именно из встречи явлений. Это — случайность, но под покровом ее может быть и рука Божия, направляющая или отводящая встречи явлений. Дожди, ветры, засуха, явления из жизни растений и животных еще в большей степени, чем жизнь человека, зависят от того, какие явления приходят в соприкосновение, т. е. зависят от случайности. Бог может действовать в этих явлениях, но для внешнего взора это участие Бога никогда ничем открыто быть не может.

Я думаю, что сказанным совершенно достаточно разрешается вопрос о возможности чудес. Если чудо есть действие Бога в природе или в жизни людей, то в тех случаях, где Господь управляет событиями в пределах естественных сил путем комбинирования и встреч разных явлений (а мы пока говорим только о таких чудесах), совершенно возможно, принципиально допустимо чудо. Оно не будет чудом для того, кто внешне глядит на факты и ничего, кроме «точек случайности» (встреч двух или нескольких независимых явлений), не видит в них. Такой наблюдатель совершенно прав для себя, — но он никак не может отвергать принципиальной возможности того, что в точках случайности действовала Высшая Сила, действовал Бог. Принципиальная допустимость такого действия Бога является для внешнего наблюдения пустой и ненужной гипотезой, однако, все же гипотезой допустимой. Для нас пока важно подчеркнуть именно это: чудо возможно в пределах порядка природы, без нарушения ее законов, без действия внеприродных сил. Чудо кроется здесь в «точках случайности», в комбинации или встрече тех или иных причинных рядов. Для религиозного сознания совершенно бесспорно, что Бог действует часто именно так, — и это понятие чуда совершенно совместимо с признанием закономерности в природе, не отменяемой и не устраняемой влиянием Бога на ход событий в природе. Признавая принципиальную возможность чуда в указанном смысле, мы, конечно, вовсе еще не решаем вопроса о реальности чуда, о его действительной наличности. Для религиозного сознания, чем оно духовно глубже, чище, свободнее, тем чаще и больше выступает с непререкаемой силой участие Бога в жизни нашей, тем чаще под покровом случайности открывается воля Божия. Но если бы все чудеса, все действия Бога были только указанного типа, то для неверующего сознания понятие чуда всегда оставалось бы пустым и ненужным, но вместе с тем никогда не могло бы быть отвергаемо (с принципиальной точки зрения) допущение, что все же чудо есть. И если верующие люди устанавливают реальность чуда, то эта реальность не ослабляет и ничего не меняет во внешней ткани явлений, вполне объяснимых без чуда. Религиозное и научное описание фактов в этих случаях совершенно не устраняют друг друга, не противоречат и не исключают одно другим. Научное описание фактов оказывается лишь беднее и поверхностнее, а религиозное — богаче и глубже. Религиозное описание фактов, включая в себя все, что дает внешнее их изучение, привносило бы лишь дополнительное указание на участие Бога в изучаемых фактах.

Иначе дело обстоит, если мы перейдем к чудесам второго типа, в которых выступают сверхприродные силы. Здесь или обязательно признать самый факт, или найти все же естественное его объяснение, или, наконец, отвергать самый факт и говорить об обмане или самообмане тех, кто удостоверяет эти факты. Но именно анализ этих фактов позволяет поставить со всей силой вопрос о реальности чудес. Если в первом типе чудес для нас стала бесспорна возможность чудес, принципиальная допустимость их, то для чудес второго рода этой идеи уже недостаточно — тут приходится или признать реальность чудес, или опорачивать самые факты.
Обратимся теперь к этим фактам.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий