Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. Глава I

Помазание на царство: Эволюция обряда в связи с представлением о природе монаршей власти 

§ 4. Эволюция инаугурационного помазания монарха на Западе

Борис Успенский. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов Инаугурационное помазание монарха на Западе в дальнейшем претерпевает определенную эволюцию, обсуждение которой, вообще говоря, выходит за рамки нашего рассмотрения. Отметим, в частности, что пер­воначальное помазание головы может распростра­няться затем и на другие члены92; тем не менее, помаза­ние головы до поры до времени остается, по всей ви­димости, главным моментом церемонии.

Порядок помазания императора существенно меня­ется после реставрации Римской империи при Оттоне I (962 г.): с этого времени при поставлении императора вместо головы начинают мазать правую руку, а также междуплечие поставляемого монарха, причем пома­зание совершается елеем (de oleo ехогcizato»), а не ми­ром; такого рода помазание совершает епископ Остии, после чего папа коронует императора93. Это, по всей видимости, связано с усилением папской власти, т. е. со стремлением пап подчеркнуть превосходство духов­ной власти над светской94.

Обращает на себя внимание помазание междуплечия при поставлении на престол: этот обряд, по- видимому, заимствован из обряда крещения. Действи­тельно, помазание междуплечия (как и груди) — и именно елеем, а не миром — входило в обряд креще­ния, предшествуя крещению как таковому (т. е. погру­жению или обливанию)95. Как видим, новый порядок помазания императора сохраняет связь с обрядом кре­щения, однако связь эта определенным образом пере­осмысляется. Если помазание головы миром завершает обряд крещения, то помазание междуплечия (и груди) елеем предваряет этот обряд. Соответственно, если ранее помазание головы монарха могло воспринимать­ся как частичное обновление крещения и ассоцииро­ваться с идеей посвящения в цари и священники, то теперь помазание междуплечия призвано предварять коронацию: обе церемонии таким образом объединяют­ся, представая как одно целое; как кажется, основной акцент переносится при этом на коронацию (которая, видимо, и может ассоциироваться с крещением как инициационным ритуалом).

Итак, помазание императора в Риме существенно от­личается теперь от исконного франкского обряда по­мазания королей, восходящего к поставлению Пипина Короткого96. Этот обряд был затем распространен и на поставление королей.

Так, папа Иннокентий III в декрете «De sacra unctioпе», 1204 г. (§§ 4, 5) заявляет, что помазание головы (миром) должно производиться исключительно при поставлении епископа, но никак не при поставлении монарха, поскольку епископ, в отличие от монарха, является главой церкви97; у монархов же должна быть помазуема рука, и при этом не миром, а елеем98. На этом основании здесь предписывается изменить соот­ветствующим образом процедуру инаугурационного помазания монарха. Ср.: «§ 4. Hoc unguento caput et manus episcopi consecrantur. Per caput enim mens intelligitur... Per manus opera intelliguntur... Manus igitur ungitur oleo pietatis, ut episcopus operetur bonum ad omnes, maxime autem ad domesticos fidei. Caput autem ungitur balsamo caritatis, ut episcopus diligat Deum ex toto corde, et ex tota mente, et ex tota anima, et proximum suum sicut se ipsum. Caput inungitur propter auctoritatem et dignitatem, et manus propter ministerium et officium... § 5. Unde in veteri testamento non solum ungebatur sacer- dos, sed etiam rex et Propheta... Sed ubi Iesus Nazarenus, quern unxit Deus Spiritu sancto, sicut in Actibus Apostolorum legitur, unctus est oleo pietatis prae consortibus suis, qui secundum Apostolum est caput ecclesiae, quae est corpus ipsius, principis unctio a capite ad brachium est translata, ut princeps extunc non ungatur in capite, sed in brachio, sive in humero, vel in arm о ... Refert autem inter pontificis et principis unctionem, quia caput pontificis chrismate consecratur, brachium vero principis oleo delini- tur, ut ostendatur, quanta sit differentia inter auctoritatem pontificis et principis potestatem» ". Из этого декрета следует, что инаугураци­онное помазание головы при возведении на престол монархов продолжало еще совершаться. Оно продол­жало совершаться и в дальнейшем, а именно при по­ставлении королей Франции и Англии: несмотря на предписания папы, коронации по-прежнему предшест­вовало здесь помазание головы100.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий