Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. Глава I

Помазание на царство: Эволюция обряда в связи с представлением о природе монаршей власти

Борис Успенский. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов § 1. Помазание Пипина Короткого и начало традиции инаугурационного помазания монарха в Европе

Традиция инаугурационного помазания монарха в Европе непосредственно восходит к интронизации Пипина Короткого в середине VIII в. Еще раньше, а именно во второй половине VII в., помазание при воз­ведении на престол совершалось у испанских визи- готских королей, однако обряд поставления Пипина Короткого никак не связан, по-видимому, с визиготской традицией1; напротив, после поставления Пипина мы наблюдаем непрерывную традицию инаугура­ционного помазания монарха, доходящую до наших дней.

Эта традиция имела место как на Западе, так и в Ви­зантии, однако в Византии соответствующий обряд по­является относительно поздно — надо полагать, под западным влиянием. Вслед за тем уже под византийс­ким влиянием помазание на царство появляется и на Руси.

Необходимо иметь в виду при этом, что помазание монарха (царя) на православном Востоке имело другое значение, чем на Западе, т. к. на Востоке не было по­мазания епископов и священников; иначе говоря, этот обряд не мог вызывать здесь ассоциации монарха со священнослужителем. Напротив, на Западе такого рода ассоциации были весьма актуальны; они игралисущественную роль в эволюции интересующего нас обряда. Следует подчеркнуть, вместе с тем, что в VIII в., когда был помазан Пипин Короткий, помазание при ординации (помазание священнослужителей) не было принято в римской церкви2: такого рода ассоциа­ции появляются здесь позднее.

Вопрос о том, когда именно и при каких обстоя­тельствах обряд помазания на царство появляется в Византии, остается открытым. Большинство исследо­вателей склоняется к мысли, что это произошло в XII—XIII в. При этом целый ряд специалистов — в их числе такие авторитетные ученые, как Георгий Ос­трогорский, Эдуард Айхманн, Антон Михель или Жильбер Дагрон, — полагает, что этот обряд появ­ляется в Византии в результате IV Крестового похода. По мнению этих исследователей, помазание на царство впервые имело место в Константинополе 16 мая 1204 г. при коронации Балдуина Фландрского (пер­вого латинского императора в Константинополе); этот обычай, как считают названные ученые, заимствовал ос­нователь Никейской империи Феодор I Ласкарь, вен­чавшийся на царство в 1208 г., после чего данная тра­диция прочно укоренилась в Византии: с концом Ла­тинской и Никейской империи традиция эта продол­жала соблюдаться в империи Палеологов3. Ниже мы вернемся к обсуждению этого предположения.

Пипин был помазан как король франков Бонифа­цием, архиепископом майнцским: это произошло в Суассоне в ноябре 751 г.4 Вслед за тем Пипин был вторично помазан 28 июля 754 г. в Сен-Дени — на этот раз папой римским Стефаном II5.

Необходимость вторичного помазания была, оче­видно, обусловлена тем обстоятельством, что пома­зание Пипина в 751 г. было совершено не папой, а епископом; повторение данного обряда в 754 г. при­звано было подтвердить его действенность; говоря о вторичном помазании Пипина, автор «Франкской хро­ники» сообщает: «... apostolicus Stephanus confirmavit Pippinum unctione sancta in regem et cum eo inunxit duos filios, eius, domnum Carolum et Carlomannum, in regi- bus»6. Характерным образом, обращаясь к сыновьям Пипина, Карлу и Карломану, папа заявлял, что они по­мазаны самим апостолом Петром: «per beatum Petrum principem apostolorum, qui vos in reges unxit»7; тем са­мым подчеркивалось значение именно папского по­мазания, что отвечает характерному для римской цер­кви представлению об исключительном положении папы как наместника апостола Петра.

Пипин был первым монархом, возведенным на пре­стол папой римским; после него это становится тра­дицией. Для того чтобы помазать Пипина, папа должен был приехать во Францию (ни один папа до этого не пересекал Альпы); сын Пипина, Карл Великий, уже едет в Рим, для того чтобы быть коронованным папой8.

Необходимо отметить, что Пипин — в отличие от последующих монархов — был помазан, но не короно­ван: в этих условиях помазание получало особое значе­ние, выступая как единственный обряд возведения на престол9. В известном смысле поставление Пипина ока­зывается противопоставленным поставлению византий­ских императоров: если помазание Пипина не сопро­вождается коронацией, то коронация византийских императоров в это время не сопровождается пома­занием.

Эта традиция инаугурационного помазания и была затем унаследована в Византии. При этом как на За­паде, так и в Византии крестообразно мажется голо­ва монарха, возводимого на престол10; именно так, по-видимому, и был помазан Пипин Короткий11.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий